Статья на тему: Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке

Брюнеткина Светлана Владимировна

Артикуляционная гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

           АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

При разучивании песен на музыкальных занятиях педагогам часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков,  слогов, целых слов.

ЗАДАЧИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ:

- развивать певческие способности у детей.

- Формировать артикуляцию различных звуков.

- Закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.

- Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ.

- Развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание.

- Развивать чувство ритма.

- Учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз.

- Совершенствовать пространственное  ориентирование в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада с использованием игрушки «Ротик», иллюстраций, электронных презентаций, стихотворений, игрушек, с помощью варежек в форме язычка (их надевают и педагог и ребенок, рука и язык выполняют синхронные движения).

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движение за ребёнка) и активная ( ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно – голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной. Игра с язычком продолжается не более 2-3 минут, чаще перед пением.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Например: «Сегодня наши язычки – веселые котята, которые любят прыгать, играть в прятки» и т.д.  артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком  положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.  Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а так же свое лицо, что бы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и педагог во время проведения артикуляционной гимнастики должны располагаться перед настенным зеркалом или использовать небольшие зеркальца с удобной ручкой, тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.

В процессе выполнения артикуляционных упражнений педагогам необходимо следить за точностью выполняемых ребенком движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица и, самое главное, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребёнка.

                                                     Котик рыжик

                        ( комплексы артикуляционной гимнастики)

                                    Утро с котиком Рыжиком

Котик Рыжик утром встал,                  Дети подтягиваются.

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево –             В улыбке открыть рот и кончиком

Чистим зубки мы умело.                      Языка сильно «почистить» за  ниж-

                                                                -ними зубами вправо-влево 5-6 раз,

                                                    затем за верхними зубами 5-6раз.

 Пополощем ротик,                              Имитация полоскание рта.

Как чистюля котик.

Рыжик наш расческу взял                   В улыбке закусить язык зубами,

И причесываться стал.                        протаскивать язык между зубами

Мы за ним не отстаем –                       вперед – назад.

Всё покажем язычком.

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

Рыжик спинку выгибает,                     Улыбка, открыть рот, кончик языка

                                                                упереть  за нижние зубы, спинку

                                                                      языка выгнуть, удерживать под

                                                                      счет до восьми.

Рыжик спинку прогибает.                    Открыть хорошо рот, поднять

                                                               язык за верхние зубы.

А теперь язык наш – мяч.                   Рот закрыть, кончик языка с напря-

Начинаем футбольный матч!             -жением упирать то в одну, то в

Гол забили мы! Ура!                           другую щеку, надувать «мячики».

Вот и завтракать пора:                          Улыбнуться, открыть рот,

Котик нам напек блины,                      положить широкий язык на нижнюю

Со сметаною они.                                 губу и удерживать под счёт до 5-ти.

Как сметану любит котик?                  Улыбнуться, открыть рот,

Оближи скорее ротик.                         облизать языком верхнюю, затем

                                                               нижнюю губу.

А теперь чаек попьем,                           Улыбнуться, открыть рот,                    

Чай мы в чашечку нальем.                   высунуть язык и тянуть его к носу,

                                                               загибая боковые стороны язычка в

                                                              виде   чашечки.

Рыжик сыт, Рыжик рад!                        Ритмично хлопать в ладоши.

Рыжик любит всех ребят!

                              КОТИК РЫЖИК В ДЕТСКОМ САДУ

                          (комплекс артикуляционных упражнений)

Котик Рыжик стал скучать –                          Дети зевают.

Не с кем дома поиграть.

Чтоб друзей себе найти,                                 Улыбаются.

Надо в детский сад пойти!

Рыжик лапки причесал,                                  «Протаскивают» язык между

                                                                         зубами вперед-назад.

Язычком их облизал,                                       Облизывают рот по часовой

                                                                         стрелке.

Влево-вправо потянулся                                  Сильно высовывают язык то

                                                                         вправо то влево.,       

И, конечно, улыбнулся.                                   Улыбаются.

Мяу! Мяу! Малыши!                                        Хлопают в ладоши.

Веселимся от души!

Мы достанем с верхней полки                       Тянут кончик языка вверх к

Наш веселый, звонкий мяч.                           носу.

Покатаем мяч по полю,                                    Рот закрыть, кончик языка с

                                                                           напряжением упирать то в

                                                                           одну сторону, то в другую

                                                                           щеку так, чтобы под щекой

                                                                           надувались «мячики»

А потом помчимся в скачь!                            Быстрые движения кончиком

                                                                           языка вверх-вниз.                        

Круглый обруч мы возьмем                            Округляют рот, словно

И крутить его начнем.                                     произнося букву «о».

А теперь, мои ребятки,

Поиграем с вами в прятки!                              Показывают язык, затем

                                                                           быстро прячут его за зубы

                                                                           несколько раз.

Рыжик целый день играл,

Только к вечеру устал.                                     Дети потягиваются.

Дома на кроватке                                              Дети кладут голову на

Спит котенок сладко.                                      сложенные ладошки.

                                                   ЖАБА КВАКА 

             (комплекс упражнений для мышц мягкого неба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала,

Сладко-сладко позевала.                              Дети зевают.

Травку сочную сжевала                               Имитируют жевательные

Да водички поглотала.                                 движения, глотание.

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а!                                                     Произносят звуки отрывисто

Квэ-э-э!                                                           и громко.

Ква-а-а!»

Жизнь у Кваки хороша!

                                                Муз.рук. Брюнеткина Светлана Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста "Сказка о веселом язычке"

Для того, чтобы упражнения в артикуляции было интереснее, предлогаю Вам "Сказку о веселом язычке". Сказка поможет детям с интересом выполнять упражнения, развить память и воображение и развивать артик...

Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста 3 - 7лет

Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата...

Презентация "Артикуляционная гимнастика" для детей дошкольного возраста.

В презентации представлены упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики....

Особенности проведения артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста

Воспитание чистой речи у детей – серьезная задача не только для логопеда,но и для родителей и воспитателей. И они должны знать специальнуюлогопедическую (артикуляционную) гимнастику, ознакомиться с ме...

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста

Данное пособие поможет в работе с детьми для подготовки артикуляционных органов для правильного звукопроизношения, укрепления мыщц лица, языка, губ, мягкого неба, а также разложение сложного артикуляц...

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста « Веселый язычок»

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему Картотека артикуляционной гимнастики  для детей дошкольного возраста «  Веселый язычок»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (СРЕДНЯЯ ГРУППА) НА ТЕМУ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (СРЕДНЯЯ ГРУППА) НА ТЕМУ "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...