Рекомендация для педагогов на тему: «ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»
учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему

Материал в себя включает: Задачи развития игровой деятельности, Сюжетно-ролевые игры, Режиссерские игры, Игровые импровизации и театрализация,

Игра-экспериментирование с различными предметами и материалами:

Игры  с  водой,  снегом,  льдом; Игры с мыльной водой и пеной; Игры с зеркалом ;Игры со светом; Игры  со  стеклами; Игры со звуками.

Дидактические игры. Игры с готовым содержанием и правилами.

Результаты развития игровой деятельности: Достижения ребенка(«Что нас радует»); Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и

родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsiya_dlya_pedagogov_na_temu_igra.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендация для педагогов на тему: 

«ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Цель: дать расширенное представление педагогам дошкольного образования о игре как особое пространственное развитие детей пятого года жизни, в соответствии с ФГОС.

Литература: Детство: Примерная образовательная программа дошкольного

образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. –СПб.:

ООО «Издательство «Детство Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.

Игра самая любимая и естественная деятельность дошкольников.  Игра  сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными  игрушками поднимают настроение, сближают детей. Игровые моменты повышают интерес детей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности.

Пятый год жизни. Средняя группа

В средней группе воспитатель продолжает обогащение игрового опыта детей.

Задачи развития игровой деятельности:

  • Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды  игр, игровые действия, сюжеты, умения устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях).
  • Обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.
  • Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать
  • способы их игрового взаимодействия.

Сюжетно-ролевые игры.

Проявление интереса к отображению в сюжетно-ролевых играх семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач-пациент, парикмахер-клиент, капитан-матрос и др.), к объединению в одном сюжете разнообразных по тематике событий (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками). Поддержка эмоционального вовлечения в содержание, которое находит отражение в игре.

Освоение  новых  способов  ролевого  поведения:  способности  строить сюжеты  с  большим  количеством  персонажей,  самостоятельно  вести  ролевые диалоги,  выполнять  по  ходу  развития  сюжета  не  одну,  а  несколько  ролей. Развитие умений до начала игры определять тему, одно-два игровых события («Во что будем играть? Что произойдет?»), распределять роли до начала игры. Самостоятельное    использование    и    играх    предметов-заместителей (разнообразные  кубики,  бруски,  флаконы,  веревки,  бечевки,  которые  могут быть использованы в качестве других предметов). По побуждению воспитателя использование  изобразительных  игровых  действий  («чик-чик,  это  чек»). Освоение  способа  развития  игрового  замысла  через  проблемную  ситуацию: потеря  какого-либо  предмета  (у  парикмахера  исчезли  все  расчески), невозможности достичь цель (корабль сбился с курса).

Развитие  умения  вести  разные  ролевые  диалоги –в  начале  года  в совместной игре с воспитателем, а во втором полугодии –в совместной игре со сверстниками. В совместной игре с воспитателем изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваться ролями с воспитателем, действуя в соответствии с новой игровой позицией (диалоги по телефону в разных ролях —мамы, папы, бабушки, детей).

Освоение  способа  сокращения  предметных  игровых  действий  детей  за счет  обозначения части  сюжета  в  речевом  плане  («Как  будто  мы  уже покормили кукол, и теперь будем одевать их на прогулку»).

Самостоятельное  включение  в  игровой  сюжет  новых  событий,  ролей,  проявление творчества в выборе предметов-заместителей и создании игровой обстановки (устраивать   комнату   для   кукол,   обстановку   магазина, парикмахерской, кабинета врача, гаража и т. п.). Использование по собственной инициативе в играх ряженья, масок, музыкальных игрушек (бубен, металлофон, дудочки-свистульки).  К  концу  года  самостоятельное  придумывание  реплик игровых  персонажей,  использование  разных  интонаций  в  ролевых  диалогах, комбинирование в сюжете 3-4 эпизодов, разнообразного содержания,

Развитие  доброжелательности  в  игровом  общении  с  партнерами-сверстниками.  Проявление  инициативности  в игровом  взаимодействии  со сверстниками,  добрых  чувств  по  отношению  к  сверстникам  и  игрушкам, интереса к общему замыслу и к  согласованию действий с играющими детьми.

Режиссерские игры.

Участие  в  режиссерских  играх  на  основе  литературного  опыта, впечатлений  от  просмотра  мультипликационных  фильмов, комбинирования событий из разных мультфильмов или сказок. Отображение в индивидуальных играх  эмоционально  значимых  событий  (посещение  врача,  приход  гостей, поездка в поезде и пр.).Освоение умения представить готовую сюжетную ситуацию и показать ее зрителю  (взрослому).  Проявление  самостоятельности  в  осуществлении режиссерской  игры  (передвижение  игрушек  по  игровому  полю,  озвучивание событий,  комментирование  происходящего   в  игре.)   По   побуждению воспитателя,  а  впоследствии  самостоятельно  озвучивание  диалога  между персонажами, выражение оценки персонажей, их действий («Зайчик-трусишка, испугался волка, побежал»). Проявление инициативы в выборе необходимых материалов  и  игрушек  для  создания  обстановки  режиссерской  игры, использовании предметов-заместителей. Проявление интереса к режиссерской игре на основе ситуации, служащей завязкой сюжета (например, в кроватке лежит мишка с перевязанной бинтом лапой; кукла Маша накрыла стол и ждет гостей). По побуждению воспитателя высказывание  предположений  о  том,  что  произойдет  дальше,  разыгрывание продолжение   ситуации,   передача   диалогов   героев.   К   концу   года самостоятельное   придумывание   и   создание   ситуаций-завязок   сюжета режиссерской  игры  при  помощи  игрушек  и  предметов,  их  показывают воспитателю, сверстникам.

Игровые импровизации и театрализация.

Участие в творческих имитационных играх, развитие умения мимикой, жестами, движениями передавать разное эмоциональное состояние персонажей (Зайчик заблудился, испугался, но его нашли медвежата, приласкали, отвели домой, и все смеются, хлопают в ладоши, радуются). Использование жестов и движений  для  передачи  физических  особенностей  игрового  образа  (Летят большие  птицы  и  маленькие  птички,  идет  по  снегу  большой  медведь  и маленькая обезьянка). Освоение  умений жестом показать: маленькая бусинка, куколка —вот такая; огромный снежный ком, дом, гора —вот такие, передать интонацией и силой голоса игровой образ (маленькая мышка и великан, гномик и  дракон).  В  играх  на  темы  литературных  произведений  освоение  умений выразительно  передавать  особенности  движений,  голоса,  эмоциональные состояния. Участие в театрализациях на темы любимых сказок («Репка», «Кот, петух  и  лиса»,  «Колобок»).  Самостоятельное  использование  предметов  для ряженья:  элементов  костюмов  сказочных  героев,  масок  животных,  эмблем  с изображениями  любимых  литературных  персонажей  (Винни-Пух,  Буратино). Проявление  желания  самостоятельно  воспроизводить  в  играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.

Игра-экспериментирование с различными предметами и материалами.

Игры  с  водой,  снегом,  льдом.«Волшебная   вода»   (смешивание подкрашенной  воды  и  получение  разнообразных  «волшебных»  цветов  и оттенков). «Цветные капельки» (капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и насыщенности и наблюдение за «путешествием» капельки). «Льдинки» (замораживание окрашенной воды в разных формочках и украшение льдинками построек из снега). «Ледяные узоры» (замораживание в воде  узоров  из  камешков,  бусинок,  листьев  и  рассматривание  их). «Освобождение   из   плена»   (размораживание      маленьких   игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей»). «Тонет —не тонет» (испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала). «Снежные фигуры» (лепка из снега  снежных  баб,  снегурочек,  зайчиков,  игра  в  снежное  царство),  Кто прошел? (узнавать следы на снегу по отпечаткам).

Игры с мыльной водой и пеной.«Мыльные пузыри» (пускание мыльных пузырей  с  помощью  разных  предметов:  соломинок,  трубочек,  деревянных катушек  из-под  ниток  и  пр.).  «У  кого  пена  выше  и  пышней»  (выдувание воздуха  через  трубочку  и  т.  п.  в  мыльную  воду  с  целью  получения  самой «большой»).  «Подушка  из  пены»  (испытание:  какие  предметы,  из  каких материалов могут лежать на поверхности пены).

Игры с зеркалом.«Поймай солнышко» (маленьким зеркалом поймать луч солнца  и  пустить  «зайчика»).  «Солнечные  зайчики» (воспитатель  и  дети пускают веселые солнечные зайчики). «Что отражается в зеркале» (пытаться увидеть, что находится за спиной, справа, слева, на потолке, только с помощью зеркала).

Игры со светом.«Театр теней», «У кого тень интересней», «Угадай, чья тень» (экспериментирование с тенью), «Прятки и поиски» (поиск спрятанного предмета с помощью фонарика в темноте).

Игры  со  стеклами.«Мир  меняет  цвет»  (рассматривание  окружающего через  стекла разного  цвета).  «Таинственные  картинки»  (рассматривание цветных картинок через стекла разного цвета и наблюдение: какие изображения на   картинке   становятся   невидимыми).   «Все   увидим,   все   узнаем» (рассматривание   предметов,   мелких   картинок,   знаков, узоров   через увеличительное стекло).

Игры со звуками.«Погремушки» (испытание: какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов). «Звонкие бутылочки» (испытать, какой звук  издает  молоточек,  если  ударять  по  бутылочкам,  наполненным  водой, песком,  или  по  пустым).  «Угадай,  что  шуршит,  что  гремит»  (узнать  с закрытыми глазами разные звуки: разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка, переливания воды и пр.).

Дидактические игры. Игры с готовым содержанием и правилами.

Совместное с воспитателем участие в играх на сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т. п.), группировку предметов на основе общих признаков (это —посуда, это —обувь; здесь ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составление целого изображение из 6—8  частей  («Составь  картинку»,  «Пазлы»);  выстраивание  «ряда»  из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака (по  размеру,  по  ширине,  высоте,  интенсивности  цвета  и  т.  д.);  составление простого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Угадай картинку», «Найди по схеме», «Волшебные знаки»).

Освоение способов планирования своей поисковой игровой деятельности, реализация  образов  воображения  (развивающие  игры  «Сложи  узор», «Точечки», «Уголки», «Уникуб» и др.).

Развитие умения принимать поставленную воспитателем игровую задачу или выдвигать самостоятельно свою задачу в знакомой игре. Самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя действовать по правилам, стремиться к результату, контролировать его в соответствии с игровой задачей.

Освоение  правил  игр  в  настольно-печатные  игры:  объединяться  со сверстниками, действовать по очереди, по простой схеме и т.п. В совместной с воспитателем игре пояснять ход игры, рассказывать, как правильно действовать в игре. Формулирование в речи, достигнут или нет игровой результат («У меня получилось  правильно —картинка  составлена»).  Самостоятельно  замечать неполное  соответствие  полученного  результата  требованиям.  Проявление желания объяснять сверстникам, как правильно играть в игру; не смеяться над проигравшим сверстником.

Результаты развития игровой  деятельности

Достижения ребенка

(«Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует

совместных усилий педагогов и

родителей

  • В  играх  наблюдается  разно

образие сюжетов.  Ребенок  называет  роль  до начала  игры,  обозначает  свою  новую роль по ходу игры.

  • Проявляет самостоятельность в выборе

и      использовании      предметов-

заместителей, с интересом включается в

ролевой диалог со сверстниками.

  • Выдвигает     игровые     замыслы,

инициативен   в   развитии   игрового

сюжета  или  в  создании  интересных

(выразительных)   образов   игровых

персонажей.

  • Вступает в ролевой диалог, отвечает на

вопросы  и  задает  их  соответственно

принятой  роли.  Играя  индивидуально,

ведет  негромкий  диалог  с  игрушками,

комментирует  их  «действия»,  говорит

разными    голосами    за    разных

персонажей.

  • Проявляет   интерес   к   игровому

экспериментированию  с  предметами  и

материалами.

  • Проявляет   творчество   в   создании

игровой  обстановки,  в  театрализации

эпизодов любимых сказок,  в имитации действий животных, сказочных героев и пр.

  • В   играх   с   правилами   принимает

игровую  задачу,  проявляет  интерес  к

результату, выигрышу.

  • Доброжелателен    в    общении    с

партнерами по игре.

  • В игре ребенок повторяет

однообразные сюжетные    эпизоды.    Затрудняется  исполнять   разные   роли   в   одной сюжетно-ролевой   игре,   придумать новый вариант сюжета или новую роль.

  • Испытывает      затруднения      в

согласовании   игровых   действий   с

партнерами-сверстниками,  вступает  в

конфликты,  не  пытается  вникнуть  в

общий  замысел.  Нуждается  в  помощи

воспитателя для установления игрового

взаимодействия со сверстниками.

  • В  игре  с  воспитателем  проявляет

интерес  к  его  игровым  действиям,

повторяет их, но испытывает трудности

в ролевом диалоге.

  • В   играх   с   правилами   путает

последовательность  действий,  вступает

в   игру   раньше   сигнала,   упускает

правила.

  • Затрудняется  назвать  и  перечислить

любимые игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности и задачи физического развития детей пятого года жизни"

Консультацию можно использовать на родительском собрании в средней группе. Родители знакомятся с особенностями физического развития детей 4-5 лет. Их вниманию предлагаются задачи физического развития ...

Организационное родительское собрание "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ"

Данное родительское собрание предназначено для педагогов, которые работают в старшей группе с новенькими детьми. Проводится как первое собрание в учебном году. Цели собрания:·...

Художественно – эстетическое развитие детей пятого года жизни

В своей работе я постараюсь показать Вам, значимость фона в изобразительном творчестве. Фоновое оформление рисунка не только дополняет рисунок, а делает образы на нем более выразительными, создает нас...

Статья на тему: " Особенности психо-физического и речевого развития детей пятого года жизни"

Ребенку 5-й год жизни. Это возраст дальнейшего развития его способностей. Вы замечаете, что малыш, занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше. Его игры становя...

Речевое развитие детей пятого года жизни

Развитие речи детей пятого года жизни...

Игра как особое пространство развития ребенка третьего года жизни

К двум годам ребенок уже способен отображать в игре простейшие действия с предметами, подражая действиям взрослого (кормит и укладывает спать куклу, прокатывает машинки и др.). Ребенок передает неслож...