ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ»
материал (старшая группа) на тему

Материал содержит   игры и упражнения  развивающие тонкую моторику рук, речь детей старшего дошкольного возраста. Игры подобраны в соответствии с лексическими темами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_publikatsii.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА  ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ»

Месяц

Тема, мероприятия

СЕНТЯБРЬ

Мониторинг

«Дары осени: овощи, фрукты, ягоды»

Натюрморт «Дары осени»

«Узнай, что это?»

«Что выросло на грядке?»

«Собираем урожай»

«Сушка фруктов»

«Осень. Деревья, кустарники»

«Красивые листочки»

«Сложи лист»

«Волшебные рисунки»

«Волшебные ниточки»

ОКТЯБРЬ

Консультация для родителей «Готовим руку к школе»

«Одежда, обувь, головные уборы»

«Теплая меховая одежда»

«Пластилиновые жгутики»

«Ножницы потерялись»

«Разрезные картинки»

«Маленький модельер»

«Сушка белья»

«Бабушкины помощники»

«Красивая обувь»

«Птицы»

«Кто это?»

«Это птицы»

«Волшебные рисунки»

«Красивая птица»

«Кто спрятался в комочке?»

«Птицы из проволоки»

«Мама кормит птенчика»

«Сорока-воровка».

«Наше тело»

«Кто это?»

«Кто в домике живет?»

«Я рисую»

«Художник-модельер»

«Пластилиновые жгутики»

«Поможем бабушке»

«Ловкие ручки»

НОЯБРЬ

«Животные жарких стран»

«Кто это?»

«Кто где живет?»

«Маленький конструктор»

«Животные Севера»

«Картинки из манки »

«Разрезные картинки»

«Волшебные ниточки»

«Комнатные растения»

«Наши зелёные друзья»

«Пластилиновые жгутики»

«Посадим цветок»

«Зимний сад»

ДЕКАБРЬ

«Зима»

«Снежинки»

«В лесу родилась елочка»

«Снеговик»

«Зимнее дерево»

«Покормим птиц»

«Цветные льдинки»

«Разрезные картинки»

«Домашние и дикие животные»

«Маленький конструктор»

«Угощение для зайки и котенка»

«Кто чем питается?»

Коллективная работа «Кто, где живет?»

«Мебель»

«Это мебель»

«Мебель для гостиной»

«Покрывало»

«Что спряталось в комочке?»

ЯНВАРЬ

«Транспорт»

«Что спряталось в комочке?»

«Разрезные картинки»

«Собери машину»

«Пластилиновые жгутики»

«Палочки-выручалочки»

ФЕВРАЛЬ

«Профессии»

«Строители»

«Фармацевт»

«Врач окулист»

«Инструменты»

«Орудия труда»

«Конструктор»

«Удобный инструмент»

«Маленькие ткачи»

«Волшебные рисунки»

«Защитники Отечества»

«Разрезные картинки»

«Военная техника»

«На военном складе»

«Посуда»

«Чайная пара»

«Пластилиновые жгутики»

«Склеим чашку»

«Разноцветная ваза»

«Волшебный мешочек»

МАРТ

«Международный женский праздник»

«Подарок для мамы»

«Букет на праздник»

«Обитатели водоёмов, водоплавающие птицы»

«Сложи картинку»

«Волшебная ниточка»

«На озере»

«Явления природы весной»

«Почки распускаются»

«Разрезные картинки»

«Посадка фасоли»

АПРЕЛЬ

«Хлеб»

«Пекарня»

«Обведи по контуру»

«Космос»

«Маленький конструктор»

«Космический корабль»

«Цветы»

«Не ошибись»

«Поляна с цветами»

«Насекомые»

«Волшебная ниточка»

«Маленькие жители»

МАЙ

«Наш город, улица»

«Строим высотный дом

«Сосчитай, сколько этажей»

«Строители»

«Маленький архитектор»

«Здравствуй, лето!»

«Цветочная поляна»

«Летний дождь»

«Летний пейзаж»

Итоговый мониторинг

СОДЕРЖАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

СЕНТЯБРЬ

 «Дары осени: овощи, фрукты, ягоды»

1. Натюрморт «Дары осени» - обрывание по контуру овощей и фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом.

  1. «Узнай, что это?» - определение овощей и фруктов на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
  2. «Что выросло на грядке?» - Выкладывание овощей и фруктов пластилиновыми жгутиками по контуру.
  3.  «Собираем урожай» - скатывание из фольги овощей и фруктов
  4. «Сушка фруктов» - нанизывание  на  проволоку кружочков из толстого картона с дырочкой посередине.

 «Осень. Деревья, кустарники»

  1. «Красивые листочки» - обводка трафаретов листьев клена, дуба, штриховка и раскрашивание по устной инструкции (трафареты из ватмана, не картонные).
  2. «Сложи лист» - складывание листа (кленового, дубового),
    разрезанного на 6 частей.
  3. «Волшебные рисунки» - рисование листьев разных деревьев пальцем на песке.
  4. «Волшебные ниточки» - выкладывание деревьев, листочков, пейзажа из разноцветных ниточек.

ОКТЯБРЬ

«Одежда, обувь, головные уборы»

  1. «Теплая меховая одежда» - обводка трафаретов шубы и шапки и имитация меха путем рисования коротких штрихов, завитков на полученном контуре.
  2. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание платья пластилиновыми жгутиками по контуру.
  3. «Ножницы потерялись» - обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
  4. «Разрезные картинки» - собирание картинок с предметами одежды из 6-8 частей.
  5. «Маленький модельер» - конструирование предметов одежды, обуви, головных уборов  из геометрических форм.
  6. «Сушка белья» - развешивание кукольной одежды на бельевой веревке и пристегивание тугими прищепками.
  7. «Бабушкины помощники» - наматывание   клубков из толстых ниток
  8. «Красивая обувь» - заполнение объема трафарета предметов обуви
    геометрическими фигурами по методу цветной мозаики.

«Птицы»

  1. «Кто это?» - обводка трафарета птицы из ватмана, штриховка в разных направлениях (по показу).
  2. «Это птицы» - выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками по контуру.
  3. «Волшебные рисунки» - рисование на песке большой и маленькой птицы.
  4. «Красивая птица» - обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики.

5. «Кто спрятался в комочке?» - разглаживание смятых комочков бумаги со спрятанными в них трафаретами птиц с последующей обводкой и раскрашиванием.

6.  «Птицы из проволоки» - выгибание из проволоки геометрических форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы.

7. «Мама кормит птенчика» - сортировка зерен риса, семечек подсолнуха

8. «Сорока-воровка» - нанизывание бус с: отверстиями разного диаметра на проволоку или леску.

«Наше тело»

  1. «Кто это?» - Обрывание лишней бумаги по контуру фигуры человека (из частей), выкладывание и наклеивание.
  2. «Кто в домике живет?» - Выкладывание из палочек дома и
    силуэта человека или животного с соблюдением пропорций.
  3. «Я рисую» - рисование человека на песке пальцем.
  4. «Художник-модельер» - обводка трафарет» манекена и
    раскрашивание (трафарет из ватмана, не картонный).

5.  «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуры человека по контуру.

6. «Поможем бабушке» - сортировка гороха и перловки.

7. «Ловкие ручки» - завязывание бантиков из шнурков, тесьмы, лент.

НОЯБРЬ

«Животные жарких стран»

  1. «Кто это?» - Определение на ощупь, с предварительным рассматриванием, какие дикие животные изображены на плоскостных трафаретах, объем которых заполнен гречневой крупой.
  2. «Кто где живет?» - Обводка трафарета дикого животного, штриховка  по устной инструкции.

3. «Маленький конструктор» - выгибание из проволоки  геометрических фигур и выкладывание из них силуэтов животных

«Животные Севера»

  1. «Картинки из манки » - заполнение контура, обработанного клеем, сухой манкой
  2. «Разрезные картинки» - сложить картинку дикого животного из 6-8 частей
  3. «Волшебные ниточки» - выкладывание контура животных из цветных ниток

«Комнатные растения»

1. «Наши зелёные друзья» - обводка трафаретов комнатных растений, штриховка слева направо, справа налево.

  1. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание растений по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.
  2. «Посадим цветок» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания; намазать заготовки клеем, выложить изображения комнатных растений.
  1. «Зимний сад» - выкладывание комнатных растений из спичек.

ДЕКАБРЬ

«Зима»

1. «Снежинки» - складывание снежинок из бумаги (техника «оригами»)

2. «В лесу родилась елочка» - обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево.

3.  «Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.

4. «Зимнее дерево» - выкладывание дерева из спичек.

5. «Покормим птиц» - сортировка крупы для птиц: перловка и горох.

6. «Цветные льдинки» - собирание птицы из цветной мозаики по образцу.

7.«Разрезные картинки» - складывание картинки птицы из 6-8 частей.

«Домашние и дикие животные»

1.        «Маленький конструктор» - выкладывание из спичек любого дикого животного, а из пластмассовых палочек - домашнего.

2.        «Угощение для зайки и котенка» - выгибание предметов из проволоки,

  1. «Кто чем питается?» - в «сухом бассейне» найти предмет, определить его на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.
  2. Коллективная работа «Кто, где живет?» - обвести трафарет дикого или домашнего животного, вырезать его и поместить в лес или на подворье, изображенные на большом листе бумаги.

 «Мебель»

  1. «Это мебель» - обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов
  2. «Мебель для гостиной» - выкладывание из палочек  предметов мебели
  3. «Покрывало» - сложить полотно из 6-8 лоскутков.
  4. «Что спряталось в комочке?» -  разгладить комочек смятой бумаги, найти там трафарет предмета мебели, обвести и заштриховать

ЯНВАРЬ

«Транспорт»

  1.  «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятых  комочков бумаги,  обведение изображений транспорта по контуру, штриховка.
  2. «Разрезные картинки» - сложить картинку из 6-8 частей.
  3. «Собери машину» - заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3кружка), выкладывание грузовика и наклеивание.
  4. «Пластилиновые жгутики» - выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками по контуру.
  5. «Палочки-выручалочки» - складывание из палочек изображения транспорта

ФЕВРАЛЬ

«Профессии»

  1. «Строители» - выкладывание дома из цветной мозаики.
  1. «Фармацевт» - заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть комочек пластилина и придавить его на бумажную полоску).
  2. «Врач окулист» - выкладывание из палочек букв разной величины для диагностики зрения

«Инструменты»

  1. «Орудия труда» - обрывание лишней бумаги по контуру (топор, лопата, молоток).
  2. «Конструктор» - выкладывание из  палочек орудий труда (по памяти, с предварительным рассматриванием образца).
  3. «Удобный инструмент» - обматывание палочки («ручки  инструмента») ниткой,
  4. «Маленькие ткачи»- плетение коврика на станке.
  5. «Волшебные рисунки» - рисуем орудия труда на песке.

«Защитники Отечества»

1. «Разрезные картинки» - складывание картинки из 5-6 частей

2. «Военная техника» - выкладывание изображений их спичек

3. «На военном складе» - сортировка снарядов - пуговиц

«Посуда»

1. «Чайная пара» - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветными точками.

2. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание посуды по контуру пластилиновыми жгутиками.

3. «Склеим чашку» - собрать трафарет чашки, разрезанный на 6-8 частей.

4. «Разноцветная ваза» - заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клоков от листа цветной бумаги, наклеивание их).

5. «Волшебный мешочек» - определение предметов посуды на ощупь

МАРТ

«Международный женский праздник»

  1. «Подарок для мамы» - плетение скатерти-шотландки из цветных бумажных полосок.
  2. «Букет на праздник» - выкладывание цветов из геометрической мозаики

«Обитатели водоёмов, водоплавающие птицы»

1.«Сложи картинку» - складывание картинки с изображением обитателей водоёмов из 5-6 частей

2.«Волшебная ниточка» - выкладывание контура водоплавающих птиц из ниток

  1. «На озере» - обведение шаблонов водоплавающих птиц, штриховка в разных направлениях

«Явления природы весной»

1. «Почки распускаются» - отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и примазывание их к веткам дерева, нарисованного на альбомном листе.

2. «Разрезные картинки» - сложить картинку с изображением весенних примет, разрезанную на 8 частей.

3.  «Посадка фасоли» - из черного пластилина делается «грядка», дети вдавливают фасолинки в пластилин («сажают»)

АПРЕЛЬ

«Хлеб»

  1. «Пекарня» - сложить изображение хлебных изделий из 5- 6 частей

  2. «Обведи по контуру» - обведение картинок  простым карандашом по контуру

«Космос»

1.«Маленький конструктор» - выкладывание из пластмассовых палочек космических летательных аппаратов (ракета, спутник, луноход)

2.  «Космический корабль» - выгибание предметов из проволоки

«Цветы»

 1. «Не ошибись» - после предварительной беседы определить на ощупь, сколько цветов изображено на плоскостном трафарете из наждачной бумаги        

 2. «Поляна с цветами» - обвести трафареты цветов (больших и поменьше) и заполнить объем клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики

«Насекомые»

1. «Волшебная ниточка» - выкладывание насекомых из цветных ниток

2. «Маленькие жители» - обведение шаблона насекомого  и штриховка

МАЙ

«Наш город, улица»

  1. «Строим высотный дом - работа с мелкими кубиками
  2. «Сосчитай, сколько этажей» - определение количества этажей в доме - трафарете по окошкам (считать их снизу вверх); обводка трафаретов и штриховка «под кирпич».
  3. «Строители» -  выложить  дом из палочек с заданным количеством этажей
  4. «Маленький архитектор» - выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру.

«Здравствуй, лето!»

1. «Цветочная поляна» - рисование цветов палочкой на песке

2. «Летний дождь» - выкладывание дождинок и луж из цветных ниток

3. «Летний пейзаж» - коллективное составление картинки методом обрывания бумаги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию мелкой моторики в подготовительной группе

Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики детей в подготовительной группе. Может быть полезной и для учителей начальных классов для подготовки детей к письму в период обучения г...

Перспективный план по развитию мелкой моторики в подготовительной группе

Перспективный план   по развитию мелкой моторики в подготовительной группе Сентябрь 1 неделя: Тема "Детский сад и игрушки"...

Перспективный план по развитию мелкой моторики в старшей логопедической группе ФФНР.

В данном планировании представлен материал по развитию мелкой моторики в соответствии с лексической темой...

Перспективный план по развитию мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации в старшей группе.

Цель: Развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики,  Задачи:развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;развивать воображение де...

Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей старшей группы.

Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей старшей группы....