Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Кривоногова Ольга Васильевна

Статья рекомендована музыкальным руководителям дошкольных учреждений, в которой даются методы и приемы вокально-хоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Педагоги дошкольных учреждений должны воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей жизни. Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.

В статье говорится об артикуляционной гимнастике, работе по звукообразованию, играх, с помощью которых можно ускорить выучивание песен. Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но в значительной степени активизирует речевой аппарат. Она  решает логопедические задачи, так важные для ребенка, так задачу четкого проговаривания слов песни.

Цель: Систематизировать накопленный опыт работы в данном направлении, создать картотеку игр на развитие детского голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»

 «ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Музыкальный руководитель:

 Кривоногова О.В.

г. Югорск

2013


Вокальное воспитание - важнейшая часть всей вокально-хоровой работы с детьми. Основное условие правильной постановки вокального воспитания - подготовленность музыкального руководителя для занятий пением с детьми. Идеальным вариантом становится тот случай, когда педагог обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим педагогом. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях часто использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа. В каждой группе есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой, индивидуальный подход к детям, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы, она приносит разные результаты у разных исполнителей. Мы знаем, что как нет двух внешне одинаковых людей, так нет и двух одинаковых голосовых аппаратов.

Основная задача, стоящая перед музыкальным руководителем в детском саду - оптимальное развитие голоса каждого ребенка, с учетом его особенностей. Это возможно лишь при условии учета возрастных особенностей детского голоса, включение в занятия комплекса мероприятий, направленных на формирование устойчивого интереса детей к пению, использовании на занятиях комплекса упражнений, помогающих правильному дыханию, звукопроизношению и т.д.

В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован и укрепляется вместе с общим развитием организма. Гортань и голосовые связки дошкольника еще недостаточно развиты, связки короткие и тонкие, небо малоподвижное. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем голосовой (верхний), поэтому голоса детей несильные, хотя порой и звонкие, требуют к себе бережного отношения. Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми дошкольного возраста надо использовать песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие звуки должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для дошкольников являются «ми» - «си» первой октавы, именно в этом диапазоне звучание детских голосов более легкое, естественное.

С постоянным ростом и изменчивостью детского организма тесно связана проблема охраны детских голосов. Холод, жара, пыль вредно действуют на голосовой аппарат, поэтому занятия с детьми следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Следует помнить, что шум, громкие разговоры, форсированное (крикливое) пение расшатывают голос. Отрицательно действует на голос переутомление, поэтому необходимо соблюдать такой режим работы, при котором после занятия дети имеют отдых для снятия напряжения. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос еще «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребенка.

Для формирования вокальных навыков, на музыкальных занятиях используем комплекс мероприятий: артикуляционную гимнастику, распевания, вокальные упражнения, музыкальные игры.

Артикуляционная гимнастика не занимает длительного времени, но в значительной степени активизирует речевой аппарат. Предлагаем использовать следующие упражнения:

- высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до всё более далеко стоящей поверхности;

- покусывание языка боковыми зубами;

- покусывание внутренних поверхностей щёк;

- круговые движения языком между зубами;

- цоканье и пощёлкивание языком.

Целесообразно провести доречевую подготовку аппарата в виде упражнений-игр, например,

Педагог: Рано утром на рассвете ...

Дети: Шу-шу-шу, шу- шу-шу! (произносят сильно вытягивая губы трубочкой и потирая ладошкой о ладошку поочерёдно у правого и левого уха).

Педагог: То ли аист, то ли ветер....

Дети: А-а! А-а! (глиссандо вверх с постепенным крещендо, нижняя челюсть максимально опущена).

Педагог: Новость свежую принёс!

Дети: А-а! А-а! (глиссандо вниз с постепенным диминуэндо).

Педагог: И сейчас же слухи, слухи...

Дети: З-з-з! (издают «зудящий» звук со сжатыми зубами, уголки рта сильно растянуты).

Педагог: Зазвенели словно мухи...

Дети: З-з-з!

Педагог: Пробежал по лесу гул...

Дети: Гу-гу-гу (слог произносят на сильном коротком выдохе).

Педагог: Тут спросонок лес вдохнул...

Дети: Уф! Уф! (сильный короткий выдох).

Педагог: И посыпалась роса...

Дети: Динь-динь-динь! (произносится в верхнем регистре, на улыбке).

Педагог: Зазвучали голоса...

Дети: А-а-а! (поют звук на длинном выдохе).

После того как дети сделали артикуляционную гимнастику, а так же подготовили свой голосовой аппарат к пению, очень важно обратить внимание на осанку при пении.

В пении особенное внимание следует уделять дыханию. Особенно это касается певческого дыхания смешанного типа. Известно, что в силу физиологических особенностей развития у дошкольников невозможно выработать диафрагмальное дыхание, но максимально приблизиться к эталону вполне возможно. Часто вдох у детей, имеющих нарушения речи, сопровождается поднятием плеч. Это недопустимо, так как препятствует правильному звукообразованию. Формируя короткий вдох и длинный выдох, можно использовать следующие приёмы контроля и самоконтроля: осенние листочки (на тонких ниточках), перышки, оставленные улетевшими птицами, «снежинки» (из салфеток), которые как можно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом.

Работу над звукообразованием следует начинать с распевания, в которых много гласных и звонкие согласные в окончаниях слов. При обучении пению детей хорош прием показа «эталона» певческого звука. Поэтому желательно использовать песни, игры, построенные по принципу «эха», в которых, у детей с одной стороны есть возможность ориентации на эталон певческого звучания, а с другой - увеличивается возможность самоконтроля и постоянного сравнения своего исполнения с исполнением педагога.

Поэтому же принципу мы ведем разучивание песен, стараясь разнообразить многократное повторение одной и той же фразы, вводя элементы игры. Например: дети сидят в кругу, педагог с небольшим морским камушком сидит вместе с детьми. Музыкальный руководитель пропевает фразу и передает камушек ребенку слева от себя. Ребёнок, получивший камушек, повторяет фразу, пропетую музыкальным руководителем, и передает следующему и т. д.

А вот ещё один пример - игра «Продолжи песню». Дети стоят в кругу, музыкальный руководитель в середине круга с мячом. Он начинает петь песню, поет одну фразу и отдает мяч одному из детей. Ребенок пропевает самостоятельно следующую фразу и отдаёт мяч следующему. Мяч должен передаваться на последующий ударный слог пропеваемой фразы, для того чтобы следующий исполнитель успел взять дыхание.

Несомненно, что особое значение в вокальной работе с детьми дошкольниками имеет работа над дикцией. В этом случае мы добиваемся утрированного произношения гласных «о», «а», «я», заставляя детей как можно шире открывать рот, раскрепощая при этом нижнюю челюсть, а рукой показывая, как выглядит данная гласная. Звук «а» показываем раскрытой ладонью; звук «у» - кулачок сжимаем в трубочку; звук «и» - держим раскрытую ладонь, прижав пальцы руки, тыльной стороной вверх; «о» - американское «о кей». Это и помогает добиваться интонационной выразительности исполнения. Как правило, в словах песни, на которые приходится логическое ударение, ударные слоги приходятся на более долгие длительности.

Работа над любой песней или попевкой определяется и музыкальными, и логопедическими задачами. Успех будет обеспечен в случае соблюдения темпа и ритма. Разучивание новой песни следует начинать в медленном темпе, но со строгим соблюдением указанного автором ритма. Это для наших детей порой представляет сложность, поэтому можно использовать движения, помогающие удержать метр: покачивания корпуса (вправо-влево), похлопывание ладошками по коленям, хлопки в ладошки во время пауз.

Использование в работе с дошкольниками данного комплекса мероприятий по вокально-хоровой работе значительно повышает уровень сформированности у детей певческих навыков и исполнительской культуры. Такая кропотливая работа обязательно будет способствовать красивому и звучному пению ребенка.

Литература

1. Детский голос [Текст] / под ред. В.Н. Шацкой - М.: Педагогика, 1970. - 336 с.

2.  Из истории музыкального воспитания [Текст] / авт.-сост. Апраксина О.А. - М.: Просвещение, 1990. -407с.

3.  Метлов Н.А. Музыка-детям [Текст] /Н.А. Метлов. - М.: «Просвещение» 1985. -33,34с.

4.  Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей// Составители: Г.М.Орлова, С.И.Бекина - М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО С

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, ф...

Конспект занятия по формированию культурно – гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста «Подружись с зубной щёткой»

Конспект занятия по формированию культурно – гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста «Подружись с зубной щёткой»...

Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...

Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Почему так важно развивать графические умения у детей уже в дошкольном возрасте? Какие трудности могут возникнуть при недостаточном развитии пространственных представлений и графических умений ребенка...

Консультация для воспитателей на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста» 2018

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье»  - папка на коленках или тематическая папка, одно из вариативных средств реализации основной общео...

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Материал для формирования культурно-гигиенических навыков у детей с использованием проектной деятельности....