Формирование основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы
материал (младшая группа) на тему

Этот материал - из многолетнего опыта моей работы с детьми второй младшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формируя основы здорового образа жизни у детей своей группы, я решила разработать перспективное планирование работы на год, для чего использовала разнообразную методическую литературу и статьи. Работу начала с сентября месяца по теме: “Ребенок и здоровье”.

Сначала провели с детьми беседу ‘Как я буду заботиться о своем здоровье’. Здесь я рассказала о культурно-гигиенических правилах, которые выполняю сама. Затем об этом рассказывали дети. Играли с детьми в развивающие дидактические игры: “Кому что нужно?”, “Что делает доктор?”. Ходили на экскурсию в медицинский кабинет, старшая медицинская сестра, рассказала детям о назначениях всех комнат, которые есть в кабинете;  показала медицинское оборудование и его назначение; показала медицинские препараты, которые хранятся в шкафах и холодильнике, объяснила, для чего детям ставят прививки.

Проводили с детьми опытно-исследовательскую деятельность – нужно было пройти небольшое расстояние с развязанными шнурками, а затем дети делали выводы удобно это или нет, в чем заключается опасность.

Читала детям произведение К. Чуковского “Доктор Айболит”, рассматривали иллюстрации, беседовали по содержанию, преследуя при этом цель: не бояться докторов, во время обращения за медицинской помощью. Через непосредственно – образовательную деятельность: “Помогите Незнайке сберечь свое здоровье”, на основе ситуационных моментов способствовала формированию у детей первоначальных навыков охраны жизни и здоровья.

В продуктивной деятельности строили с детьми «больницу» из крупного строителя; рисовали витаминки, помогали доктору “Айболиту” собрать чемоданчик, наклеивали картинки, обозначающие медицинские препараты и инструменты.

Играли с детьми в творческие ролевые игры: “Поликлиника”, “Ветеринарная больница”, сначала главную роль на себя брала я, затем дети.

Проводили развлечения: “Доктор Айболит”, где “Айболит” лечит большие игрушки, показывает действия: ставит градусник, бинтует руку, поет микстурой, смотрит горлышко  и так далее. Затем он подарил детям набор “Маленький доктор”. Второе развлечение “Мишка болен”.  Герои Мурка, Степашка, Дружок помогали больному Мишке, дети принимали участие, делали нужные настройки для героев из крупного строителя.

Развлечения для детей всегда праздник и они принимают в них активное участие.

В следующем месяце октябре взяла тему: “Полезные  продукты”. Сначала беседовали с детьми о полезной и здоровой пище, вспоминали, что нам подарила осень. Дети называли фрукты и овощи, рассматривали их, затем вместе обсуждали какие блюда можно из них приготовить.

Читала детям следующие произведения: Ю. Тувим “Овощи”, Г.Зайцев “Приятного аппетита”, М Безруких “Разговор о правильном питании”, загадывали загадки об овощах и фруктах.

Играли с детьми в дидактические развивающие игры: “Чудесный мешочек”, “Узнай и назови”, “Определи по вкусу”. В творческой ролевой игре “Магазин продуктов” закрепили с детьми понятия: овощи, фрукты,  молочные продукты, хлебобулочные, крупы. Через  продуктивную деятельность  способствовала художественно – эстетическому развитию детей.

Проводила рисование: “Что за яблочко, оно соку спелого полно”, “Хозяйка однажды с базара пришла”, лепку “Угостили Хрюшу и Степашку полезными продуктами”, аппликацию “Консервируем овощи и фрукты”.

Очень детям понравилось развлечение “Веселые овощи”. Приходил Петрушка, загадывал загадки, потом дети-“овощи” читали стихи, спорили кто важнее из них. Соревновались “Кто быстрее соберет урожай”. А в конце Петрушка всех угостил яблоками.

Часто проводили с детьми драматизацию по русской народной сказке “Репка” с использованием атрибутов. Сначала за автора выступала я,  а затем дети.

Родителям было дано задание  походить с детьми в продовольственные магазины с целью закрепить умение узнавать продукты по внешнему виду и названию, закрепить название профессий: продавец,

Проводила открытое мероприятие “Кукла Таня заболела”, на котором дети рассказывали кукле Тане о том, что нужно есть фрукты и овощи, в них много витаминов, пить соки. Учили “Таню” определить овощи и фрукты на ощупь и узнавать по вкусу.

В ноябре месяце  работала с детьми  по теме: “Личная гигиена”. Беседовала с детьми о чистоте и здоровье, говорили о том, что нужно всегда умываться утром, вечером, перед едой. Рассматривали картинки, “Что хорошо, а что плохо?” и способствовала через беседу формированию понятия: ”Чтобы быть здоровым, надо обязательно выполнять правила гигиены”.

Ходили с детьми на экскурсию в прачечную, где мастер по стирке белья Галина Ивановна показала свои орудия труда, и рассказала об их назначении: стиральная машина, сушильный аппарат, утюг, гладильный стол, моющие и стиральные средства. Дети сами сделали вывод, что будет с их полотенцами и постельным бельем, если их не постирать.

Читала детям произведение Г. Зайцев “Дружи с водой”,  К.Чуковского “Мойдодыр”, А.Барто “Девочка Чумазая”, С.Белковской “Юля-чистюля”, З. Александровой “Купание”; разучивали потешки “Водичка, водичка”, “Расти коса до пояса”. Играли с куклами: “Таня пробудилась”, “Вымоем куклу”, “Сделаем кукле прическу”.

Рассматривали коллаж “Вода-волшебница”.  Говорили с детьми о роли воды в жизни человека, подвела детей к выводу, что без воды все люди были бы грязными и больными, но вода бывает и грязная. Дети называли, где можно увидеть такую воду, ей пользоваться нельзя.

Провели опытно-исследовательскую деятельность – опыт со снегом. Дети рассматривали талую воду от снега. Сделали вывод, что эта вода грязная и потому снег тоже грязный, есть его нельзя.

Через непосредственно – образовательную деятельность с детьми “Чтобы быть здоровым” развивала у детей потребность выполнения гигиенических процедур. Здесь читала детям отрывки из произведений В.Маяковского ”Что такое хорошо и что такое плохо”, К.Чуковского “Мойдодыр”, последовательно демонстрируя иллюстрации, беседовали по содержанию этих произведений.

Играли в дидактические развивающие игры: “Таня простудилась” – закрепляли с детьми навык пользования носовым платком, “Сделали куклам разные прически” – формировали  навыки ухода за волосами, “Вымоем куклу”- закрепляли знания о предметах личной гигиены, “Узнай, что я делаю” – показывали движения при помощи мимики и жестов и отгадывали их (умывание, одевание, причесывание, купание, чистка зубов).

А так же использовала игровые приемы во время режимных моментов. К нам приходили: “Хрюша”, “Степашка”, “Филя”, медвежонок и другие куклы, которых дети учили умываться, одеваться, показывали как правильно сидеть за столом и кушать.

В творческой ролевой игре “Парикмахерская” дети имитировали такие действия, как мыть голову шампунем, расчесывать волосы, стричь волосы, закалывать заколками.

С помощью детей  подготовительной группы  показали детям инсценировку  по стихотворению А.Борто “Девочка чумазая”.

Тема в декабре месяце называлась “Тело человека”.

Через непосредственно - образовательную  деятельность “Тело человека” уточняли с детьми из каких частей тело человека, знакомились с органами чувств, читала детям следующие произведения: С.Прокофьев “Румяные щечки”, И.Саконская “Где мой пальчик?”, Е Пермяк “ Про нос и язык”, С.Маршак “Почему у человека две руки и один язык?”, П.Зайцев “Уроки Мойдодыра”, В.Бондаренко “Язык и уши”. Разучили новую игру забаву “Мое тело”, глядя в зеркало, дети называют ласково части тела.

Проводили с детьми опытно – исследовательскую деятельность. Определяли роли отдельных органов: пройти с закрытыми глазами; послушать, зажав уши; дотянуться до игрушки; попрыгать; побежать, не сгибая коленей.

В январе работали с детьми  по теме: “Витамины и здоровый организм”. Беседовали о полезных и не очень полезных  продуктах, сделали вывод, что самые полезные  продукты богатые  витаминами, это фрукты, овощи и ягоды.

Проводила с детьми непосредственно-образовательную деятельность, познакомила детей с названием витаминов А, В, С; показала картинки с изображением продуктов, в которых есть эти витамины.

Играли в дидактические развивающие игры “Угадай на вкус”, “Угадай по запаху”, назови правильно.

Закрепили с детьми полученные знания через продуктивную деятельность. Рисовали “В нашем саду растут апельсины”, лепили “Заходите в гости к нам, витамины я вам дам”, делали аппликацию “Бедный зайчик заболел, ничего с утра не ел.» Показывала детям кукольный спектакль с участием “Хрюши ” и “Степашки”, “Таблетки растут на ветке, и таблетки растут на грядке”. Через сказочных персонажей старалась вызвать у детей желание есть фрукты и овощи, в которых больше всего витаминов, соблюдая при этом правила гигиены,  мыть тщательно фрукты и овощи, и мыть руки перед едой. Сажали с детьми лук и наблюдали за его ростом, а затем унесли на кухню для приготовления борща.

Тема февраля: “Ребенок на улицах города”. Проводила с детьми занятие “Безопасность на дорогах”, на котором познакомила детей с элементарными правилами поведения на улице, рассказала о работе светофора, упражнялись с детьми в движении в соответствии с сигналами светофора. Иллюстрировали движение машин и пешеходов на улице.

Ходили на экскурсию по улице. Здесь мы наблюдали за работой транспорта, закрепляли понятия: грузовой и легковой транспорт. Следили за работой светофора, уточнили значения его сигналов. Обратили на регулируемый пешеходный переход, закрепили название знака ,и название пешеходной дорожки “зебра”.

Провела с детьми беседы:”Что ребятам надо знать, как по улицам шагать”, “Если ты потерялся на улице”.

Через творческую ролевую игру “Автобус” -  упражняла детей в навыках  правильного поведения в транспорте, закрепляла знания о работе водителя.

Читала детям произведения С. Михалков “Дядя Степа - милиционер”, В. Клименко “Зайка - велосипедист”, “Происшествие с игрушками”. Заучили стихи о светофоре, использовала в работе загадки о транспорте, светофоре. Закрепила правила поведения на улице с детьми через подвижные игры: “Воробушки и автомобили”, “Красный, желтый, зеленый”. В продуктивной деятельности делали коллективную аппликацию “Стоп машина! Тиши ход! На дороге переход!”.

Провела с детьми развлечение: “Незнайка на улицах города, где дети учили Незнайку правилам дорожного движения”.

В марте месяце работала с детьми по теме: “Будем спортом заниматься”. Беседовала с детьми о том, как мы занимаемся спортом в детском саду и дома. Сделали с детьми вывод, что спорт укрепляет здоровье, рассматривали иллюстрации о разных видах спорта.

Вместе с родителями готовили спортивное оборудование для детей с целью предотвращения плоскостопия. Дети очень любят ходить по дорожкам.

Разучили с детьми новую дидактическую игру: “Покажи и назови вид спорта”, дети иллюстрируют такие виды как: хоккей, футбол, плавание, катание на лыжах, коньках, бег, прыжки, метание. На прогулках  старались создавать для детей наиболее большую двигательную активность. Через проведение  подвижных игр, через выносной инвентарь: санки,  лыжи, лопатки, через использование детьми снежных построек для лазанья, ходьбы, скольжения, метания. Дети очень любят кататься ледяной горке, которую строим каждый год.

Проводили с детьми небольшое спортивное соревнование “Мы мороза не боимся”, где слушали, как  скрепит снег,   рассматривали следы, ходили по ним, набирали снег в руки и подбрасывали вверх, делали “вьюгу”, бросали снежки в цель, играли в подвижные игры, катались на санках.

В апреле месяце взяла тему: “Врачи – наши помощники”. Проводили беседу с врачом – фтизиатром. Она показала детям медицинское оборудование: градусник, шпатель, вату, бинт, зеленку, шприц. Показала как этим пользоваться.

Читала детям произведения Е. Гикловского “Как лечить мишку’, “Осторожно - лекарство”, “Как вести себя во время болезни”. Проводила занятие: “Айболит в гостях у детей”, продолжала воспитывать у детей понимание ценности здоровья, а так же закрепляла знание о витаминах, уточняла представление о овощах и фруктах, еще раз посадила с детьми лук. Разобрали с детьми, что означает пословица “Лук от всех недуг”.

Очень дети любят играть в творческую ролевую игру “Больница”, все хотят быть доктором. В группе имеются соответствующие атрибуты: халаты, колпачки, игрушечное медицинское  оборудование. “Доктор”- лечит и детей и кукол, и зверюшек. Используют атрибутику по назначению.

Проводила с детьми коллективную аппликацию: “Поможем доктору Айболиту собрать чемоданчик”, где еще раз закрепили название медицинских инструментов.

Проводили с детьми развлечение “Карлсон заболел”, где дети давали больному Карлсону советы, чем и как  лечиться.

В мае работала с детьми по теме: “Опасность вокруг нас”. Проводила беседы: “Я знаю что можно, а что нельзя”, об опасных предметах: нож, зажигалка, кипящий чайник; “Безопасность в нашей группе – об опасных ситуациях, которые могут возникнуть, безопасность при общении с незнакомыми животными”- установили некоторые правила в общении с животными, “лекарственные растения”- рассказала о лекарственных растениях (подорожник, крапива, ромашка). Читала детям следующие произведения: Г. Новицкая “Дворняжка”, С.Я Маршак “Пожар”, Л.Н Толстой ”Котенок”,  “Пожарные собаки”. Играли с детьми в развивающие дидактические игры: “Источник опасности”, “На прогулке”,  “Что, где растет?”, “Определи растения по запаху”.

Ходили с детьми на экскурсию в рощу, находили и рассматривали растения, выясняли, что среди них есть лекарственные: крапива,  подорожник, одуванчик. Подвела детей к тому, что в роще и в лесу встречаются ядовитые растения и ягоды, потому их нельзя рвать и брать в рот.

По каждой теме готовила наглядную информацию для родителей в виде папок – передвижек, а так же давала родителям задание по данной теме.

Летом продолжали  закреплять знания полученные в течении учебного года, так как летом дети больше бывают на свежем воздухе, больше соприкасаются с живой природой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы

 Здоровый образ жизни, или сокращенно ЗОЖ -- это система жизни человека, который заботится о своем здоровье, занимается его профилактикой и укреплением.ЗОЖ приобретает особую актуальность ...

Методы формирования основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы

 Здоровье ребенка находится в прямой зависимости от имеющихся знаний у него о своем организме, от сформированности осознанного отношения к себе, своему телу....

Картотека бесед по формированию основ здорового образа жизни с детьми второй младшей группы

Задачи:- дать дошкольникам необходимый минимум знаний в области здорового образа жизни;- познакомить воспитанников ДОУ со строением организма человека;- раскрыть понятие «здоровья», «...

Картотека игр для формирования основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы

Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни.Задачи:- приучение к здоровому образу жизни, соблюдению режима дня;- получение представления о человеческом теле, его работе и потребностях;- з...

Формирование основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы

Здоровый образ жизни, или сокращенно ЗОЖ -- это система жизни человека, который заботится о своем здоровье, занимается его профилактикой и укреплением....