«Активное обучение, как средство развития творческого потенциала личности ребёнка».
материал (подготовительная группа) на тему

Сафарова Мария Петровна

Проблемное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение.

Развитие творческой личности — цель современного образования

Что такое творчество?  Творчество рассматривается философами как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. Изменяется и сам человек - формы и способы его мышления, личностные качества, он становится творческой личностью. Создание чего-то нового, ценного, нешаблонного, нестереотипного происходит в различных видах творческой деятельности человека.

    Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Поэтому необходимо ребенка "учить сомневаться". Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания педагога, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.

(Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом).

Без этого не может быть развивающего обучения. К сожалению, в практике работы  часто наблюдается другая тенденция (направление): давать детям готовые сведения, которые нет надобности воспринимать критически, их необходимо только запомнить. Принесет ли большую пользу ребенку обучение, при котором знания не становятся объектом размышления, сравнения, не требуют привлечения собственного опыта, проявления личного отношения?

Поэтому, сомнение - это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Пора забыть привычное: "Мал еще со мной спорить!". Следует, наоборот, поощрять детей к спору, сомнению (если это не опасно для жизни и здоровья).

Прежде всего, это относится к вам, педагоги! Вы одни из первых введете малышей в наш мир, раскроете перед детьми его тайны и законы, заложите познавательное отношение к миру. Ведь в истоках познания лежит определенное отношение человека к объекту познания. Поэтому необходимо постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать их свойства. Надо всем своим

 поведением доказывать и показывать детям, что вы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям.

Вы не можете рассказать и объяснить ребенку всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании (мир огромен, прекрасен и интересен) вы обязаны.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого - поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

Мы с вами знаем, что методы обучения - это способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием - это часть метода.

Прежде всего, необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения "ребенок-взрослый" должны строиться на соучастии в деятельности. Вести ребенка к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

И так, решение познавательны задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением. 

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

(Приложение № 1 Таблица «Виды обучения»)

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.

А теперь рассмотрим основные компоненты проблемного обучения

(Приложение № 2 «Основные компоненты проблемного обучения»)

1) Противоречие – основное звено проблемной ситуации С.Л.Рубинштейн: «Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленной на их «снятие».  Чем ярче  в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.

2) Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Педагог ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

3) Познавательная деятельность.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому.

Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослы: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с педагогом и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

                               Способы создания проблемных ситуаций:

  1. проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.
  2. проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами.
  3. проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.

4) Вывод

Когда найден ответ, выход из проблемной ситуации педагог всегда должен сделать вывод, обобщить высказывания детей и подвести их к правильному решению. В выводе ребёнок услышит свою гипотезу и предложения по решению проблемы.

Таким образом, проблемное обучение способствует созданию положительного эмоционального тонуса на занятиях: дети всегда испытывают радость познания, напряжённость поиска, радость первых самостоятельных находок.

Однако, чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с детьми, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить ребёнка, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблем. Одно из таких главных условий – создание проблемной ситуации. Именно она, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления, которое в свою очередь, имеет исключительное значение для человеческой практики, так как делает реальной цель современного образования – развитие творческой личности.

                                 

        Приложение № 1

Виды обучения дошкольников

Традиционное обучение

Проблемное обучение

Содержание  обучения

Обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность, что способствует развитию воспроизводящей стороны мышления.

Обучение предполагает сотрудничество ребёнка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления».

Деятельность педагога

Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога к ребёнку.

Педагог учит мыслить путём создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой, экспериментальной деятельности, направленной на открытие нового при решении проблем.

Деятельность ребёнка

Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции.

Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий.

                                             

  Приложение № 2

Проблемное обучение, его основные компоненты

        

Практические рекомендации по работе с детьми

Рекомендации по развитию творческого воображения дошкольников

- Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).

- Каждый день работы с детьми - поиск. Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.

- Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то - плохо (например, солнце - это хорошо, потому что светит, греет; но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет).

- Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода - лед).

- Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи...», «Чем может быть...листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в...» (Используйте «Грамматику фантазии» Д. Родари).

- Беседуйте с детьми на исторические темы (например,
«История изобретения колеса.-.карандаша...»).

Рекомендации по стилю общения с детьми

- Выслушивайте каждого желающего.

- Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».

- Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.

- Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.

- Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.

- В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Нетрадиционные методы рисования,как средство развития творческих способностей ребёнка, оказавшихся в трудных жизненных условиях.

Рекомендации педагогам о развитии творческих способностей детей нетрадиционными методами рисования....

Художественный труд, как средство развития творческого потенциала ребёнка.

Дизайн-проект: Творческий отчёт воспитателя по теме "Художественный труд, как средство развития творческого потенциала ребёнка."...

Моделирование и внедрение развивающей программы «Личностно–ориентированное раннее обучение как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Российское общество, находясь в начале XXI столетия, переживает новый этап культурной революции, характеризующийся как технико–интеллектуальный, в котором происходящие изменения, как известно, сильно ...

Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала ребёнка дошкольника.

Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала ребёнка дошкольника....

Приобщение детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) четвёртого года обучения к художественной литературе, как средство развития творческой и социальной активности

Приобщение детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) четвёртого года обучения к  художественной литературе, как средство развития творческой и социальной активности...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»

Ребёнок с самого детства-это пытливый исследователь окружающего нас мира. Он постепенно познает мир, учиться ходить говорить, творить, оперировать с предметами. И нетрадиционное рисование помогает ему...