Родители-союзники в воспитании
материал на тему

Коротина Анастасия Андреевна

(эссе на заданную тему)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_na_temu_roditeli-soyuzniki_v_vospitanii.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 221

Красноармейского района г. Волгограда

400022, Россия, Красноармейский район, г. Волгоград, ул. Водников,8;

телефон: 8(8442)61-99-63

Научно-методический материал

«Родители дошкольников – мои главные помощники»

(обобщение опыта работы)

Составил:

воспитатель

Сосновщенко А.А.

Волгоград 2014


Воспитание учащихся в ДОУ и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Для того чтобы пребывание ребенка в детском саду было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями. Следовательно, одним из важных направлений в деятельности воспитателя ДОУ является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. Ведь основными воспитателями являются родители, а задача воспитателя помочь и подсказать им в этом непростом деле, ответить на родительские вопросы «как» и «почему», убедительно и просто раскрывать перед родителями актуальные вопросы воспитания, так как не существует никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Ведь весьма важно, чтобы все родители глубоко осознавали свою ответственность за воспитание детей, так как воспитание ребёнка – это не только хороший уход за ним, но и всестороннее его развитие.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании  для создания необходимых условий правильного воспитания детей; формирование у родителей рефлексивного отношения к себе как к педагогам; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей по принципу партнёрства, уважения и доверия к ребёнку.

Почему необходимо устанавливать контакт с семьей?

Один из важных механизмов социализации ребенка - это повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны педагогов и родителей. Если это нарушается, то у ребенка начинается дискомфорт, он плохо усваивает правила поведения, начинает приспосабливаться, хитрить. Также можно добавить и то, что влияние родителей, семейного уклада на складывающуюся личность ребёнка огромно, а если родители педагогически неграмотны, то и получается дисбаланс в отношении воспитания ребёнка в семье и в детском саду. Количество семей, о которых с уверенностью можно утверждать, что они благополучны, с каждым годом уменьшается, а количество проблем, связанных с этим, увеличивается (рождение нежелательных детей, большая занятость на работе, снижение количества времени, уделяемого детям). Поэтому родители и воспитатели должны быть союзниками в воспитании детей, семейное и общественное воспитание необходимо сочетать. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей. 

Я глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями. Мы, конечно же, педагоги, не можем перевоспитывать родителей и преобразовывать семью – это лежит за пределами наших профессиональных полномочий, но мы можем содействовать наиболее благоприятным условиям личностного становления ребёнка путём педагогического влияния на семейное воспитание, можем формировать у родителей воспитанников детского сада и других взрослых членов семьи глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребёнка и возможности каждой семьи участвовать в воспитании детей, можем убедить, что только единство семейного и общественного воспитания приведёт к должному воспитательному эффекту. И в этом я вижу свою главную задачу как работника дошкольного учреждения.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документах, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», «Законе «Об образовании» и других.

Мои задачи, как воспитателя, совпадают с желаниями родителей, поэтому жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель: сформировать единое воспитательное пространство «семья - детский сад», подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всём протяжении дошкольного детства ребенка .

Педагог должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями (планирование работы с родителями как обязательный раздел в плане воспитательной работы). Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны.

Мои направления в работе - адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада, сохранение психологического и физического здоровья детей, освоение задач программы воспитания и обучения в детском саду, повышение педагогической культуры родителей. Педагогическое просвещение родителей я считаю обязательной составной частью  своей работы, так как родителям необходимо дать знания о возрастных психофизических особенностях, задачах, содержании и методах воспитания детей раннего возраста, чтобы обеспечить единый подход в воспитании ребёнка в детском саду и семье. Согласованность воздействий на ребёнка воспитателей и родителей является необходимым условием его своевременного всестороннего развития.

Формы работы - родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, анкетирование (позволяет выявить темы для бесед, консультаций и родительских собраний), стенды (уголок родителей), осведомление родителей об издаваемой педагогической литературе по вопросам воспитания детей раннего возраста, участие родителей в подготовке к праздникам, совместное создание предметно-развивающейся среды. Всё это помогает вооружить родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учётом возраста и запросов родителей, а так же способствует установлению контактов родителей с воспитателем и другими специалистами детского сада. Благодаря этому мы, педагоги и родители как союзники в воспитании, учимся общаться и понимать детей.

Основными принципами этих форм работы являются - отношение педагога к родителям как к союзникам в воспитании детей (общение на равных), не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а обсуждение изучаемой информации. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады и лекции.

Опираясь на свой опыт работы, для себя я выявила некоторые правила эффективного взаимодействия воспитателя с семьями моих воспитанников:

1. Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это: улыбка, имя собеседника, комплимент относительно ребёнка.

2. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с вами!

3. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!

4. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

5. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказываться по всем наболевшим вопросам!

6. Если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично.

7. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!

8. То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей и педагогов!

9. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность!

10. Каждая встреча с семьёй воспитанника должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребёнка!

11. Не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.

12. Если педагог в какой – то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!

13. Если родители принимают активное участие в жизни детского сада, их усилия должны быть отмечены воспитателем и администрацией ДОУ!

Итог своей работы – это эстетическое оформление группы, создан уют и комфортное пребывание детей в группе детского сада. На сегодняшний день сложилась определенная система в работе с родителями. Использование выше изложенных форм работы дало определенные результаты; родители стали активными участниками встреч и партнерами воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Определились единые цели и подходы в разработках индивидуальных маршрутов развития ребенка. Позиция родителей как партнёров стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей, применяют полученные знания при воспитании своих детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

По результатам моего наблюдения в группе нет родителей наблюдателей, выросло число родителей лидеров, число родителей исполнителей. Для себя я точно могу сделать вывод, что укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия таких институтов как семья и детский сад обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский сад и родители: союзники или соперники в борьбе за здоровье ребенка

Здоровье – высшая ценность человеческой жизни. Всем известно, что здоровье ребенка закладывается задолго до его появления на свет, формируется в период детства и становится основой полноценной жизни ч...

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

Детский сад и родители – союзники или соперники в борьбе за здоровье ребёнка

Статья о важности правильной организации воспитателем ДОУ совместной работы с родителями по сохранению здоровья дошкольника....

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

"Детский сад и родители- союзники или соперники в борьбе за здоровье ребёнка"

Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что полезно знать детям о здоровом образе жизни.Как определить,что ребёнок заболевает и что для этого нужно делать?При каких симптомах ребёнок не считается больн...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Анкета для родителей 1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? воспитание любви к Родине; воспитание уважения к старшему поколению; воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа; знание истории своей стра

Анкета по патриотическому воспитанию для родителей в детском саду, дает ориентировочно понятия  об отношении самих родителей к к патриотическому воспитанию, насколько актуальна это направление в ...