Организация сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.
статья (старшая группа) на тему

Никитюк Ольга Михайловна

Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является не только самостоятельным видом деятельности ребенка, но и средством воспитания, формой организации воспитания и обучения, методом, а также приемам обучения и воспитания детей. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры. Эффективным средством формирования этих умений является совместная игра взрослого с детьми. Такой игрой является «игра-придумывание». Её значение заключается в том, что приобретенные умения совместно развертывать новые сюжеты придают самостоятельной игре детей более творческий и согласованный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Помните, что ребенок приобретает знания посредством игр и воображения. Игра — это способ приобретения навыков, присущих взрослым людям. Детские игры, по существу, могут быть приравнены к работе и учебе».

из книги «Жила была девочка похожая на тебя»

Бретт Дорис

Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Это потребность растущего организма. Она является не только самостоятельным видом деятельности ребенка, но и средством воспитания, формой организации воспитания и обучения, методом, а также приемам обучения и воспитания детей.

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра - источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка, утверждал Л. С. Выготский.

В современной ситуации дети стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры, игру рассматривают как дидактическое средство, используют для приобретения новых знаний, умений, формирования полезных навыков и т.д. Использование сюжетно-ролевой игры в дидактических целях приводит к тому, что теряются ее специфические функции. При выполнении игровых действий с дидактической задачей у ребенка на первый план выходит выполнение и решение именно этой поставленной взрослым задачи, а главное содержание игры - отображение отношений между взрослыми, стремление исполнять роль в соответствии с правилами - будет отодвинуто на второй план.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, ребенок, разыгрывая роль не приобретает каких - то полезных навыков. Но то, что он получает, значительно важнее и существенней для развития и формирования дошкольника.

Социологические исследования, проведенные B.C. Собкиным выявили, что  наиболее предпочитаемыми играми детей дошкольного возраста являются традиционные подвижные игры с правилами. Из них первое место с большим преимуществом занимают «Прятки», «Салочки», «Кошки – мышки». Второе место занимают ролевые игры. Третье место по популярности занимают настольные игры. Четвертую самую малочисленную, но весьма разнообразную группу составляют игры-драматизации. В них наряду с традиционными играми занимают игры, навеянные современными сюжетами.

Исследование показало, что чуть меньше половины дошкольников в свободное время  не играли. Они демонстрировали отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривали книги, рисовали, занимались конструированием и пр. Многие дети, услышав предложение поиграть, брали с полки коробки с настольными играми.

Остальные дошкольники демонстрировали те или иные варианты ролевой игры. Дети отдавали предпочтение традиционным бытовым сюжетам: магазин, больница, парикмахерская. Сюжеты, связанные с уходом за куклой, варианты игры «Дочки – матери», современная разновидность этой игры «Семья куклы Барби». Это в основном игры девочек. У мальчиков разыгрывались агрессивные сюжеты: «полицейские и воры», «погоня за преступниками» и пр.

Возросло количество сюжетов связанных с телевизионными передачами. Полностью отсутствуют сюжеты, связанные с профессиями близких людей. Современные профессии взрослых (юрист, экономист, менеджер и др.) в силу своей специфики (закрытость содержания для детей) не дают материала для игровых ролей. Все больше дошкольников начинают воспроизводить не профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев. Это свидетельствует о том, что дети больше осведомлены о жизни героев фильмов, а не о поведении и отношениях окружающих их людей. Это свидетельствует в первую очередь о том, что профессиональная и социальная жизнь близких людей неизвестна или неинтересна детям.

Изменились не только сюжеты игр современных дошкольников, но и их содержание. По мнению Д.Б. Эльконина, сюжет отражает область социальной действительности, которую дети воспроизводят в своей игре, содержание - это то, что воспроизводят в качестве центрального момента в человеческих отношениях, отражает глубину проникновения в них. Именно содержание игры выражает уровень развития игровой деятельности. Д.Б. Элькониным были предложены 4 уровня игры детей.

  1. Игра – действие, главное содержание игры – действия с предметами.
  2. Игра – роль, главное содержание – действия с предметами.
  3. Игра – роль, главное содержание игры выполнение игровой роли.
  4. Игра-отношение, главное содержание передача ролевых отношений и взаимодействие с партнерами по игре.

Психолого-педагогические исследования показали, что у современных детей в период расцвета ролевой игры - в средней и старшей группе - преобладает игра-действие, характерная для первого уровня развития игровой деятельности. Игры детей этой подгруппы сводятся к однотипным несложным сюжетам и отельным репликам, обращенных к партнеру.

Игра-роль во всех возрастах встречается реже и с возрастом число детей с данным уровнем игры последовательно снижается. Для таких игр характерно многократное проговаривание ролей (до начала игры и в процессе), наличие развернутой ролевой речи, относительная устойчивость замысла. Взаимоотношения с партнерами носят формальный характер, в игре каждый из играющих «исполняет свою роль».

Высший уровень развития игры (игра-отношение) появляется только у отдельных детей после 5 лет. Исследования психологов доказывают, что игра как ведущий вид деятельности полностью осуществляет свои функции на третьем и четвертом уровне.

Приведенные выше исследования показали, что уровень развития игры современных дошкольников недостаточен, для успешного развития личности ребенка.  Развитой формы игры достигают лишь немногие дети в основном после 6 лет, т.е. к концу дошкольного возраста.

Состояние игры современных дошкольников показывает, что: сюжеты ролевой игры свидетельствуют о возросшем влиянии на игровую деятельность детей средств массовой информации; качество игры не достигает должного уровня к концу дошкольного детства; необходимо качественное педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры на протяжении всего дошкольного детства; требуется поиск современных методов руководства сюжетно-ролевой игрой.

К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение.

В старшей группе идет обогащение тематического содержания игры и внедрение ее «коллективной» формы.

Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

 Эффективным средством формирования этих умений является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах. Такой игрой является «игра-придумывание». Ее естественным прототипом является упомянутое выше совместное фантазирование младших школьников. Игра-придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий.

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, привлекая детей. Литературовед В. Я. Проппа выделил, что все сказки имеют общую сюжетную схему, включающую примерно такую последовательность событий: 1) обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается (или уходит сам) за ним; 2) герой встречается с «дарителем» (обладателем) волшебного средства и для получения последнего проходит предварительное испытание (на доброту, смекалку и т. п.); 3) герой получает от «дарителя» волшебное средство или волшебного помощника (им может быть и сам «даритель»), при помощи которого достигает искомый объект; 4) герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником или решает заданные им трудные задачи); 5) герой побеждает противника и получает искомый объект; 6) герой возвращается домой и получает заслуженную награду. Приведеная общая схема сказок нужна воспитателю, чтобы развертывать игру-придумывание, знать, как можно «расшатывать» знакомый сюжет. 

Игра-придумывание проходит в несколько этапов.

I этап совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки.

Надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Это можно сделать, «вспоминая» вместе известную сказку (по сути, пересказывая ее по «цепочке» в непринужденной форме). Важно, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки.

II этап частичное преобразование известной сказки.

Этим же детям через 1 - 2 дня после пересказа воспитатель предлагает вместе придумывать одну общую сказку, похожую на пересказанную, только немного не такую.

Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта), волшебного средства. 

Воспитатель предлагает детям начало сказки. Здесь взрослый может внести изменение сказки. Затем воспитатель передает «ход» второму участнику игры.

Следующим событием (как в любой сказке) должна быть встреча с «дарителем» волшебного средства. Если ребенок придерживается привычного сюжета, можно натолкнуть его на очередное изменение. Затем воспитатель напоминает, что сказку придумываем вместе, по кусочку, и передает «ход» другому участнику. Так сказка постепенно доводится до конца (получения героем искомого объекта и возвращения). Но дети часто обнаруживают желание продолжить ее (как и игру), задав новую задачу герою. В таком случае лучше отложить продолжение игры на следующий раз.

III этап придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов.

В дальнейших играх взрослый стимулирует детей к большему изменению в придуманной сказке, по сравнению, с известной. Для этого в сказке сразу соединяют сказочные и реалистические элементы.

Игра-придумывание каждый раз должна занимать не более 10—15 минут. Расположиться для нее нужно в спокойном месте, кружочком, чтобы участники видели друг друга. Постепенно воспитатель может включать в нее уже не двух, а трех детей. Большее число участников пока нецелесообразно, так как дети не могут долго ждать своей «очереди» высказаться, теряют нить сюжета, и в результате интерес к игре пропадает. Вокруг играющих часто собираются «наблюдатели», которые с интересом следят за ходом событий, высказывают оценки, пытаются предложить свой вариант. Такое пассивное участие в игре тоже очень полезно — «наблюдатели» частично осваивают умения согласованно строить новые сюжеты.

IV этап развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров».

По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью взрослый включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам — разноконтекстные роли (например: Буратино и воспитатель, Айболит и солдат, и т. п.). Чтобы не «закрывать» предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме «телефонных» разговоров персонажей.

V этап придумывание новых историй на основе реалистических событий.

 В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с детьми совместную игру-придумывание, предлагая теперь придумывать не сказки, а «настоящие истории». Выбирая вместе с детьми содержание для таких историй (о ком, о чем она будет), педагог прежде всего опирается на детские интересы, но одновременно стимулирует участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов. Придумывание историй можно осуществлять уже в численно больших группах (до 4 - 5 человек). Воспитатель, обсудив с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуация, в которой он оказался, цель, которую он должен достичь), или предложив его сам, занимает позицию наблюдателя.

Важно учитывать, что такая деятельность будет интересна и привлекательна для детей, если в начальном эпизоде — основе истории — лежит какое-то происшествие, вызывающее их эмоциональное отношение, требующее мобилизации сил персонажей (проявления находчивости, смекалки), преодоления препятствий, лежащих на пути достижения их целей.

Желательно включать детей в игру-придумывание не менее 2—3 раз на каждом из этапов (за исключением первого, который может быть одноразовым). Разумеется, каждый раз следует учитывать желание ребенка. Если он не хочет включаться в игру, ни в коем случае нельзя на этом настаивать — пусть понаблюдает за играющими, это тоже полезно. Игра будет протекать успешнее, если уровень умений участников примерно одинаков.

Уже на первоначальных этапах после игры-придумывания со взрослым у детей может возникать желание самостоятельно ее продолжить. Иногда они пытаются развернуть сюжет дальше в речевом плане, но чаще придуманный со взрослым сюжет служит как бы толчком для игры с распределением ролей, развертыванием действий с игрушками. Педагог должен поощрять такие намерения, но не навязывать им «разыгрывание» придуманного сюжета.

Значение совместной со взрослым игры-придумывания заключается в том, что приобретенные умения совместно развертывать новые сюжеты придают самостоятельной игре детей более творческий и согласованный характер.

Самостоятельная  сюжетная игра старших дошкольников изменяется под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее. В них переплетаются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «Стройка», «Почта» и т. п. Наращивание событий в процессе игры приводит к свертыванию многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи; часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события, намечают дальнейшее направление сюжета. Игра развертывается в группах до 3 - 4 человек, причем возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка-лидера. Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее. 

Литература

  1. Виноградова Н.А., Познякова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
  2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
  3. Шемета Е.Ю. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры в соврееном ДОУ: библиотека педагога-практика ДОУ. Мурманск, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация сюжетно-ролевых игр как средство ознакомления дошкольников с профессиями взрослых"

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением....

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...

Картотека сюжетно-ролевых игр для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь

В картотеке представлены сюжетно-ролевые игры для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь. Цель сюжетно-ролевых игр: развитие творческих и коммуник...

Картотека сюжетно-ролевых игр для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь

В картотеке представлены сюжетно-ролевые игры для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь. Цель сюжетно-ролевых игр: развитие творческих и коммуник...

Картотека сюжетно-ролевых игр для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь

Цель сюжетно-ролевой игры: развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свой выбор...