Мастер-класс "Составление "синквейнов" (Конкурс" Воспитатель года")
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Бахолдина Ольга Ивановна

Мастер-класс по составлениею  "синквейнов"(белых "стихов) с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Это необычное, очень увлекательное , творческое занятие для детей и взрослых. .Составлением стихов можно заниматься как в кружковой работе в д\с и в школе, так и в свободное время дома   всей семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sostavlenie_sinkveynov_stihov.docx273.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Составление синквейнов» .

      Цель: научить детей (педагогов) составлению  синквейнов и рассказыванию их.  Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на  определенную заданную тему.

     Совершенствовать порядковый  и количественный счет  в пределах 5-ти до автоматизма.   Развивать умение быстро придумывать предложения из 3 и более слов с  опорой на тему, закрепить умение ориентироваться на листе бумаги (находить безошибочно левый нижний угол, центр листа).

     Совершенствовать  графо моторные  навыки в рисовании.

    Развивать ассоциативное мышление и память.

    Воспитывать познавательную, творческую активность, самостоятельность.

    Привлекать родителей к составлению синквейнов  дома вместе с детьми.

    Оборудование: альбомные листы по количеству детей, фломастеры, авторучки по количеству детей, черный маркер, ватман.

                                                   Ход импровизации.

      ( Перед занятием раздаю каждому ребенку набор фломастеров и листы формата  А-4)

      -- Сегодня, дети, я познакомлю вас с составлением синквейнов. Вам знакомо это слово?  Давайте сначала вместе с вами  произнесем это необычное и незнакомое слово «синквейн», чтобы вы запомнили его хорошо (проговариваем несколько раз).

      --Что же  означает это необычное для нашего слуха  слово  «синквейн»? Оно происходит от французского  слова  «пять» и означает стихотворение (белый стих),  состоящее  из 5-ти строк и написанное  по определенному  правилу (алгоритму).
     Правила составления синквейна.

       Приступим к составлению совместного  синквейна, и вы легко запомните это правило.

Пододвиньте, пожалуйста,   поближе к себе  лист бумаги  и положите его вертикально к себе, как я.  В левом нижнем углу напишите цифры от 1 до 5  столбиком (показываю).  Чтобы не ошибиться, цифры можно написать в обратном порядке - снизу вверх: от 5 до 1. Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой  будем работать. Темы   синквейнов  могут быть  самые  разнообразные, это могут быть  профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные,  природа  и  явления природы  и  погоды  и т.д.

                  C:\Users\Пользователь\Pictures\2 я ранняя группа\DSC01548.JPG           

           

На первый раз предложу  вам  сама тему: «цветы», например. Нарисуйте, пожалуйста, любой цветок в центре Вашего листа, можно схематично.

                 C:\Users\Пользователь\Pictures\2 я ранняя группа\DSC01556.JPG                C:\Users\Пользователь\Pictures\2 я ранняя группа\DSC01557.JPG

     1.На первой строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее  тему, т.е. название цветка (я  пишу - ромашка)

      2.На 2-й строке - напишите два имени прилагательных или причастия, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (белая, очаровательная).

               C:\Users\Пользователь\Pictures\2 я ранняя группа\DSC01558.JPG               C:\Users\Пользователь\Pictures\2 я ранняя группа\DSC01559.JPG

         3.  На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих  действия  этого предмета в рамках  темы (растешь, завораживаешь, манишь).

4. 4-я строка – запишите  предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи.

(Ромашковое поле детства, где ты?)

                     C:\Users\Пользователь\Pictures\2 я ранняя группа\DSC01560.JPG

              5. 5-я строка – нужно подобрать  одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы. (Любовь)

- Записали? Ну, а теперь  будем читать получившиеся стихи. Первой прочту  свой синквейн я:

 « Ромашка. Белая, очаровательная. Растешь, завораживаешь, манишь. Ромашковое поле детства, где ты? Любовь.

  -Ну, а  теперь прочитайте, дети,  вы  свои стихи (читают несколько детей).

-Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы сейчас с вами писали? (синквейны). Понравилось вам это занятие? Придете домой - научите своих родителей составлять  синквейны.

       Пояснение:  Составлением синквйенов на протяжении 5-ти последних лет занимаются старшие дошкольники  под руководством взрослых  и младшие школьники. Эта работа вызывает большой интерес не только у детей, но и взрослых. Должна сказать, что составление синквейнов благотворно влияет  на познавательную и творческую активность детей и взрослых, воспитывает  самостоятельность, творческий полет мысли, активизирует словарь, развивает ассоциативное мышление и образную память,  совершенствует графо моторные  навыки,  раскрепощает  человека.

      На первом этапе этой работы можно составлять по одному синквейну  со всеми детьми. При подборе слов, воспитатель делает акцент на то, что будет записывать наиболее интересные слова и предложения детей, что надо постараться, чтобы стих получился интересным - вспоминать  и называть разные, не повторяющиеся часто, слова.

        Затем, педагог читает получившийся  синквейн, заучивает с детьми, и дети рассказывают его.  На последующих занятиях дети рисуют  свою тему, подбирают   слова, составляют предложения  самостоятельно. В нужной строке педагог сам  делает записи, а если дети умеют – записывают  сами печатными буквами. Дети могут  ошибаться. Но, ведь  это не важно. Главное - творчество. Далее педагог зачитывает стихи детей, вместе рассматривают рисунки. Выражают свои эмоции.

         Когда дети приобретут опыт в написании синквейнов, можно организовывать выставки, конкурсы детских синквейнов в группе, в раздевалке, дополнив каждый стих фотографией ребенка.  Победители выявляются путем голосования.

  С этим занятием можно познакомить родителей на одном из групповых собраний и привлечь  их к совместному  с детьми творчеству.

       Можно пойти дальше и записывать голосовые синквейны на видеокамеру (когда дети выучат свои стихи). Вы замечали, с каким удовольствием дети смотрят записи со своим участием.

Это раскрепощает не только детей, но и взрослых, быстро преодолевается страх  и неловкость перед аудиторией.

      Итак, дерзайте,  уважаемые педагоги. Успехов  в Вашем творчестве. Может быть, мы воспитаем  с Вами не одного поэта.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....