Значение художественной литературы в формировании личности ребёнка.
материал на тему

Долгиерова Любовь Владимировна

Наличие познавательной функции литературы совершенно очевидно, т.к. первоисточник художественного творчества – реальная действительность. В процессе чтения мы познаем окружающий мир, человеческие отношения и характеры. Современные дети не будут читать, если этого не будут делать взрослые.

 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение художественной литературы в формировании личности ребенка»

Детская книга – это весенний

солнечный луч, который заставляет

пробуждаться дремлющие силы

детской души и вызывает рост

брошенных на эту благодарную

почву семян.

Д.Н.Мамин-Сибиряк. О книге.  (1898г.)

Нигде в мире писатель не пользовался таким авторитетом, нигде чтение не считалось таким важным и необходимым занятием, как в России. Литература занимает особое место среди основных видов искусства. Литература открывает то, что не сможет показать самая совершенная машина времени. Исследователи проблем литературы традиционно выделяют три функции словесного искусства: познавательную, воспитательную (нравственную) и эстетическую.

Наличие познавательной функции литературы совершенно очевидно, т.к. первоисточник художественного творчества – реальная действительность. В процессе чтения мы познаем окружающий мир, человеческие отношения и характеры. Показывая то, что есть в жизни, писатели помогают людям выработать должное отношение к различным явлениям, ситуациям, вызывают в читателе сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству (воспитательная функция). Цель эстетической функции литературы состоит в том, чтобы в особой форме познать и осмыслить действительность. Литература – это искусство, связанное с речью, важнейшей формой человеческого общения. Слово доступно всем, от мала до велика. Своим звучанием слово доставляет малышу не только эстетическое наслаждение, оно развивает и воспитывает его.

Самый главный и наиболее эффектный рецепт приобщить ребенка к чтению – читать ребенку книги, когда он сам этого еще не умеет. Процесс чтения доставляет равное удовольствие, как исполнителю, так и слушателю. Это один из увлекательных и полезных видов общения со своим ребенком. Дошкольнику нужна книга для того, чтобы увидеть многоликий мир, удивиться ему и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой. Все это возможно, если подбирать для чтения разные, но хорошие книги, организовывать чтение как непринужденное, добровольное занятие. Произведение должно отвечать повышенной эмоциональности ребенка, остроте его восприятия окружающей действительности.

Детские поэты и писатели должны быть непременно хорошо образованными людьми. Каждая строчка в произведениях для детей должна быть образна, т.е. заключать в себе материал для художника – в книжке ведь очень важны картинки.

Для чего современному человеку чтение? В прежние времена книга была источником знания. Но сейчас количество источников для их приобретения увеличилось. В прежние времена книга, чтение нужны были человеку для нравственного очищения, и даже перерождения. Сейчас человек старается не задавать себе вопросов нравственного содержания, хочет быть свободным от них. Большинству читающих взрослых качество литературы обременительно. Ненужным кажется и анализ текста, процесс обдумывания прочитанного, поиск смысла в нем.

Современные дети не будут читать, если этого не будут делать взрослые. Образ человека читающего у большинства современных молодых людей, какими являются родители нынешних дошкольников, связан с такими понятиями, как отсутствие успеха в обществе, медленный карьерный рост, невостребованность у противоположного пола, финансовая несостоятельность, не позволяющая пользоваться благами жизни. Чтобы опровергнуть негативное мнение о книге у родителей и убедить детей в пользе чтения, педагогу нужно обладать обширными знаниями не только детской литературы, но и психологии и социологии чтения, психологии ребенка. Воспитатель сам должен быть человеком читающим. Чтобы подбирать художественные произведения для чтения, воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в текстах, определяя, какие из них придутся по душе детям группы (для девочек и мальчиков, для деятелей и созерцателей). Зная своих подопечных, воспитатель не ошибется в выборе, важно лишь, чтобы чтение не стало принудительным занятием. Книга должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять удовольствие.

Большие повествовательные произведения почти не используются в детском саду. Но именно они представляют интерес для старших дошкольников. Продолжающиеся истории персонажей позволяют ребенку открывать для себя широкий спектр возможных моделей поведения и переживания в различных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе. Примером могут быть следующие произведения:

В.Драгунский «Денискины рассказы»

Б.Житков «Что я видел»

А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

В.Бианки «Мышонок Пик», «Синичкин календарь»

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

П.Ершов «Конек-Горбунок»

Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

Н.Носов «Приключения Незнайки», рассказы

А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Дж. Родарри «Приключения Чиполлино»

А.С.Пушкин Сказки.

К сожалению, в наш век новых информационных технологий, роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Они живут в другой цивилизации, где источников знания много. Книга только один из них, но очень важный. Частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. В результате утрачивается способность к длительному сосредоточению, так необходимому при обучении. Телевидение приучает употреблять готовые схемы и образы, у детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, пофантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Вот почему важно вовремя приобщить детей к чтению.

Если привычка к чтению не сформирована в детстве, после подросткового периода шансы стать развитым читателем невелики…

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает все остальное. Ф.М.Достоевский.

Ройся в книгах при самом удобном случае. Старайся перелистать и пересмотреть на своем веку возможно больше разных книг. Н.Рубакин.

Детская книга должна появиться в доме вместе с ребенком. Выбор книги для ребенка – ответственнейшее дело. В.Осипов.

Мне книга – океан бездонный,

С которым слился с давних дней,

И словно жизней миллионы

На свете прожил вместе с ней.

        Петрусь Бровка.

Используемая литература:

  1. Журнал Дошкольное воспитание №4,2008г «Истоки и причины нечтения».
  2. Дошкольное воспитание №6,2007г «Значение художественной литературы в формировании личности ребенка».
  3. Дошкольное воспитание №4, №5, 2007г «Поговорим о здоровой духовной пище».
  4. Н.А.Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Долгиерова Л.В.

МАУДО «Детский сад №5»

г. Ялуторовск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Значение художественной литературы в воспитании личности ребенка».

Консультация для родителей на тему:  «Значение художественной литературы в воспитании личности ребенка»....

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста.Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых...

Презентация "Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка"

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами художе­ственного слова еще до школы, до усвоения грамматичес­ких правил маленький ребе...

Папка-передвижка "Роль художественной литературы в становлении личности ребёнка"

Мир художественной литературы очень богат и многогранен; в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Правильная художественная литература оказывает значительное влияние на нравственное ст...

Консультация « Роль детской художественной литературы в формировании личности ребёнка»

В развитие личности ребёнка огромный вклад вносит художественная литература. Её значение было бесценно и значимо во все времена. И роль её будет неизменна многие годы, если только будут соблюдены...