«Формирование математических умений у детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа) на тему

Красникова Наталья Васильевна

В данной статье раскрывается суть математических способностей и умений у детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование математических  умений у детей старшего дошкольного возраста»

   Развитие науки  и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.

        Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, устанавливают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т. д. Математика даёт огромные возможности для развития мышления. Однако изучение опыта работы дошкольных учреждений, позволяют констатировать, что использующиеся методы  обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путём определения научно обоснованного содержания курса, внедрения эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике.  

В процессе разнообразной - перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем мире. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является основой формирования элементарных математических представлений и первых понятий.

        Решения мыслительных задач на установление пространственных и временных связей, причинных зависимостей, количественных отношений будет способствовать интеллектуальному развитию.        

        В формировании математических представлений дошкольников занимательный математический материал выступает в роли одного из дидактических средств. Он активизирует познавательную деятельность детей в ходе обучения способствует развитию заинтересованности математикой        

 Во всестороннем развитии личности важное место принадлежит умственному развитию, овладению приёмам и способам умственной деятельности, совершенствованию познавательных способностей, сознательному усвоению знаний, формированию умений пользоваться ими для решения новых задач. Необходимость умственного развития и совершенствования познавательных способностей, воспитание рационального мышления обусловлена теми огромными научно- техническими сдвигами, которые произошли в жизни человеческого общества за последние десятилетия.

        Специфика дошкольного образования состоит в том, что его содержание должно обеспечить формирование наиболее значимых психологических свойств и способностей ребёнка, которые во многом определяют весь путь дальнейшего развития.

На наш взгляд, математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми математических представлений и понятий.

Проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Крайняя разнородность взглядов на само понятие  «математические способности» обуславливает отсутствие сколько-нибудь концептуально обоснованных методик, что в свою очередь порождает сложности в работе педагогов. Возможно, именно поэтому не только среди родителей, но и большинства воспитателей распространено достаточно фатальное отношение к математике в жизни ребенка: математические способности либо даны, либо не даны, и тут уж ничего не поделаешь!

Руководствуясь разнообразными средствами и методами в нашем образовательном учреждении ведётся  систематическая  и целенаправленная работа по развитию математических  представлений и умений у детей старшего дошкольного возраста.

В начале учебного года проводится педагогическая диагностика, целью которой является выявление уровня сформированности  математических умений.

Основными методами диагностики являются упражнения. На основе полученных результатов, разрабатываются  и проводятся  в течение года мероприятия, направленные  на развитие математических умений.

        В своей работе педагоги подбирают эффективные методы и приёмы работы.

Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических умений детей. Он активизирует познавательную деятельность детей в ходе обучения способствует развитию заинтересованности математикой Он включает в себя занимательные вопросы, задачи- шутки, игры, головоломки, логические задачи.

Использование  дидактических игр, позволяет  нам проследить применение ребёнком на практике свои математические умения. Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. В процессе игр идёт совершенствование психических познавательных процессов.

Для формирования математических умений и применение их на практике нами используются  дидактические игры :« Путаница», «Какой цифры не стало», «Исправь ошибку», «Чудесный мешочек», «Считай не ошибись», «Найди свой домик», Геометрическая мозайка», « Посмотри вокруг», « Кто больше назовёт», «Что изменилось», «Найди похожую», « Живая неделя», « Когда это бывает», «Назови соседей».  

С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные ориентировки. Игры способствуют развитию любознательности, наблюдательности, сообразительности, внимания, памяти, мышления. В дидактических играх дети обучаются умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации. Ребёнка привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу, совершенствует полученные представления, учится пользоваться ими в игровой обстановке, начиная понимать их практическую значимость, т. е. актуализирует полученные знания, что благоприятно влияет на умственное развитие. Разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты. Целью  которых  является повышение  уровня интеллектуальных способностей.

Для закрепления представлений и умений в  конце года проводятся мероприятия: «Математический КВН», «Вечер математики», развлечение «В гости к королеве математики», Игра «Что? Где? Когда?».

Таким образом, уровень сформированности математических способностей детей старшего дошкольного возраста зависит от успешного применения математических умений на практике .

Мы считаем, что использование разнообразных методических приёмов в работе, продуманная организация процесса работы с детьми являются ключом к правильной постановке математического образования и получения нужного результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной работы по теме: «Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Тема исследования: «Формирование валеологической культуры  детей старшего дошкольного возраста»...

Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к...

Доклад «Проектный метод в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста"

Одной из главных задач воспитания ребёнка-дошкольника является формирование компетентности - базисной характеристики личности, включающей в себя ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и ...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» 2021 г.

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности  детей старшего дошкольного возраста» на семинаре № 1 «Формирование предпосылок фун...

Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ» Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.

Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личн...