Развитие произвольной образной памяти у старших дошкольников
учебно-методическое пособие (старшая группа) по теме

Осипова Светлана Викторовна

Условия, которые способствуют улучшению проивольной образной памяти, дидактические и игровые задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_proizvolnoy_obraznoy_pamyati.docx15.09 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие произвольной образной памяти у старших дошкольников.

Дошкольный возраст является периодом, когда складываются наиболее благоприятные условия для развития памяти. Именно память является в детском возрасте одной из центральных функций психики, в зависимости от которой строятся все остальные, например, мышление и воображение. Первой в процессе развития ребенка появляется образная память, когда запоминаются и воспроизводятся картины окружающей жизни, звуки, запахи, вкусовые ощущения. Этот вид памяти преобладает в дошкольном возрасте, а затем перестраивается и усложняется, создает предпосылки для развития словесной памяти и во многом определяет результат запоминания слов. Образная память в дошкольном возрасте занимает ведущее место среди познавательных процессов, имеющих наглядный характер. Так, овладеть речью, запомнить то или иное слово ребенок может только тогда, когда соотнесет его с определенным предметом или их группой. Память делает восприятие наиболее полным, разносторонним; поставляет разнообразный материал для мышления и воображения; дает детям возможность сопоставлять результаты своих действий и анализировать прошлый опыт, влияя на развитие личности, самосознания и самооценки. Образная память обслуживает все виды деятельности.

В конце дошкольного возраста дети начинают осознавать запоминание, как специальную цель. Для ее достижения они стараются применять волевые и интеллектуальные усилия. Память меняет свое место в психике ребенка и становится особым целенаправленным действием.

Эффективность произвольной образной памяти зависит от следующих условий:

- от содержания запоминаемого материала(натуральные предметы и картинки запоминаются лучше, чем абстрактные геометрические фигуры);

-от обозначения объектов словом(проговаривание названий не только вслух, но и про себя улучшает произвольное запоминание);

-от введения дополнительной конкретной задачи, не противоречащей поставленной цели (запомнить цвет предмета и сам предмет);

-от степени трудности запоминания и воспроизведения признаков предмета, нарастающей в следующем порядке: цвет, форма, величина, количество, пространственное расположение объектов и их частей;

-от связей  предметов на картине;

-от связи запоминаемого материала с личным опытом ребенка;

-от степени и характера речевой и мыслительной активности в процессе запоминания.

Эффективность образной памяти зависит не только от признаков объекта, но и от полноты их восприятия, а также от умения анализировать полученную информацию.

Дидактическая игра является наиболее предпочтительной и приемлемой для развития произвольной образной памяти. Особенность дидактической игры заключается в том, что цель ее проведения скрыта от ребенка. Малыш не понимает, что он не просто играет, а участвует в процессе обучения. Конечным итогом (результатом) игры является решение игровой и дидактической задачи, которое осуществляется путем выполнения определенных действий, опирающих на правила. Этот итог может быть материальным (составил картинку, выложил узор) и идеальным (выиграл, отгадал). С возрастом дети направляют все больше усилий на достижение идеального результата. Начиная со среднего дошкольного возраста дети могут достигать поставленной цели коллективно.

Учитывая особенности произвольной образной памяти, сформировавшейся у детей старшего дошкольного возраста, можно сформулировать определенные требования к дидактическим играм:

1.запоминание должно иметь близкую цель;

2.опираться на выделение признаков объекта;

3.выделение признаков предмета предполагает опору на мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация);

4.при воспроизведении материала необходимо анализировать причины ошибок детей, а во время игры- повышать их активность;

5.усложнение игр должно заключаться в изменении количественных и качественных показателей.

Таким образом, дидактическая игра оказывает комплексное воздействие на психику ребенка, предполагающее прежде всего освоение социальных способов познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие произвольной образной памяти – путь к творчеству» Публикация в Сборнике "Инновационные потенциал современной системы образования"

Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация, полученная с помощью органов чувств, будет бесполезн...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк» Тема: «Мебель в доме»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк»Тема: «Мебель в доме»...

План-конспект НОД по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие) в старшей группе Тема: «Мебель в доме»

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие) в старшей группе. Тема: «Мебель в доме»...

Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников.

Дидактическая игра как средство развития произвольнойобразной памяти у старших дошкольников....

Буклет для родителей "Игры для развития произвольной регуляции поведения у старших дошкольников"

Данный буклет адресован родителям  и направлен на информирование о различных играх и упражнениях, ориентированных на развитие произвольной регуляции и самоконтроля старших дошкольников....

«Развитие внимания и памяти у старших дошкольников»

Консультация для родителей старших дошкольников...

Особенности развитие внимания и памяти в старшем дошкольном возрасте. Что такое произвольность?

Знакомим родителей с понятиями произвольное и непроизвольное внимание, главная движущая сила развития внимания - интерес. Гаджеты , телевизор и внимание. Игры для развития памяти и внимания....