Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников
методическая разработка на тему

Мальцева Ольга Андреевна

1. Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников/

8.Современный этап развития системы дошкольного образования характеризуется стремлением к стимулированию инновационного поиска и формированием нового содержания образования; разработками и реализацией новых педагогических технологий, методик, систем развития детей. В работе дошкольных  учреждений активно используются программы «Истоки», «Детство» и т.д. Парциально вводятся программы познавательного, физического, речевого, художественно – эстетического развития, основ безопасности жизнедеятельности, способствующие повышению общего уровня развития детей.                                                            

В дошкольных учреждениях преобразуется развивающая предметно – пространственная среда для реализации новых задач: оформляются различные уголки в групповых помещениях в соответствии с ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_maltseva_olga_andreevna.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

1. Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников

2.

3.

4.Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 городского округа Чапаевск Самарской области (структурное подразделение «Детский сад №27 «Светлячок»)

5.446100, Самарская область, г.Чапаевск, ул.Красноармейская, 15

6.

7. 

8.Современный этап развития системы дошкольного образования характеризуется стремлением к стимулированию инновационного поиска и формированием нового содержания образования; разработками и реализацией новых педагогических технологий, методик, систем развития детей. В работе дошкольных  учреждений активно используются программы «Истоки», «Детство» и т.д. Парциально вводятся программы познавательного, физического, речевого, художественно – эстетического развития, основ безопасности жизнедеятельности, способствующие повышению общего уровня развития детей.                                                            

В дошкольных учреждениях преобразуется развивающая предметно – пространственная среда для реализации новых задач: оформляются различные уголки в групповых помещениях в соответствии с ФГОС. Однако,  наряду с вышеперечисленными достижениями в развитии дошкольных учреждений приходится констатировать недостаточный уровень развития социального и психо – дидактических компонентов образовательной среды, среди которых:

  • недостаточный уровень профессионально – личностной готовности педагогов, выражающийся в недостаточном владении теоретическими знаниями, слабом владении методами и приёмами развития креативности детей.

Одним из путей преодоления противоречий и недостатков в практике дошкольного образования является организация работы, которая позволяет в естественных условиях выявить развивающие и образовательные возможности инноваций, вводимых в педагогическую систему дошкольных учреждений.

Необходимость разрешения выявленных противоречий привела коллектив нашего образовательного учреждения к желанию включиться в работу по теме «Педагогические условия развития креативности дошкольников в процессе художественно – эстетической деятельности», основной целью которой является теоретическое обоснование возможностей реализации креативного потенциала ребёнка, проверка комплекса педагогических условий, обеспечивающих развитие креативности дошкольников в условиях детского сада. На основе анализа научных исследований и передового педагогического опыта выдвинуто предположение о том, что развитие креативности дошкольников становится более эффективным при наличии креативного образца в лице воспитывающего взрослого, проявляющего позитивное отношение к инициативе и творческим проявлениям детей, владеющим определённым уровнем профессиональной компетентности в вопросах творческого развития детей.

  В ходе работы воспитателям предстояло творчески освоить новое содержание образования, новые формы и методы обучения, коренным образом преобразовать образовательную среду в соответствии ФГОС.

Несомненно, любая работа носит творческий характер и содержит ситуацию риска и неопределённости, «право на ошибку». Свести риск к минимуму должна тщательно продуманная организация работы и составление плана.

   Данная работа была рассчитана на 3 года, предполагает несколько последовательных этапов развития.

- На первом этапе, ориентационно – диагностическом, предстояло изучение психолого-педагогического портрета образовательного пространства: потенциальных возможностей педагогов – исследователей, степени готовности педагогического коллектива к инновационным преобразованиям. Выявив факторы, препятствующие и стимулирующие инновационную деятельность педагогов, степень их креативного потенциала.

- На втором этапе (поисково-теоретическом) планировалось проведение научно – методических семинаров, тренингов, деловых игр и т.д. с педагогическим коллективом по изучению теоретических аспектов развития креативного потенциала дошкольников в процессе художественно – эстетической деятельности. Развитие творчества и инициативы педагогического коллектива осуществляется путём включения воспитателей групп в исследовательскую деятельность.

Активизация творческой деятельности педагогов осуществлялась через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения. В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить своё мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её. У педагогов формируется уважение к чужому мнению,  умение выслушивать другого,   делать обоснованные заключения и выводы. Для этого организуются разные формы активизации деятельности педагогов ДОО.

   Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимально использовать,  когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты. «Круглый стол» - проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.

При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно.  Предоставляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме.

Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

 «Вечера вопросов и ответов» - за месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития  наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до Вечера классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального  объединения.

Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.

 «Деловая игра» - эффективна в том случае, ели педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.

Заранее готовятся карточки с вопросами или 2-3 педагогическими ситуациями по проблеме.

Столы необходимо расставить так, чтобы выделилось 2 или 3 команды (на усмотрение руководителя ) по 4-5 человек участников деловой игры. Педагоги по желанию рассаживаются за столы, и тем самым сразу определяются команды участников. Одна из команд – эксперты судьи – это наиболее компетентные педагоги по предлагаемой проблеме.

Каждой команде вручается карточка, выбирается капитан, который будет оглашать общий вывод команды, работая над заданием. Командам дается время  для подготовки  решения, затем  заслушиваются ответы. Порядок ответов определяется жребием капитанов. Каждой группой вносится не менее 3-х дополнений отвечающей группе, ставится поощрительный балл, который входит в общий счет очков. В конце игры определяется команда – победитель за лучший (обстоятельный, полный, доказательный) ответ.

Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.

Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов.

Методика ее организации:

  • определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов;
  • определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия (случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся);
  • составление плана;
  • предварительное ознакомление педагогов с основными положениями обсуждаемой темы

Методика проведения:

  • ознакомление педагогов с проблемой, ситуационной задачей.
  • Вопросы педагогам предъявляются последовательно в соответствии с планом.
  • организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.
  • заключение, подведение итогов обсуждения.

В заключении ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы педагогов, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит педагогов за участие в обсуждении.

Ведущий должен:

  • Хорошо знать проблему, тему дискуссии.
  • Изучить позицию и аргументы оппонентов.
  • Не допускать отклонения разговора от предмета дискуссии, подмены понятий и т.д.

- Третий этап – предполагает проведение формирующего эксперимента: создание психолого-педагогических условий для организации педагогической деятельности по развитию креативности дошкольников в процессе художественно-эстетического воспитания. На этом этапе организована работа, направленная на совершенствование у педагогов навыков и умений самостоятельной работы над литературой и педагогической документацией, повышения уровня самооценочной деятельности.

  При подготовке коллектива к деятельности с каждым сотрудником проводилась беседа. Педагогов знакомили с целями и задачами, разъясняли содержание исследовательской деятельности. Перед организацией проводились диагностические исследования с помощью анкет, вопросников, наблюдений.


Мы предлагаем программу работы, в которой представлены основные идеи, цели, исходные теоретические положения, этапы и необходимые условия по теме: «Педагогические условия развития креативности дошкольников в процессе художественно-эстетической деятельности».

Программа работы

  1. Обоснование темы

Проблема детской одарённости, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальность – главные проблемы современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначалась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. В последние годы в науке стали дифференцироваться понятия «творчество» и «креативность»: если творчество в большинстве случаев понимается как процесс, имеющий определённую специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека.

  1. Объект и предмет исследования

Объект исследования – организация жизнедеятельности дошкольников в разных возрастных группах ДОО.

Предмет исследования – педагогические условия развития креативности дошкольников 3 – 7 лет  в процессе художественно – эстетической деятельности.

  1. Цель

Состоит в выявлении, теоретическом обосновании возможностей реализации креативного потенциала ребёнка – дошкольника и проверке комплекса педагогических условий, обеспечивающих развитие креативности дошкольников.

  1. Задачи исследования
  • Обобщить имеющиеся научные и эмпирические данные о структуре креативности ребёнка.
  • Разработать комплекс педагогических условий, способствующих развитию креативности дошкольников разных возрастных групп в процессе художественно – эстетической деятельности.
  • Определить адекватные формы организации педагогической деятельности по развитию креативности детей.
  • Разработать систему методической работы в дошкольном учреждении, способствующую повышению профессиональной компетентности педагогов по развитию креативности детей.
  1. Гипотеза исследования

Развитие креативности дошкольников становится более эффективным при наличии гуманистического воспитательного пространства, характеристиками которого являются:

  • Наличие креативного образца в лице воспитывающего взрослого, владеющего определённым уровнем профессиональной компетентности в вопросах творческого развития детей и имеющего позитивное отношение к инициативе и творческим проявлениям детей;
  • Диалогический подход в воспитательно – образовательном процессе (сотрудничество, диалог);
  • Создание художественно-эстетических условий, содержанием которых являются творческие игровые задания, различные упражнения, где поисково – исследовательские методы превалируют над репродуктивными.
  1. Методы исследования

- теоретические (аналитические обзоры, разработка программы, диагностика развития креативности, моделирование целостного педагогического процесса);

- экспериментальные (наблюдение и последующий анализ работы воспитателей, анкетирование родителей, формирующий эксперимент по созданию условий развития  креативных способностей дошкольников в процессе художественно-эстетической деятельности, анализ педагогических ситуаций, беседы);

- гуманитарные методы (рефлексия, самоанализ, самонаблюдения).

1.7 Предполагаемые результаты

В процессе работы продполагается получение следующих теоретических и практических результатов:

  • Достижение достаточно высокого уровня развития креативности у детей в процессе художественно-эстетической деятельности;
  • Создание комплекса педагогических условий для развития креативности детей в процессе художественно-эстетической деятельности;
  • Разработка системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов;
  • Организация продуктивного взаимодействия педагогического коллектива с родителями как необходимого условия повышения эффективности процесса развития креативности детей.

9.Л.Н.Прохорова Опыт методической работы в ДОО по развитию креативности дошкольников – Москва: 2010;

Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет – Волгоград: Учитель,2010 г.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по теме :« Организация работы по формированию элементарных математических представлений в дошкольном учреждении».

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, вып...

Методическая разработка «Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях введения ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара»

В данной работе подробно описана Модель методической службы и основные направления проектирования методической работы в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара. Также описаны функции и структура методи...

Методическая работа как средство профессионально-личностного развития педагогов учреждения.

В статье дано описание системы методического сопровождение педагогов ДОУ....

Эффективные формы организации методической работы как средство повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении

На сегодняшний день одной из задач дошкольных учреждений является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми. Для решения этой задачи, прежде всего...

Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования

Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования...

Выступление «Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ»

На современном этапе развития общества значительно возрастает роль учителя как активного субъекта педагогического процесса. Повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социаль...