Использование наглядно-игровых средств в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа) на тему

Заморская Оксана Сергеевна

выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Использование наглядно-игровых средств  в развитии речи

детей младшего дошкольного возраста

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации.

          Проанализировав возрастные особенности детей данного возраста мы выяснили, что им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время,  как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Для четвертого года жизни характерны и  новые достижения в развитии речи ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства. Решая задачи развития речи детей младшего дошкольного  возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть: во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта); во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Поэтому на первый план в формировании начал связной речи у детей младшего дошкольного возраста  выступает развитие тех сторон каждой речевой задачи (фонетической, лексической, грамматической), которые влияют на построение связного высказывания.   Для этого в своей работе мы используем наглядно-игровые средства.

Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой - дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично опосредованными иллюстрациями. Разница состоит в том, что в наглядно-игровых средствах такие иллюстрации несут не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучение становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребёнок с усердием постарается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную задачу.

В дошкольном возрасте спектр наглядно игровых средств очень обширен. Это   образные игрушки, сказочные герои, игры с водой, игры на развитие мелкой моторики сопровождаемые потешками, строительные игры, наблюдения и элементарный труд в природе (для развития словаря эффективен  приём поручений), бытовые и игровые ситуации, слушание художественной литературы с использование ярких красочных картинок, дидактические игры и упражнения (действуя с предметами, ребенок практически познает их свойства), игры – забавы и игры – хороводы на развитие общения (не только забавляют малышей, но и учат согласованности движений, способствуют развитию внимания к действиям других людей), разные виды театров, инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений, использование авторских дидактических пособий.

В результате целенаправленной и систематической работы  по развитию речи на занятиях и в повседневной жизни мы  добиваемся  положительных результатов. Многие дети понимают речь, отвечают на вопросы, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми.

«Речь – это средство социального общения, средство высказывания и понимания. В речевой деятельности Лев Семёнович Выготский видел возможности социального становления человека, всех его познавательных сил.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование предметных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Примеры игр с описанием, рекомендации для педагогов младших групп ДОУ...

Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Использование технологии мнемотехники в развитии детей дошкольного возрастаРабота по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Роль развития речи...

Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки» - использование элементов сказкотерапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего детства. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, с...

Мастер-класс "Здравствуй, игрушка!" Давай, поговорим..." - использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умст...

Тема: «Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст: дети 3-4 лет вторая младшая группа.         1 слайд. В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недост...

Кружок "Веселый Язычок" «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность кружка.Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в о...

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детеймладшего дошкольного возрастаВ современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению...