КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Значение беседы в работе с дошкольниками
консультация на тему

Толкачева Елена Александровна

Беседа является ценным методом не только умственного воспитания, но и средством социально-нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_znachenie_besedy_v_rabote_s_doshkolnikami.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Значение беседы в работе с дошкольниками

Материал подготовила:

Воспитатель ДОУ 8

Толкачева Е.А.

В работе с детьми дошкольного возраста очень важен выбор методов обучения. Словесный метод выступает при этом, как один из ведущих, так как не всегда ребенок может сенсорно или визуально почувствовать предмет.  Указанный метод дает возможность сформировать у детей знания, выходящие за пределы их опыта.

Эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений.

Роль беседы в обучении и воспитании ребенка:

  • Беседа систематизирует и уточняет представления, полученные ребенком в повседневной жизни. (Возьмем, к примеру, тему «Мебель». У каждого ребенка есть определенный, но, как правило, недостаточный опыт. Ребенок знает отдельные названия предметов мебели и то далеко не всех. То есть системы знаний как таковой у него нет. В результате беседы ребенок научится обобщать и классифицировать. Он поймет, к примеру, что входит в понятие «шкафы», «столы», «мебель»).
  • Беседа побуждает к воспоминаниям, догадкам, суждениям, умозаключениям (при этом крайне важна роль педагога: выбранные им правильные методы беседы   должны стимулировать ребенка к активной умственной деятельности). Вернемся к  теме «Мебель». Педагог предлагает одному или двум детям принести фотографии заранее оговоренных предметов мебели, находящиеся в их квартире, если возможно, схемы своих комнат. Суммируя этот материал (в виде выставки фотографий или на фоторамке), предлагает «пищу» для размышления. Показывая фотографии, просит сравнить мебель, а  других  детей рассказать, какая мебель есть у них в комнате – игровой, кухне, гостиной, чем она похожа и чем отличается от представленной на фотографиях. (В представленном методе в подготовку активно привлекается семья ребенка).
  • Беседа учит самостоятельно логически мыслить, рассуждать
  • Беседа развивает связную речь, умение ясно выражать свои мысли (обогащается словарный запас, ребенок рассказывает о доступном ему предмете и таким образом он учится логически строить фразу, рассказ) Пример рассказа
  • Беседа развивает умение слушать собеседника в коллективе (воспитатель строит ход беседы следующим образом: сначала предлагает ребенку сказать одно предложение, потом, постепенно, переходят к более полному рассказу)
  • Беседа развивает, как активность ребенка (включаться в обсуждение), так и способность к сдержанности (не перебивая, выслушать собеседника)

Таким образом, беседа является ценным методом не только умственного воспитания, но и средством социально-нравственного воспитания.

Содержание беседы

Какое конкретное программное содержание можно давать детям методом беседы? Любое, но необходимо помнить, что беседы лишь тогда имеют успех, когда материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту ребенка.

Педагоги прошлого считали возможным обращать внимание детей, беседовать с ними лишь о непосредственно окружающих ребенка вещах.

Несомненно, с ребенком надо прежде всего говорить о близком и понятном ему. Но не надо забывать, что современные дети живут в информационно насыщенном мире. Телевидение, радио, компьютер, пресса, книги – все это рано расширяет круг представлений и понятий нынешнего дошкольника.

В связи с этим в наших условиях с детьми дошкольного возраста становится возможным беседовать о таком содержании, с которым он в своем ближайшем окружении не сталкивался. Хотя знания будут совсем элементарными, они все-таки расширят кругозор детей.

В беседе:

  • Уточняются детские знания
  • Ребенок получает новый материал
  • Ребенок получает знакомый материал в новом аспекте

Часто на практике беседа превращается в стержень, вокруг которого строится вся последующая работа с детьми. Обязателен предварительный этап, который заключается в наблюдениях, рассматривании иллюстраций, картин или фотографий, экскурсиях, чтении, просмотре познавательных программ и т.д. Это этап призван дать пищу для беседы. После беседы обязательно идет закрепление полученных впечатлений путем рисования, лепки, заучивания стихов, песен, чтения рассказов.  Даже игры подчиняются теме беседы.

Беседа лишь тогда оставит глубокий след в сознании ребенка, когда он будет не только наблюдающим, слушающим, иногда отвечающим, но и действующим, активно общающимся.

Поэтому важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста является ситуация общения.

Роль ситуации общения

Ситуация общения – специально проектируемая воспитателем или возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей.

Необходимо подчеркнуть, что беседа не должна сводиться к освоению только вопросно-ответной формы. Она должна способствовать установлению диалогических отношений, формированию активной ответной позиции; ребенок должен общаться не только со взрослым, но и со сверстниками.

В итоге ситуация общения:

  • Предполагает добровольное участие детей
  • Устанавливает позицию взрослого, как партнера по общению
  • Изменяет стиль взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу
  • Планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня
  • Предполагает длительность от 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей
  • Предполагает сегментарность – ведение диалогов небольшими порциями, включенными, например, в игру
  • Предполагает участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от желания и содержания беседы

Ситуация общения представляет для воспитателя некоторые трудности, так как имеет свои специфические особенности. Она строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения. Ребенку необходимо все время следить за ходом беседы, не уклоняться от ее основного содержания, слушать собеседников. И здесь главную роль играет самоконтроль: умение внимательно слушать собеседника, не перебивая; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать. Все это, несомненно, не легко для ребенка дошкольного возраста. Для некоторых детей участие в беседе требует определенного волевого усилия – преодолеть робость, застенчивость и высказываться в присутствии других.

Поэтому участие взрослого в этом процессе в значительной мере решает успех дела. Воспитателю необходимо:

  • Хорошо продумать логическую структуру ситуации общения
  • Последовательно расположить весь материал, преподносимый детям
  • Подготовить соответствующие вопросы и объяснения, наглядный материал
  • Хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка с целью дифференцированного подключения его к ходу беседы

Творческий подход педагога к ситуации общения:

  • Намеренно допущенные ошибки в высказывании (ребенок должен догадаться, в чем ошибка, объяснить, исправить ее)
  • Высказывания взрослого, направленные на доказательный ответ ребенка
  • Сравнение предметов
  • Включение в речь разных форм одного и того же слова
  • Характер вопросов: в зависимости от возраста различается и характер вопросов (делать логические выводы, выделять главные и второстепенные признаки предмета, явления; описывать его)
  • Использование таких форм вопроса, которые заставляют ребенка активно включатся  в контакт со взрослым, в беседу . Предлагаемые вопросы: «Что ты думаешь про это?», «А ты как считаешь?», «Интересно, а что ты скажешь?», «Ты хочешь меня о чем-то спросить? Спрашивай!»

В заключении необходимо отметить, что воспитателю должен быть чутким к эмоциональному состоянию детей. Если ребенок устал и интерес к беседе угасает, разговор должен быть прекращен.

Пример организации бесед.

Тема «Мебель»

Цели:

  • Уточнение и закрепление знаний по лексической теме «Мебель»
  • Активизация словаря: сервант, буфет, гардероб, комод, письменный стол и т.д.
  • Развивать внимание, память
  • Воспитывать усидчивость
  • Развивать связную речь
  • Формировать диалогическую речь
  • Формирует доказательную и объяснительную речь
  • Приобретать умение устанавливать взаимосвязи между предметами
  • Развивает понимание смысла, назначения той или иной вещи, предмета
  • Конкретизирует знания об окружающем мире, предметах, явлениях
  • Формирует фонетическую сторону речи
  • Позволяет проводить контроль за постановкой звуков и грамматической правильностью речи, навыков звукового анализа и синтеза

ИГРЫ - БЕСЕДЫ

Игра «Эти разные шкафы»

Творческий подход воспитателя при организации беседы – сравнение нескольких предметов мебели: гардероба, книжного шкафа, буфета, серванта, комода, тумбочки.

Основная цель – выявление общих признаков предметов, закрепление новых и ранее полученных знаний .

В этой беседе ребенок получает знакомый материал в новом аспекте.

Наглядный материал: иллюстрации предметов мебели.

Проблемная ситуация: в комнате беспорядок, разбросаны вещи. Воспитатель предлагает навести порядок. Куда нужно убрать разбросанные вещи? Положите каждую вещь на свое место.

Примерный набор вещей: одежда (футболка, майка, юбка, брюки, платье, плащ и т.п.); столовая посуда (тарелки, блюдца, чашки, бокалы, скатерть, салфетки, конфеты, баночка с вареньем и т.п.); книги; постельное белье (наволочки, простыни, пододеяльники); мелкие вещи (расческа, зеркальце, очки, носовые платки и т.д.)

Дети раскладывают вещи: одежду – в платяной шкаф, посуду, конфеты и скатерти – в буфет, книги – в книжный шкаф, постельное белье – в комод, мелкие вещи в тумбочку.

Ход беседы.

Воспитатель. Вы убрали все вещи в свои шкафы. Как вы можете объяснить своими словами, что такое шкаф?

Ответы детей.

Воспитатель. В большом словаре я прочитала, что шкаф – это большой ящик с дверцами. Как вы думаете, зачем в шкафу делают дверцы?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте назовем каждый шкаф своим именем. Я буду начинать предложение, а вы закончите.

Шкаф для одежды называется … гардероб или платяной шкаф

Шкаф для книг называется … книжный шкаф

Шкаф для посуды,  напитков, столового белья называется … буфет

Низкий буфет называется …сервант

Шкаф для постельного белья называется … комод

Шкаф для различных мелких вещей называется … тумбочка

Воспитатель. Как вы думаете, почему платяной шкаф высокий?

Ответы детей.

Воспитатель. О чем вы хотите спросить меня?

Вопросы детей.

Воспитатель. Где находится платяной шкаф у тебя в квартире? Как называется эта комната? Какая мебель еще там стоит?

Ответы детей.

Воспитатель. Как ты считаешь, почему в буфете и серванте делают прозрачные (стеклянные) дверцы?

Ответы детей.

Воспитатель. Что мы убрали в книжный шкаф? Назови свои любимые книги.

Ответы детей.

Игра  «Я пришел за мебелью»

Творческий подход воспитателя при организации беседы – организация игры на развитие памяти и внимания для закрепления названий и назначения предметов мебели, элементы беседы вводятся сегментами в ходе игры.

Основная цель – закрепление ранее полученных знаний .

В этой беседе ребенок получает знакомый материал в новом аспекте.

Ход занятия:

Считалкой выбирается покупатель:

Мы приходим в магазин,

В магазине нет корзин.

В магазине этом

Крупные предметы:

Стол, диван и табуреты,

Шкаф, сервант и стеллажи.

Что ты выберешь, скажи?

На кого считающий покажет, произнося слово «скажи», тот будет покупатель, он уходит из комнаты. Продавец – воспитатель – он спрашивает у детей, кто какой мебелью станет. Приходит покупатель.

Продавец. За чем пришел?

Покупатель. За мебелью.

Продавец. За какой?

Покупатель. За столом.

Если есть такая мебель, продавец называет ее стоимость в пределах 10, покупатель считает вслух до этого числа и хлопает в ладоши. С последним числом «мебель» уходит быстрым шагом, покупатель ее догоняет и отводит в сторону. Игра продолжается, пока вся мебель не будет куплена.

Краткая беседа.

Воспитатель. Саша, какой мебелью ты был?

Ответ ребенка. (Например) столом.

Воспитатель. Какие столы есть у тебя дома? Назови и опиши их. А теперь спроси у Коли, какой стол есть дома у него.

И т.д.

Игра «Узнай и загадку отгадай»

Творческий подход воспитателя при организации беседы – организация беседы в ходе загадывания загадок, выделение главных и второстепенных признаков предмета

Основная цель – выявление признаков предметов мебели, закрепление знаний .

Наглядный материал: картинки с изображением предметов мебели.

Эта игра требует предварительной подготовки: нужно разучить с детьми загадки про мебель.

Ход занятия:

На столе раскладываются карточки изображением вниз. Дети по очереди берут их, смотрят и кладут около себя также изображением вниз. Когда все карточки будут разобраны, первый играющий спрашивает у соседа.

1-й ребенок. Что у тебя?

2-й ребенок. У меня:

Хотя у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки,

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хот на нас

Вы садились сотни раз.

Кто мы?

1-й ребенок. Это стулья.

Угадавший ребенок берет картинку себе.

Воспитатель. Опиши, как выглядит стул на картинке.

Ребенок описывает.

Воспитатель. А теперь спроси у своего соседа справа, какие стулья у него дома: из чего сделаны, как выглядят.

После ответа на поставленный вопрос ребенок в свою очередь, загадывает загадку про свою мебель другому соседу: про стол, пылесос, буфет, кровать и т.д. попутно по заданной ранее схеме расспрашивая его о мебели дома.

Загадки о мебели.

Стоит Антошка

На четырех ножках,

На Антошке –

Суп да ложки. (Стол)

Я хозяйкам очень нужен,

Я с посудой очень дружен,

Я посуде всякой рад,

Называюсь я … (Сервант)

Я круглое и гладкое,

Но не румяное и сладкое.

Глядят в меня,

А видят себя. (Зеркало)

Я удобный, очень мягкий.

Вам не трудно угадать,

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать. (Диван)

В квартире нашей новый дом,

Живет посуда в доме том.

В нем место есть и для конфет,

Он называется … (Буфет)

Меня в комнате всякий приметит,

А, открыв меня,

Зиму с летом встретит. (Шкаф)

ИГРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ БЕСЕД

Хороводная игра «Откуда стол пришел?» (по С.Маршаку)

В центре играющих – ребенок. Дети ведут хоровод и поют:

Ты скажи, скажи нам, стол,

Ты откуда к нам пришел?

Ребенок. Я пришел из леса.

Дети. Чем ты был в лесу дремучем?

Ребенок. Был я деревом скрипучим,

Ветер листьями играл.

Птиц на ветках я качал.

Дети. Как на ветках птиц качал?

Ребенок. Так вот и этак вот птиц я качал. (показывает движения)

Дети. Как же ты столом-то стал?

Ребенок. Лесорубы заходили

                И пилой меня спилили.

Дети. Как пилой тебя спилили?

Ребенок. Так вот и этак вот пилой меня пилили.

Дети. Что потом с тобой случилось?

Ребенок. Потом приехал лесовоз,

                Меня на фабрику увез.

Дети. Как тебя он увез?

Ребенок. Так вот и этак вот

                На фабрику он вез.

Дети. Что потом с тобою было?

Ребенок. А потом, а потом

                Стал красивым я столом.

Дети. Куда же ты с фабрики попал?

Ребенок. В домах стал жить,

                Людям служить.

Творческая игра «Мебель»

Воспитатель сообщает детям, что в группе будут делать ремонт и надо помочь перенести мебель в другое помещение. Воспитатель каждого спрашивает, а дети отвечают. Например:

Воспитатель. Коля, что ты понесешь?

Ребенок. Стул.

Воспитатель. Юля, что ты понесешь?

Ребенок. Стол.

Воспитатель. Стол надо нести вдвоем. Кто Юле поможет нести стол?

И т.д.

Дети имитируют движения.

Воспитатель. Тяжело нести мебель (дети напрягают мышцы рук и ног), нужно отдохнуть (дети садятся на стульчики, расслабляются).

Воспитатель. Пока мебель переносили, кое-что поломалось.

Воспитатель отмечает мелом места поломки и спрашивает у детей: «Что сломалось у стула?», «Что сломалось у стола?», «У кресла?», «Как вы считаете, как нам быть? Куда отнести мебель?» Дети предлагают пойти в мастерскую или починить мебель самим.

Воспитатель спрашивает, какая мебель сломалась (испортилась) – мягкая или жесткая. Попутно можно выяснить, какую еще мягкую мебель дети знают, какие поломки мебели были дома, как чинили и т.д.

Воспитатель ведет с детьми беседу, в результате которой пытаются выяснить адрес мастерской. Для этого воспитатель просит назвать ближайшие улицы, адреса, где живут дети. У мастерской тоже есть адрес. «Придя» в мастерскую, дети сдают мебель в ремонт.

Далее воспитатель предлагает зайти в магазин и купить некоторые инструменты, которые могут «вылечить» мебель.

Воспитатель показывает картинку с изображением инструмента, читает стихи о нем, а дети показывают, как они будут работать с этим инструментом.

Пила.

          Я пила зубастая,

          Попроси, пожалуйста,

          Буду доску грызть, кусать,

          На пол крошки бросать.

          Но не съем ни куска –

          Ведь невкусная доска.

Рубанок.

          Я, рубанок, так считаю:

          Где не гладко,

           Там, конечно, нет порядка.

          По доске пройду шурша,

          Станет очень хороша.

Стамеска.

          Я стамеска,

          Наточена до блеска.

          Дело делаю ладком

          Только вместе с молотком.

          Молоток, иди сюда!

Молоток.

          Иду! Иду!

          Я у людей всегда в ходу.

          Хоть мой характер крут,

          Но зато ударный труд.

          Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Коловорот.

          Я любопытный инструмент,

          Узнаю все в один момент,

          Сую я в доску нос витой,

          Узнать охота мне,

          Что там на той,

          Обратной стороне.

Топор.

          Я, топор, хоть и железный,

          Но зато такой любезный:

          Если попадется неровная доска,

          Подровняю вмиг бока.

          Сто поклонов отдам ей,

          Сразу станет поровней.

Клещи.

          Сожмем мы гвоздь

          Клешней своей:

          Рр-раз – и никаких гвоздей!

Гвоздь.

         Я работник деловой,

         Ухожу в работу с головой,

         Мне, молодцу',

         Шляпка очень к лицу.

Столярный клей.

         Я, столярный клей, хорош.

         Лучше клея не найдешь.

         Так сдружу я деревяшки –

         Планки, рейки, колобашки,

         Что водой не разольешь.

Воспитатель спрашивает у детей, какие еще инструменты они знают, просит рассказать, как они помогали папе или дедушке дома или на даче что-нибудь мастерить, чинить, или просто наблюдали, спрашивает, есть ли у детей какие-либо вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Значение беседы в работе с дошкольниками»

Словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в воспитательно - образовательной работе с детьми. Эффективным словесным методом является бе...

Значение беседы в работе с дошкольниками

статья о том, какие ошибки допускают воспитатели при организации беседы с дошкольниками...

сообщение на педсовет "Значение беседы в работе с дошкольниками"

сообщение на педсовет "Значение беседы в работе с дошкольниками"...

Лекция для педагогов на тему: «Значение беседы в работе с дошкольниками»

Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общ...

Беседы в работе с дошкольниками

Консультация для воспитателей по развитию речи...