Консультация для воспитателей "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"
консультация на тему

Консультация для воспитателей по сенсорике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorika.docx43.86 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Слайд 3 Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Слайд 4 Цельюсенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

На этой основе выделяются следующие задачи:

  • Формирование у детей систем перцептивных действийПерцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивныхопераций.
  • Формирование у детей систем сенсорных эталонов
  • Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.

Слайд 5 Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:

  • Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
  • Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • Три величины; большая, средняя, маленькая.

В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы.

Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко» и др.    Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал. Использовала и игры-самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», мобиль «Карусель» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т.е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.

Слайд 10 Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я заметила особый интерес к уголку ряжения. Мною были сшиты юбочки с ободочками синего, красного, желтого и зеленого цветов. При одевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета.

Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю кружку и синюю тарелку и т.д.

Я учила ребят узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагала детям найти предметы заданного цвета: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку и т.д.»

Слайд 11 Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.

Слайд 12 Проводилась работа и с родителями. Были проведены и оформлены консультации. Подробно рассказала родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Оформлялась выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, Объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома.

Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.

Средства сенсорного воспитания детей

   Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

   Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

   В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

   Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

   Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые формы говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

    В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

2 этап  – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.д.

   Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры. (4,12)

   В качестве средств сенсорного воспитания  у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

   Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

      Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих,  принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

   Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.(14, 16)]

   В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность:

1.повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;

2. оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

4. соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

   Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе,  через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка.

   Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Само развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

   Другое средство развития детской сенсорики – конструирование, которое является практической деятельностью, направленной на получение определенного продукта.

   Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. (17, 26)  Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

   Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).

   В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуется не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным.

   Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия  процессы мышления.

   В процессе обучения детей сооружению разных конструкций, однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.

   В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек.

   Рисование и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке  то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.(16,5)

   Изобразительная деятельность и конструирование должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы. (17, 10)

   На занятиях  рисованием,  лепкой дети учатся правильно называть и различать цвета. Необходимо отметить важность сюжетно-ролевого замысла, который пронизывает занятия продуктивной деятельностью. Достаточно овладеть изображением какой-либо формы, как при повторной ее передаче образ «оживает», действует. Воспитателю необходимо это учитывать и не превращать освоение детьми разнообразных форм в скучное и ненужное прорисовывание. Развивая сюжетно-игровой замысел, воспитатель видит в неполном еще изображении «живой образ», который привлекает ребенка.

   Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые переходы из рисования в игру, отличительной особенностью которой является возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности.

Основные задания для детей 2,5-3 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

   Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

Обучение.

   При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка.

По каждому заданию фиксировалось:

- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий:

  Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем , действует на наши глаза ,  с помощью рук  его ощущаем; звуки, издаваемые каким – либо предметом- воспринимает наше ухо… Все эти процессы и составляют суть сенсорного воспитания, что в дальнейшем ведет к развитию элементарных математических представлений у детей.

           Жизнь современного человека, его деятельность в области науки, искусства, техники, производства, сельского хозяйства требует хорошо развитой  способности восприятия, быстрой реакции на впечатления, ответа действием на полученную информацию- это очень важные способности и их развитие необходимо начинать в дошкольном возрасте.

            У дошкольников развитие восприятия и ощущений происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе различного рода действий с этими предметами. Интерес- лучшее побуждение к действию и лучший стимулятор. Чтобы вызвать этот интерес, важно создать необходимые условия. Например, чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Но интерес ребенка к чему-то одному быстро пропадает, а поскольку любопытство его безгранично и для его поддержания - важно насытить среду, в которой находится ребенок, разнообразными игрушками и предметами.

           Психологические исследования показали, что без обучения детей воспринимать предметы, их свойства и отношения, восприятие длительное время остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения различными видами деятельности ( рисованием, конструированием) и для полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

           

            Работая с детьми предыдущего выпуска, я обратила внимание, что дети не в полном объеме усвоили сенсорные эталоны. Например, дети хорошо узнавали и называли плоскостные геометрические фигуры, а вот объемные многие не могли быстро и свободно назвать.  

Величину и размер указывали общими словами  «большой - маленький» , а понятия « высокий- низкий»,  «широкий – узкий», « длинный – короткий» употребляли в речи очень редко. В цвете ориентировались все, а знание оттенков цвета вызывало затруднение. Но хуже всего дело обстояло с развитием анализаторов: тактильного, обонятельного, слухового и вкусового. При определении качеств предмета дети не могли свободно и легко выражать свои ощущения словами, описать или рассказать то, что они чувствуют. Я думаю, что умение высказать то , что чувствует и ощущает ребенок очень важно и является проблемой над которой нужно работать.   Я использовала дидактические игры и упражнения в качестве одного из методов проведения как обучающих занятий,  так же в целях расширения , уточнения и закрепления полученных знаний и умений. Это явилось эффективным методом, т.к. к концу года у детей подготовительной к школе группы  знания о цвете, форме и величине были на более высоком уровне, чем в начале года, но  эти знания все-таки следовало бы еще укреплять достаточное время.

          Набирая новую группу детей раннего возраста, я решила сделать большой уклон на развитие сенсорного опыта, моторики, анализаторских способностей, т.к. в раннем дошкольном возрасте закладывается фундамент для новых психических образований и процессов. Ведь,если  ребенок не получит способствующих  восприятию компонентов, то ему очень трудно будет усвоить сенсорные эталоны.

         Поэтому я поставила перед собой цель - научить детей внимательно обследовать  предметы и выделять в них самое существенное, характерное, формировать у малышей представления о сенсорных эталонах и математических операциях. Я считаю, что активизация восприятия возможна при включении детей в доступные ему виды деятельности. 

Исходя  из диагностического анализа и изученного методического материала  на 1-ый год обучения вновь набранных малышей , я поставила для себя  следующие задачи:

  1. Учить детей показывать и называть 4 основных цвета: красный, желтый, синий , зеленый.
  1. Учить показывать и называть простейшие геометрические формы (плоскостные): круг, квадрат , треугольник.
  1. Формировать понятие о величине, дать обобщенную характеристику размера: « большой- маленький»
  2. Учить детей группировать разнородные и однородные предметы по одному ( общему ) признаку.
  3. Развивать мелкую моторику рук , тактильные ощущения, учить выполнять разнообразные ручные прямые и обратные действия ( открывать- закрывать, закручивать- откручивать, разворачивать- складывать).
  4. Создавать предпосылки для формирования представлений об упорядоченной последовательности, знакомя со сказками с циклическим сюжетом (« Репка»,»Колобок»,» Теремок»…)

                Малыши –это особый прекрасный народ. Мир простых вещей воспринимается ими как чудесный, еще неведомый и прекрасный. Поэтому сенсорное развитие детей я начала со знакомства с цветом. Для восприятия цвета детьми я решила оформить групповую игровую комнату, используя насыщенные цветовые тона. Уже в приемной- ребят встречают яркие картинки на шкафчиках, над шкафами разноцветный паровоз везет такие же нарядные разноцветные вагончики, аппликация

« Воздушные шары», оформленная из бумаги основных цветов  разной величины и формы содержит заповеди для взрослых. В групповой комнате помимо ярких, красочных игрушек разместила на тюлевых занавесях  разноцветные ромашки, стены украсила флажками, бусами из геометрических фигур круга, квадрата и треугольника разного цвета и размера, изготовила висячую конструкцию( люстру)  из геометрических форм и подвесила ее к потолку на определенном расстоянии. Вся эта насыщенная цветовая гамма помогла детям лучше и легче адаптироваться к детскому саду, если ребенок начинал грустить и печалиться, его внимание очень легко можно  было переключить на яркие предметы и пособия и он быстро успокаивался , потому что все эти композиции не только помогают усвоить цветовые эталоны, но и несут в себе большой эмоциональный заряд. Проводя работу по ознакомлению с цветом, я придерживалась принципа последовательности предусматривающего постепенное усложнение заданий. Висячая люстра в течение года менялась несколько раз : на ней висели  геометрические фигуры, затем осенние листья разных оттенков, далее мягкие игрушки –зайчики разного размера , овощи и фрукты, т.д.  В дальнейшем в изоуголке появилась « Звездная радуга» ( звездочки расположенные в спектральной последовательности), к которой частенько обращала внимание детей ,предлагая найти предметы или карандаши  такого же цвета в группе, на столе.

             Наблюдая   за малышами, я убедилась, что знания полученные словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны и неотчетливы. Без обогащения опыта у детей возникают  самые фантастические представления об окружающей действительности, поэтому приходилось проводить большую работу. Этой цели служили такие упражнения как раскладывание однородных предметов разного цвета на 2 группы и размещение бусинок двух цветов на тарелочках  соответствующего цвета; дидактические игры и упражнения « Подбери по цвету»,  « Подбери к воздушным шарам с одинаковые по цвету  нитки»; «Сравни и назови цвета» и др. Больше всего ребятам понравилось игровое упражнение с шарами и нитками , потому что они видели свой результат. А опыт работы с детьми по усвоению цвета показал , что никакие промышленно изготовленные игры и игрушки не могут заменить игрушек , изготовленных вручную –самостоятельно или совместно со взрослым. Ведь в них заложены доброта и тепло рук и сердец, поэтому мои малыши очень любят заниматься с такими играми и игрушками , и процесс усвоения знаний идет значительно быстрее. Например, панно « Грибок» ( см. приложение) – съемное, т.е. оно крепится к стене, но при желании ребенок может его снять и играть с ним за столом или на коврике, на полу. Больше  всего малышам понравились гусеницы на разноцветных листочках, но такие дети как Маша С, Леша Д, Настя А. сначала не могли понять, что гусеницу нужно спрятать в такой же по цвету кармашек, поэтому ленточки от гусениц у них перепутывались, но когда они поняли смысл игры и у них стало получаться –то радости их не было предела, а потом Маша сама уже учила других детей  правильно «прятать гусеницу».Но для таких детей как Тоня Г., Яна К., Настя Я., Вова А.- это было слишком просто. Я усложнила игру, поменяв местами ниточки, вначале дети недоумевали, почему ниточки путаются, ведь задание выполнено правильно, я предложила сравнить таблички и внимательно посмотреть на расположение ниточек. Первая заметила свою ошибку  Тоня, а затем и остальные. Так я поддерживала интерес  у детей   к этой игре каждый раз - новым содержанием.

           Проводя игру « Сравни и назови цвета» я выяснила , что Никита Ц., Никита Д., КатяШ., Сережа Л. карточки с изображением определенного цвета раскладывают правильно , а называют неверно, начинают гадать. Наблюдая за тем как дети увлечены и как быстро они запоминают цвета , я пришла к выводу, что необходимо еще изготовить несколько пособий . Так я начала работу по составлению сенсорного уголка. Не остались в стороне и родители моих малышей – они полностью разделяли мое мнение о важности развития сенсорного опыта детей и мама Вани Т сшила для детей группы яркую разноцветную книгу их лоскутков ткани различной фактуры с различными тактильными заданиями для накопления чувственного опыта. Очень понравился многим детям – сенсорный коврик мамы Вовы А.с различными  оттенками цветов и с разнообразными заданиями на застегивание , шнурование, завязывания и ощупывания и т.д., этот коврик  с удовольствием дети брали на прогулку и занимались с ним самостоятельно.

          Специально организованные занятия по восприятию цветов и оттенков провожу  в игровой форме с использованием подвижных игр , пальчиковой гимнастики, потешек, стихов и загадок(см . приложение).

Занятия начинала с различения двух цветов : красного и зеленого. Это небольшой комплекс занятий под названием « Ежики и грибочки»( см. приложение).

     Мне нравится проводить игры-занятия с элементами сюжетной игры с использованием предметов-заместителей, в таких играх многие дети  в непринужденной обстановке показывают свои накопленные знания , а потом самостоятельно применяют их. В занятия по восприятию цвета я включаю также и изобразительную деятельность и конструирование, т.к. в продуктивной  деятельности дети больше соприкасаются с предметами , запоминают быстрее и легче.

            Сенсорный опыт ребенка  был бы неполным без представления о форме и величине предметов, поэтому вместе с восприятием цвета я знакомила детей с формой и величиной, т.к. все предметы и явления обладают комплексом свойств. При обследовании предмета  дети всегда в первую очередь воспринимают   наиболее яркие признаки и свойства, обычно это цвет, реже – форма  и величина. Всем известная игра

« Чудесный мешочек» очень помогла  моим детям - ведь при ощупывании предметов разной формы,объема, величины, угадывании запахов, вкусовых качеств, нахождении парных предметов ( такие разные задания  последовательно получали они) развивались тактильные анализаторы, активировалась мыслительная деятельность каждого, и они учились соотносить невидимые глазами предметы с образцом.

      А  следующим шагом в изготовлении сенсорного уголка были пособия « Домик», «Елочка», « Ежик» ( см. приложение).

      Наблюдая за детьми, я видела , что легче всего они запоминали и узнавали круг и круглые предметы, а треугольник  и квадрат у большинства  детей вызывали затруднения, поэтому работу по восприятию этих геометрических фигур я проводила более углубленно. Игрушки- самоделки « квадратик» и « треугольник» неплохо справлялись ролью « незнающих» персонажей , спрашивали у детей о том- могут ли они катиться как круг, есть ли у них уголочки и стороны-грани, радовались когда находили похожие на них предметы в группе  и на участке. Дети с большим желанием складывали, вернее  строили из счетных палочек большие и маленькие квадраты и треугольники , а вот круг из счетных палочек не получался , тогда Вова А . сказал: «Надо круг сделать из «мягкой палочки» , из  дерева –« ива» называется, мы с дедушкой виноград завязывали ».Было очень отрадно, что ребенок сделал такое открытие.

                Потом  мы с мамами  Кати Ш., Коли Е. изготовили геометрические бусы , с которыми дети упражнялись в раскладывании однородных предметов разной величины и формы, в нанизывании больших и малых бусин, в соотнесении двух заданных форм и величин при выборе из 4, раскладывании по уменьшающейся и увеличивающейся величине и др. Многие дети научились правильно называть форму предмета, но вот качество предметов не могли называть практически все- эта проблема и стала для моих малышей значимой на следующем этапе обучения.

Я думаю, что на эту сторону воспитателям следует обращать особое внимание, т.к. у детей не только будет расширяться сенсорный опыт, но и развиваться способность ориентироваться в окружающем  их мире.

          Решение этой задачи я видела в игре. Вначале обращала внимание детей при рассматривании предметов на  меру  тяжести, на качество поверхности, температуру, запахи, предлагала потрогать и сравнить  материал  изготовления игрушек, пустой (полый ) предмет с полным(наполненным), узнавать разные запахи  сильно пахнущих фруктов и овощей… Интерес     детей к такой деятельности был недолгим, они быстро переключались на другой вид деятельности. Тогда я решила изготовить такие дидактические игры и использовать их как на занятиях , так и в повседневной     жизни. Для определения и сравнения предметов на вес придумала игру « Легкий –тяжелый», для определения запахов –

« Узнай по запаху», для развития тактильных ощущений  «Определи на ощупь». Но здесь возникли определенные трудности. Так в игре « Легкий- тяжелый» дети не могли сконцентрироваться на своих ощущениях, любопытство одолевало их, им непременно хотелось развязать ленточки и заглянут в мешочки- что же лежит внутри. И когда мы вместе посмотрели, что же в них находится, малыши потрогали  камушки, желуди , вату, металлические шайбы, и тогда ,опять убрав по своим мешочкам эти предметы ,ребята стали сравнивать на вес – какой мешочек тяжелее всех? То же самое было с игрой « Узнай по запаху», предвидя ситуацию, я сначала открыла коробочки, показала детям, что в них лежит, но т.к. коробочки все по размеру и цвету были одинаковыми, дети не смогли запомнить что  в какой коробочке находится и им пришлось определять по запаху вещества , а когда угадывали правильно радовались все вместе. А игра « Определи на ощупь» вызвала такие интересные ассоциации у детей –я была приятно удивлена: раздала детям карточки с наклеенными на них различными по фактуре кусочками ткани, попросила потрогать их, приложить к щеке и высказать свои ощущения, а ответы детей: « у меня зайчик», « а у меня кошечка», « у меня –ежик». Такие ответы детей вызвали большое количество эмоций - дети смеялись, пробовали и сравнивали, не верили и утверждались в правоте других.

      Пособие « Сороконожка» помогала детям развивать не только тактильные ощущения, моторику рук, но многие стали учиться считать: «Сколько клубочков нужно сороконожке для  того, чтобы связать носочки?» Каждое пособие старалась преподнести как сюрприз, поэтому дети ждали их с нетерпением и  играли с ними с желанием. Такие дети как Тоня Г., Катя Б., Валера Ю. были самыми активными - обыгрывали  задания самостоятельно и даже подключали других детей к играм. В результате у детей развивалось мышление, воображение , в речи появились прилагательные : шершавый, гладкий, пушистый, колючий, легкий,  тяжелый. Они научились выстраивать последовательность

( например, от гладкого к шершавому, от легкого к тяжелому).

        Продолжая  работу по развитию слухового восприятия со своими малышами во второй младшей группе мы слушали пение птиц, стрекотание кузнечиков, жужжание пчел, угадывали по звуку не только шумы природного  окружения , но и шумы технического характера –(самолета, поезда, различных машин и другое).Старалась чаще использовать кассеты с записью шумов моря, дождя, раскатов грома и т.д.  Яна К, Настя Я, Максим К. почти безошибочно определяли заданные звуки.

         Известно, что дети очень  любят потешки, стихи, сказки, песенки.

Я уделяла   большое значение звучанию слова, четкости произношения, интонационной выразительности. Так, один и тот же стишок читала детям с разной интонацией, громкостью, выразительностью. Затем дети

повторяли такую театральную игру. Лучше всего у них получалось читать громко и тихо .Так я старалась развивать слуховое восприятие.

             Такие элементарные вещи как сдвигание столов, расстановка стульчиков вызывают у детей  иные тактильные, осязательные ощущения и требуют восприятия пространственных отношений, линий, контура, ориентировке в пространстве и на плоскости. Для развития пространственных отношений   хорошо помогло пособие « Кораблик»

( см. приложение) Кораблик двигался вправо, влево. Коля Е все пытался посадить на него маленького мишку и отправлял  его в плавание.

В «Домике линий» периодически менялись жильцы: разные линии и контуры. Дети с удовольствием фантазировали, пытаясь определить на кого или на что похожи линии, изображали  контуры разных предметов и животных линиями.

             Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием: красиво расставленные на полках яркие игрушки, посуда, украшенные цветами столы- все это вызывает у детей положительный эмоциональный отклик. Я заметила, что дети уже научились различать и называть настроение в котором прибывают они сами или другие дети. Я решила добавить  в сенсорный уголок композицию « Солнышко и тучи»,где изобразила различные эмоциональные состояния: грусть и радость, смех и удивление, равнодушие и печаль. « У нас получилась сказочная полянка» –сказала Катя Б.

             Когда погружаешься в разработку новой игры, сам попадаешь в мир сказок и фантазии, и каждое завершенное пособие дает толчок к изготовлению нового. В изготовленных мною играх , таких как

 « Подбери пару», « Разноцветные странички» , «Сосчитаем дырки в сыре» . « Разноцветные колпачки», « Город цветных человечков» ( см. приложение) я постепенно усложняла задания ,сочетая ряд сенсорных признаков: цвет, форму, величину и старалась  задействовать работу различных анализаторов. Вот, например, для того чтобы дети как можно больше запомнили оттенки цветов мы сделали шторы из ленточек разной длины и цвета между игровой комнатой и спальной. Дети, проходя из комнаты в комнату , дотрагивались, подпрыгивали или дули на понравившиеся ленточки и называли цветовые оттенки, находили самые короткие и самые длинные, а потом находили самые яркие, самые темные, самые светлые, самые теплые, самые холодные цвета…

        Удачным пособием оказалась аппликационная «полянка», которую  мы с детьми расположили на глухой стороне игрового шкафчика.  Дети вырезали и наклеили разного размера и цвета  лесные ,садовые цветочки и растения , а на эти цветы «прилетали»  «бабочки , жуки, стрекозы» такой же величины.  В течение года на этой поляне в зависимости от времени года были  разноцветные листья, снежинки, птички. Это пособие больше всего нравилось тем детям, которые  затруднялись на других пособиях (там где ленточки , ниточки), не боялись ошибиться и играли с увлечением.

         Для знакомства с объемными геометрическими фигурами в сенсорном уголке находится пособие « Домик « ( см. приложение)с геометрическими бусами –объемными и плоскостными. Многие дети подходят к нему и передвигая фигурки тактильно закрепляют свои ощущения, сравнивают круг и шар, треугольник и пирамиду, квадрат и куб, круг и цилиндр. В играх «Найди пару», «»Найди тень», « Найди контур» –мы сравнивали с детьми объемные фигуры с их теневым и контурным изображениями, находили и угадывали на ощупь плоскостные и объемные геометрические фигуры , но однако многие дети продолжают называть цилиндр- столбиком, шар-кругляшком, конус- пирамидкой. Поэтому следует и дальше продолжить работу в данном направлении , придумывать другие  интересные игры именно на различение объемных геометрических фигур.

          Работу по развитию сенсорного опыта я проводила не только в стенах группы, но и на участке во время прогулок. Чтобы поддерживать интерес и закреплять знания , упражнять детей в выполнении различных заданий мы с родителями на веранде нарисовали разноцветные

« дорожки-линии»: прямую, волнистую , зигзагообразную , спиралевидную, в середине пола круг, квадрат, треугольник. Дети проходя по дорожкам ,перепрыгивая из квадрата в круг, в треугольник называли их и опираясь на двигательную память лучше запоминали.

На участке в любое время года мы с детьми находим огромное множество  природного «пособия» на котором с большим желанием  и охотно дети упражняются в определении тонких и толстых веток березы, в нахождении длинных и коротких палочек, высоких и низких деревьев, больших и маленьких домиков, высоких и низких заборов и т.д. Легко и охотно усваивают ребята названия цветов, трав, камней, различного природного материала , который в свою очередь  является отличным пособием для развития мелкой моторики и сенсорного опыта.

Игры с обычными опавшими листьями  тоже решают  целый ряд сенсорных задач ( см. приложение).

А игры- импровизации « Капельки», « Росинки»,» Листочки» , «Цветочки», « Бабочки» ( см. приложение) помогают уточнить, закрепить знания  в определении пространственных  отношений и развивают  эмоциональную отзывчивость.

        Особо хочется отметить то, что  в изготовлении пособий , в закреплении и уточнении знаний детей принимали участие очень многие родители моих малышей. Они были участниками практикума « В гостях у Осени» (см. приложение),  активно откликнулись на анкетный опрос по выявлению уровня развития сенсорного    опыта своего ребенка ( см. приложение), делились впечатлениями выполненных рекомендаций и заданий по математике, с которыми ознакомились в родительском уголке. Эти задания  предлагались родителям в течение каждого месяца по мере изучения  разделов математики нашей комплексной программы «Радуга». Многие были удивлены простотой и доступностью предложенных заданий, не требующих особой подготовки и затрат и выполняли их с желанием. Ведь, если мы, взрослые уже не обращаем внимания на элементарные вещи (трава бывает не только зеленой, но и сухой, мокрой, пыльной, мягкой, грязной, росистой, с инеем, жухлой и т.д.), ну,а детям

мы должны помочь  усвоить эти понятия. Понимая наши стремления  в полноценном усвоении математических знаний детьми многие родители , помогали в изготовлении пособий и в организации сюрпризов-праздников: « Цветочная неделя», «День урожая»,  « Картофельный рай», «День игрушки» и т.д. А потом охотно делились своими маленькими радостями и открытиями, рассказывали свои впечатления от того, как интереснее стали их дети рассуждать и объяснять окружающую действительность.

         В конце учебного года после проведенной диагностики я была приятно удивлена тем, что мои малыши с легкостью справились со всеми заданиями и выдали замечательные результаты.(см. приложение)

1-й (обязательный) уровень освоили почти все, кроме Дилявера(который по возрасту меньше ребят на10 месяцев), 2-й уровень был тоже усвоен многими, кроме Виталия, Маши  и Сережи ( эти дети-логопаты), а 3-й уровень  освоили 7 человек.

             Я считаю, что проделанная мною работа сыграла немалое значение в развитии сенсорного опыта детей. Имея знания и усвоенные сенсорные эталоны, дети в дальнейшей своей жизни легче усвоят все другие математические представления. Главное, что дети научились  выделять основные признаки и качества  предметов, стали понимать значения слов « форма», «величина», «размер», «оттенок» и др.

Я поняла и то, что дидактические игры и наглядные пособия и в дальнейшей моей деятельности  по развитию элементарных математических представлений будут играть главнейшую роль.

А впереди у детей – средняя группа, а значит  новые перспективы, новые программные задачи по освоению этого прекрасного и неизведанного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального образования воспитателя. Тема: Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.

Тема:Сенсорное воспитание детей через дидактические игры.В этом документе дана цель, перспективный план работы работы по данной теме, используемая литература....

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

Буклет по самообразованию "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"

Буклет по моей теме самообразования "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры" в первой младшей группе "Мотылек"...

Самообразование: "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится в...

Самообразование на тему «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры с

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать основн...

Консультация "Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры"

Дидактические игры – это вид игр с правилами, которые специально созданы для обучения....