ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Использование сюжетно – ролевых игр у младших дошкольников с целью приобретения навыков игровой деятельности и общения»
проект (младшая группа) на тему

Лобанова Наталия Николаевна

             МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

   «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

                                                        РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

УТВЕРЖДЕНО:                                                                                          СОГЛАСОВАНО:

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ №                                                      ЗАВЕДУЮЩЕЙ МБДОУ

ОТ_____________________                                                                  ЛЯЛИЧКИНОЙ С.В.______________

 

 

     ИННОВАЦИОННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

                                     ПРОЕКТ

                  

    « Использование сюжетно – ролевых игр у младших  

        дошкольников с целью приобретения навыков

        игровой деятельности и общения»

 

 

 

 

Разработала: Лобанова Наталия Николаевна – воспитатель

первой квалификационной категории.

                                                             2014 г.    

  Вид проекта:  исследовательско – творческий

  Участники проекта :  воспитатель,   родители,    дети дошкольного   возраста 2-4 лет

  Продолжительность : долгосрочный (два года)

Актуальность проблемы

     Существенные    изменения в      связи с    введением ФГТ и    переходом на федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, требуют актуальные    перемены   в   содержании   и    построении    образовательной деятельности.  Изменился  взгляд и  на  выпускника   детского сада,   успешно освоившего образовательную программу. Речь идет  о   сформированности  у него интегративных качеств личности, одним из которых является овладение средствами     общения   и   способами   взаимодействия    с    взрослыми    и сверстниками.

     В последнее время  серьезное   беспокойство    со    стороны   педагогов   и психологов вызывает сделанный на основе тщательного  анализа   вывод   об «утончении» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре.  Так, Д.И. Фельдштейн отмечает сужение уровня развития сюжетно-ролевой  игры дошкольников.

     Н.А. Короткова, Н.Я.Михайленко  указывают  на   то,   что в   сохранившихся ролевых    детских    играх   практически    отсутствуют    "  профессиональные сюжеты»,  которые,   как    традиционно   считалось,    в     наибольшей    мере способствуют     вхождению     ребенка   в     мир    взрослых.     На   смену   им   приходят  достаточно  оторванные от    реальной   детской    жизни    сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов.  Дети постепенно  перестают   осознавать   и   принимать   важность соблюдения   в   игре     определенных    правил,     все   чаще   считая   вполне возможным    их  нарушать.    В    современном   обществе    игра   постепенно перестает   быть «способом  освоения   социальных    отношений »  и  школой становления   произвольного поведения,   а дети  все   более   отдаляются   от взрослых,  не  видят и не понимают смысла профессиональной  деятельности родителей.   Игра  уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство, - к такому   неутешительному     заключению   приходят   исследователи  детской игры.

     Практика показывает:    сюжетно-ролевые  игры младших  дошкольников характеризуется     однообразностью   и      стереотипностью;    не   умением принимать  и  последовательно   менять      игровые  роли;    не   достаточно используют действия с предметами и ролевую речью, то есть не осознаются сущность, смысл и мотивы   деятельности,   которые   скрыты  за   внешними признаками людей и  присущими им   атрибутами. Сюжет игры   в основном связан с семейными отношениями и   бытом,   а   также     отражает    героев современных мультфильмов.

     Игровые  действия у младших  дошкольников   недостаточно   развернуты, иногда сопровождаются речью,  но с  ней   не    взаимосвязаны.     Игра,    как правило заключается в однообразном повторении одного игрового действия ( например, кормление). Игровое сосредоточение  недостаточное:  начинают игровые  действия   и быстро прекращают их, переходят к новым игрушкам и так же быстро оставляют игру, не развив сюжет.

Большинство младших дошкольников (65 % ) не  выполняют   правила   игры, недостаточно осознают их, проявляю т неустойчивость  в  игровом  общении: дружеское отношение часто сменяется конфликтами,  попытками   завладеть игрушками других детей.

     Таким образом, возникшее противоречие между  осознанием  значимости сюжетно- ролевой    игры   для     развития    дошкольников и    недостаточной сформированностью    ведущей    деятельностью   у  младших  дошкольников  определило актуальность данного проекта.

     Актуальность  вопроса определяется еще и  тем  ,  что  значительная   часть современных   родителей    и    педагогов,    ориентируясь    на    искусственно     сформулированные   требования   ранней  подготовки  к  обучению  в  школе,     беспечно    игнорируют    возрастные    особенности   дошкольников.    А ведь именно    в    дошкольном    возрасте   закладываются    основы   чрезвычайно     важных  социальных     компетенций:      социального     партнерства,     продуктивного    взаимодействия,   управления конфликтами.

     Также актуальность проекта    обозначена     необходимостью     коррекции межличностных отношений и недостатков  общения   у детей.   К сожалению, ребенок  при  общении в   детском   саду   использует    копию типичной   для большинства ( как правило, однодетных)  семей модели   неконструктивного поведения,      индикатором       которого        является       раздражительность, неуступчивость ,  агрессивность.   Ребенка  в  такой семье  не  учат     дружить, уступать друг другу,  сочувствовать,   быть   толерантным,    стараться    понять товарищей по игре. Все чаще, наблюдается  негативная  реакция  со  стороны детей и на  просьбы   взрослого:   капризы,   немотивированные   требования, плаксивость.

     Таким   образом,   актуальность   работы    подтверждается    следующими положениями:

1.     Игра и общение  дошкольников   очень    тесно     связаны.     Формируя внеситуативное общение, мы  подготавливаем    или    совершенствуем игровую деятельность  детей      ,   а,   организуя   сюжетно-ролевую   игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая,  как можно играть),

мы способствуем развитию их общения

2.     Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками  , его конфликт с ними   порождаются   недостаточной   сформированностью    ведущей деятельностью ребенка.

Исходя из этого,   определены   следующие     принципы      работы     по развитию сюжетно-ролевой игры у младших дошкольников:

 

1.     Принцип безусловного принятия ребенка. Реализуется в установлении    равноправных    отношений в    системе    «ребенок-взрослый», принятии ребенка, таким,   какой он  есть,   в    отказе   от попыток    изменить    его    личность  ; в   предоставлении    ребенку инициативы и права определять сюжет, тему и содержание игровых сессий.

2.     Принцип недирективности. Находит   свое   воплощение    в    отказе педагога от попыток вмешательства в игру с целью  манипулировать ребенком  и   управлять    его    поведением,    а    также   в  сведении    к минимуму числа ограничений и запретов.

3.     Принцип центрации на чувствах и переживаниях ребенка. Позволяет выразить чувства и      называть с помощью речи,   а также создать условия для самопознания ребенка.

4.     Принцип активности и свободы самовыражения ребенка. Предоставление      ребенка      свободы    в     возможности     играть достаточное время.  Игра,  наполненная    творчеством    и    богатым воображением, является неотъемлемой частью  детства и   развития личности.

5.     Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной работе.      Важнейшим компонентом      социальной       ситуации       развития        ребенка, определяющим зону его ближайшего развития, составляет система отношения    ребенка с    близкими     взрослыми,    особенности    их межличностных   отношений    и     общения,     формы     совместной деятельности.

 

Цель исследования  :  Формирование игровых и социальных компетенций у младших      дошкольников     через    развитие      сюжетно - ролевой    игры.

Для реализации   поставленной    цели     были      выдвинуты       следующие  задачи:

- Развивать умения развертывать игровые   действия  с  сюжетной   игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом.

- Связывать   два-три   игровых  действия   в   смысловую   цепочку,   словесно обозначать их,  продолжать   по    смыслу    действие,     начатое    партнером-взрослым, а затем сверстником.

- Стимулировать самостоятельно выбирать   атрибуты   для   игр,    дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками.

- Побуждать к игровому  общению   со    сверстниками,    вступать в    ролевой диалог, развивать восприятие сверстника как игрового партнера.

- Формировать собственную позицию ребенка.

- Развивать навыки социального партнерства:  дружелюбие, спокойно играть, обмениваться игрушками,  уступать,   доброжелательно   относиться    друг к другу.

Объектом – является воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования – систематическое исследование  сюжетно - ролевых игр, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.

Гипотеза исследования:   

     В  качестве  гипотезы   было   выдвинуто  предположение  о  том,   что если включить      сюжетно – ролевые   игры    в    воспитательно - образовательной процесс , то    это   даст   положительный    результат   на   развитие  навыков общения между детьми и расширению кругозора в целом.

Методы исследования

- изучение и  анализ  литературных  источников  по  проблеме  исследования;

- наблюдение за детьми в   ходе   занятий    и   в    свободной     деятельности;

-  использование и комбинирование сюжетных игр в процессе обучения;

-диагностика развития детей;

- включение     сюжетных    игр   в     самостоятельную    деятельность дошкольников;

- анкетирование,    консультации,    беседы    с      родителями,      проведение праздников.

Условия:

- обязательно учитывать содержание  базовой   программы   детского     сада;

- правильное определение главной цели сюжетной игры;

- необходимость      сохранять      положительно  -   эмоциональный       стиль отношений между взрослыми и детьми на  занятии,   учитывать   возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;

- использовать в сюжетных  играх элементы из дидактической  игры, а   также развивающие упражнения.

Новизна педагогического проекта заключается :

     Сюжетно-ролевая игра рассматривается, как ведущий вид деятельности на раннем   уровне  психического  развития  ребенка  и  как  одно   из   наиболее действенных   средств  формирования у него представлений об окружающем мире, учит взаимоотношения в нем и помогает формировать положительные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми.

     Введение новых ФГОС в дошкольном  образовании   диктует    обновление содержания и  форм  работы всех   комбинаций образовательных областей, и это несомненно даст   хороший  результат в моей работе.

Теоретическая значимость  состоит в том, чтобы определить  влияние    игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний,  умений  и навыков и будет способствовать созданию у ребенка   целостного   представления   об объекте изучения.

Практическая значимость .   Данный    педагогический   проект   способствует благоприятной    адаптации     детском    саду,    устойчивому   эмоционально-положительному  самочувствию и  активности каждого ребенка ,  приобрете- нию навыков игровой деятельности и общения.

     Разработанная    система    работы    поможет    при   разработке   планов и организации сюжетно-ролевых    игр  в     младшем    дошкольном     возрасте воспитателям, реализующих разные образовательные программы.

Познавательная значимость  состоит  в том, что:

-  в работе используются  различные  приемы и методы;

- соблюдаются правила игры и игровых действий;

- применяется личностно-ориентированный   подход к   процессу  подготовки игры, организации ее проведения.

Ожидаемые  результаты проекта:

Анализ   результатов,   в   проведенной работе,  свидетельствует   о  том,     что применение     сюжетных     игр    в  воспитательной   практике    обеспечивает решение задач в наиболее понятной для  детей   форме.    Дети   отражают   в играх  развитые сюжеты. Активно осваивают  способы   ролевого   поведения, называют свою   роль и   обращаются   к   сверстникам   по   имени    ролевого персонажа, меняют интонацию   голоса   в   зависимости   от   роли.    В    игре понимают игровую задачу и действуют в   соответствии   с   нею.   Проявляют интерес к игровому общению со сверстниками.

Проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет с  низким уровнем социальных и игровых компетенций.

Вызывают озабоченность  и требует усилий в работе с детьми,  если :

1.     Дети     воспроизводят    один    и   те  же   игровые   действия,   их   игры однообразны.

2.     Использование    предметов-  заместителей    вызывает    затруднение.

3.     В совместной игре мало инициативны;

4.     Игровое сосредоточение недостаточное: начинают игровые действия и быстро прекращают их, переходят к новым игрушкам и  так же   быстро оставляют игру, не развив сюжета.

5.     Проявляют неустойчивость в игровом  общении,  не  уверены  в себе  и в своих силах.

6.     Ребенок испытывает трудности в общении, не уверены в себе .

7.     Отличаются        неорганизованностью    поведения      (недостаточная целенаправленность       деятельности,          неумение     планировать, регулировать и оценивать свои действия, вступать в игровое и ролевое взаимодействие со сверстниками).

Развитие ребенка во многом зависит от того , какое влияние оказывают на   детей  взрослые. Поэтому основными субъектами, вовлеченными в  осуществление опыта и для  которых    данный     опыт     предназначен, являются      педагоги    дошкольного    образования,    дети    младшего дошкольного возраста и их родители (законные представители).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

            1 ЭТАП – ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ)

Цель:    Определение     индивидуально  -  типических     проявлений  сформированности  игровой  деятельности, реальных достижений ребенка, положение в группе, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

        

Система мероприятий

            Задачи

     Способы

реализации

  Сроки

Подготовительные

мероприятия

1.Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы.

 

2.Внедрение передового педагогичекого опыта по проблеме  развития. игровой деятельности дошкольников

(использование методик Г.А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной: 1) Изучение игровых предпочтений; 2) Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры; 3) Изучение взятия ребенком на себя роли.)

3.Повышение квалификации педагога.

4.Выявление уровня развития интеллектуально- творческих способностей детей 3-4 лет

5.Разработка перспективного плана работы

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

7. Наблюдение за детьми в различных ситуациях (параметры : замысел, сюжет, содержание игры; выполнение роли и взаимодействие детей в игре и т.п.

8.Создание установки у детей и родителей на актив- ный процесс работы, активи- вируя соответствующие мотивационные механизмы

 

1 год

 

                      2 ЭТАП – РАБОЧИЙ (ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ)

                                    1. БЛОК – работа с детьми

Система мероприятий

          Задачи : 

            

Способы реализации

Сроки

Циклы занятий:

·        «Семья»

 

·        «Магазин»

 

 

·        «Парикмахер

ская»

·        «Медицина»

 

·        «Животный

мир»

·        «Больница»

 

·        «Транспорт»

 

На РМО, на

конференции в

МРИО,

публикации

 

 

Формирование у детей представление о себе и окружающей действительности, рукотворном мире,

 мире животных, повышение уверен

ности в себе, уровня адаптированности к иг

ровым видам деятель

ности и взаимоотноше

ниям.

Чтение,

беседы,

экскурсии,

наблюдения,

работа с ком

пьютером,экспе

риментирование

использование

методов и прие

мов (психогим

настика, релак

сация, и др.)

 

 

2 года

Работы по

проекту

             2. БЛОК  - работа с родителями 

     

1. Предварительная

работа

Выявление запросов родителей по органи

зации учебно- воспитательной работы с детьми

Анкетирование,

беседы

 

2.Повышение

педагогической

культуры родителей

Обогащение родительского опыта по развитию творчес

ких способностей детей

Консультации и

беседы

В течение всего периода

3.Успехи детей

Показ достижений

детей

«День открытых дверей»

2 раза в год

                            3.БЛОК – работа с педагогами

 

1.Выступление на

педагогическом

совете

Повышение общей культуры

педагогического

коллектива

 

Доклады,

презентации

В течение

всего   периода

2.Выступление на РМО, на кон

ференции в

МРИО

Обобщение опыта

работы

Доклады, «Мастер-класс», публикации

В течение всего периода

                                                                                                           3 ЭТАП – коррекционный (внедренческий)

 

1.Анализ и корректировка

Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми

 

 

В конце каждого учебного года

                                              

 

 

                        4 ЭТАП – обобщающий

 

1.Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп

 

2.Анализ и обобщение

материала, составление отчетов, подготовка материала

к печати

 

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе раз

вития творческих спо

собностей детей.

 

Семинары, публикации, взаимопосещения,

обмен опытом

в конце

каждого

учебного

года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            ВЫВОДЫ

     Проведенная  мною работа  показала    большую        эффективность    во всестороннем  развитии дошкольников. Игры  такого    рода    игры     очень нравятся детям.   Предлагаемое    мною    взаимодействие   обеспечивается целенаправленным,   активным    включением   всех   участников   проекта  в игровую деятельность детей. Результатом такого   социального   партнерства является максимальное раскрытие индивидуальности каждого воспитанника с низким   уровнем   игровых    компетенций,     формирование    собственной позиции ребенка, гармонизация личности ребенка.

     В проекте использовались педагогические  наблюдения,  соответствующие возрасту. Они позволили отследить навыки игровой деятельности и общения детей ,     как     на      начальном     этапе     так    и   в    конце,    а    так     же     выявить    результаты приобретенных умений и навыков в конце проекта.

     В результате углубленной работы по данной теме, удалось   сформировать у    детей    представление    о    себе   и      окружающей       действительности, рукотворном мире, мире  людей и их взаимоотношениях,  мире  животных  и т.д.

     Для     отслеживания     динамики       познавательного      развития      детей       использовала педагогическую диагностику по следующим  разделам:

*«Семья», * «Магазин»,  * «Парикмахерская»,  * «Медицина»,   * «Животный мир», * «Больница», * «Транспорт».

 

 

 

 

 

 

 

 

                          1 младшая группа (2 –3 года) 2013 – 2014 учебный год

Оцен

ка

Период

времени

«Семья»

«Мага

зин»

«Парик

махер

ская»

 

«Меди

цина»

«Жив.

мир»

«Боль

ница»

« Тран

спорт»

Высок.

Нач.

года

Конец

года

10%

 

20%

8%

 

29%

9%

 

18%

6%

 

27%

11%

 

31%

8%

 

24%

7%

 

18%

Сред.

Нач.

года

Конец

года

.

50%

 

65%

60%

 

69%

 

59%

 

70%

52%

 

63%

50%

 

60%

54%

 

68%

50%

 

65%

Низ

кая

Нач.

года

Конец

года

 

40%

 

15%

 

 

32%

 

8%

32%

 

12%

42%

 

10%

39%

 

9%

38%

 

8%

43%

 

17%

 

                         2 младшая группа (3 -4 лет) 2014 – 2015 учебный год.

 

Оцен- ка

Период

времени

Семья

«Мага- зин»

«Парик- махер- ская»

«Меди- цина»

«Жив. Мир»

«Боль- ница»

Тран- спорт

Высок.

нач.

года

конец

года

15%

 

25%

 

10%

 

26%

8%

 

26%

18%

 

29%

17%

 

35%

19%

 

32%

20%

 

37%

Сред.

Нач.

Года

Конец

Года

65%

 

71%

65%

 

70%

60%

 

72%

50%

 

70%

 

53%

 

61%

60%

 

68%

60%

 

62%

Низкая

Нач.

Года

Конец

года

20%

 

4%

25%

 

4%

22%

 

2%

32%

 

1%

 

 

20%

 

4%

21%

 

0%

20%

 

1%

                                                                                                

                                                                                          Приложение                                                

             ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

По развитию и формированию положительных взаимоотношений между

                                детьми посредством сюжетных игр

 

                                1 младшая группа 2012 – 2013 г.

 Система мероприятий

Способы реализации

  Работа с родителями

1.Квартал Сентябрь

«Кормление куклы Кати»

Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отноше

ние к кукле.

 

 

 Октябрь  «Магазин игру

шек»

Создать у детей бодрое, радостное настроение. Воспитывать дружеские отношения в игре.

 

Ноябрь «Дочки-матери»

Помогать детям объеди

няться в маленькие груп

пы (по 2-3 человека) на основе личных симпатий.

2- квартал

Декабрь «Кукла Катя за

болела»

Вызвать сочувствие к заболевшей кукле, формировать начальные навыки роле

вого поведения.

 

Январь

«Делаем прическу кукле

Кате»

Формировать начальные навыки роле

вого поведения, связы

вать сюжетные действия с названием роли. .Воспитывать

 дружеские отношения в игре.

Февраль

 «Помоги Мишке собрать игрушки в детском саду»

Способствовать возникновению игр на темы окружающей жизни, ориентирование в группе, умение играть небольшими группами.

 Помочь робким детям включиться в игру

.

3- квартал Март

«В детский сад пришел гость (кукла-повар)

Подводить к пониманию роли в игре, активизировать комму

никативные навыки детей и диалоговую речь.Воспитывать дру

жеские отношения в игре.

Апрель

«Зверята в детском саду»

Активизировать и разви

вать речь детей.

Воспитывать навыки по

зитивного общения со

сверстниками и взрос

лыми.

3 квартал .Март

. «Едим в детский

сад». Раскрыть игровой замысел, формировать навыки ролевого пове

дения. Воспитание навы

ков позитивного общения со свертника

ми и взрослыми.

 

Апрель. «Лисичка садит

ся обедать»

Развивать речь, активизировать диалоговую речь. Зак

реплять знания о посуде

прививать культуру пове

дения за столом.

Вовлекать детей малоак

тивных.

Май

«Кукла Катя собирается

в детский сад»

Активизировать речь де

тей, воспитывать внима

ние к своему внешнему

виду, заботливое отношение к кукле.

Помогать детям объеди

ниться в небольшие группы для совместной игры. Закреплять пра

вила общения ,учить встречать нового человека.

 

 

 

 

1.Рассматривание картин

на соответствующую тему, беседа

2.Разыгрывание ситуации «К нам гости пришли»

3.Лепка «Угощение для кукол»

1.Беседы о профессиях с использованием иллюстраций

2.Рассматривание альбо

ма «Профессии»

 

 

 

1.Беседа о членах семьи

детей.

2.Заучивание колыбель

ной песенки

 

 

 

1.Эккурсия в мед.кабинет.

2.Рассматривание иллюстраций на данную тему

3.Лепка «Таблетки от Айболита»

 

 

1.Рассматривание картин на соответствую

щую тему, беседа

2.Д/игра «Подбери ленточку для куклы»

3.Разыгрывание ситуации «Подарки для друзей»

 

 

 

 

 

 

 

1.Чтение рассказа: «Маша – растеряша»

2.Д/игра: «Чего не стало»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Лепка на тему : «Я для милой мамочке, испеку…»

2.Д/игра: «Чудесный

мешочек»

 

 

 

 

 

1.Д/игра: «Кто, где живет»

2.Рассматривание иллюстраций на тему: «Ребятам о зверятах»

3.Чтение стихов А.Барто

 

 

1.Разыгрывание игровой ситуации «Знакомство с новой куклой»

2.Д/игра «Кто первый»

 

 

 

 

 

1.Рассматривание картин на выбранную тему

2.Лепка :    «Разноцветные конфетки»

3.П/игра: «Дружно, вместе раз, два, три…»

 

 

 

 

1.Д/игра : «Новая девочка»

2.Игровая ситуация: «Встречайте гостей»

3.Лепка: «Угощение для кукол»

1.Консультация : «Сюжетно-ролевые игры для детей 1 мл. группы»

 

 

 

 

 

1.Подготовка атрибутов

к игре

 

 

 

 

 

 

1.Подготовка атрибутов к игре (пошив кукольного постельного

белья, одежды для кукол)

 

 

1.Выставка фотографий на тему : «Мы играем»

2.Беседа с родителями на тему «Как правильно выбрать игрушку для ре

бенка»

 

 

 

1.Изготовление инструментов для игры: парикмахерская из бро

сового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Беседа с родителями на тему : «Маленькие

помощники дома»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Выставка – поделок детей.

2.День открытых дверей

 

 

 

 

 

 

 

1.Пополнение игрового уголка новыми атрибутами на тему: «Сказочные звери из любимых сказок»

 

 

 

1.Пополнение игрового уголка для сюжетных игр новыми атрибутами.

2.Консультация для родителей на тему: «Игрушки на день рождения»

 

 

 

1.Беседы с родителями на тему : «Общение взрослых и детей дома»

 

      2 младшая группа (3 – 4 года), 2013-2014г.

 

Тема, задача игры

    

  Работа с детьми

   Работа с родителями

1 квартал

Сентябрь «Семья»

Помогать детям объе- диняться в маленькие  группы (по 2-3 человека) на основе личных сим- патий. Развивать выпол- нять несколько взаимос- вязанных действий.

 

 

 

 

Октябрь. Магазин «Продукты»

Учить детей взаимо- действию в сюжетах с двумя действующими лицами (продавец- покупатель) Приучать соблюдать элементар- ные правила поведения в игре.

 

 

 

 

 

Ноябрь «В гостях у мат- решки»

Способствовать обога- щению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сю- жетную линию. В про- цессе игры обогащать словарный запас.

 

 

 

2 Квартал.

Декабрь. «Семья»

Поощрять попытки де- тей подбирать атрибуты для роли. Развивать умение выполнять нес- колько взаимосвязан- ных действий

 

 

Январь «Парикмахерская»

Познакомить с трудом парикмахера. Учить ис- пользовать предметы- заместители. Помогать робким, застенчивым детям включаться в игру

 

.

Февраль «Детский сад»

Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни. Развивать самос- тоятельность в выборе игры.Содействовать развертыванию детьми ролевого диалога в игре.

 

Март. «Семья»

Способствовать возникновению игры на темы из окружающей жизни.

 

 «Магазин игрушек»

Разнообразить игру иг- ровыми действиями (в магазин привезли иг- рушки, продавец рас- кладывает товар)

Развивать умение рас- познавать свойства предметов.

 

 

Апрель. «Автобус»

Познакомить с профес- сией шофера. Показать

Игровые действия шо- фера. Способствовать объединению в неболь- шие группы (по 2-3 че- ловека) Развивать уме- ние взаимодействовать друг с другом.

 

Май. «Больница»

Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сю- жетную линию. Разви- вать умение самостоя- тельно подбирать атри- буты, выбирать роль.

 

Июнь. «Лошадки»

, «Котята», «Медвежата» и т.д.

Развитие у детей спо- собности принять на се- бя роль животного. Побуждать к вхождению в образ « лисят», «медвежат», и т.д.

 

Июль «Зоопарк»

Учить использовать в иг- ре строительный мате- риал. Развивать умение исполнять роль за себя и за игрушку. Совер- шенствовать умение

взаимодействовать друг с другом.

 

 

 

 

Август. «Строители» Ознакомление с трудом строителя, обучение  де- тей устанавливать взаи- моотношения в игре.

Учить поддерживать ро- левый диалог.

 1.Заучивание «Прихо- дите в гости».     2.Чтение Капутихян С. «Мама обедает»      3.Д/игра «Устроим ком- нату для куклы Кати»  4.Д/игра «Будем завари- вать чай».

5.Беседа о членах семьи детей. Подчеркивать за- боту в семье друг о дру- ге.

 

1.Рассматривание ил-люстраций на  тему «Продукты», «Овощи- фрукты»

2.Д/игра « Купим овощи для супа в магазине»

3.Лепка «Яблоки и груши»

4.Рисование «Заготавливаем картофель»

5.Разыгрывание ситуа- ции. «Разговор продав- ца и покупателя»

 

1.Д/игра «Подарки для

Матрешки»

2.Д/игра «Мебель в до- ме»

3.Разыгрывание игра-вой ситуации «Матреш-кино новоселье»

4.Д/игра «Что изменилось?»

 

 

 

1.Рассматривание кар- тин из серии «Мы игра- ем»

2.Чтение «Муха-Цокоту- ха» К.Чуковского

3.Разыгрывание ситуа- ции «Наши подарки Аленушке»

4.Д/игра «Подбери по- суду для куклы»

1.Д/игра «Радио»

2.Рассказ о труде парикмахера.

3.Забава «Красивые бантики»

4.Д/игра «Кому что нужно для работы»

5.Д/игра «У кого какое платье»

1.Разыгрывание ситуа- ции «Мы убираем иг- рушки»

2.Д/игра «Каждой вещи свое место»

3.Беседа «Я и детский сад», «Я и дети»,

4.Развлечение «Наша дружная группа»

 

1.Разыгрывание ситуа- ции «Кукла Таня у нас в гостях»

2.Общение «За что меня любят мама и папа».

 

1.Беседа «Мои люби- мые игрушки»

2.Лепка «Наши игрушки»

3.Д/игра «Найди пред- мет по описанию»

 

 

 

 

1.Заучивание «Песня машиниста»

2.Д/игра «Транспорт»

3.Аппликация «Автобус»

4.П/игра «Птицы и автобиль».

 

 

 

 

 

 

1.Слушание «Кукла за- болела»

2.Лепка «Поможем док- тору Айболиту вылечить детей»

3.Д/игра «Кому что нуж- но для работы?»

 

 

 

1.Чтение произведений К.Чуковского, Маршака о животных.

2.Рассматривание кар- тин о животных, беседа.

3.Д/игра «Кто что ест»

 

 

1.Беседа о диких живот- ных «Кто живет в лесу?»

2.Конструирование

«Построим загородку для зверей»

3.Показ театра на фла- нелеграфе «Лиса и заяц»

4.Д/игра : «Чьи детки»

 

 

 

1.Рассматривание картин «Строим дом»

2.Чтение стихотворения Е.Тихеевой «Плотник»

3. Наблюдение за строительством нового дома

1.Рекомендации «Играйте вместе с ребенком»                         2.Привлечь к оснащению игровой зоны: сшить кукол, пос-ель, одежду для кукол.

 

 

 

 

 

 

1.Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игры: макаронные изделия , крупы, конди- терские изделия.   2.Выставка «Дары осени».

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Консультация «Проведение праздника дома»

2.Обсуждение с родителями конкретной тактики работы с ребенком дома, нацеливание их на изменения отношения к дошкольнику.

 

 

 

1.Памятка «Поговорите  с ребенком»

 

 

 

 

Привлечь к изготовлению предметов –заместителей: би- гуди, ножницы.   2.Конкурс «Коса-девичья краса»

 

 

1.Рекомендации «Про гулки вместе с ребенком»                  2.Вечер «Веселые посиделки»               3.Консультации «Роль отца в воспитании ре- бенка»

 

1.Папка –передвижка «Дочки-матери»

2.Фотовыставка «Мама, папа,  –дружная семья»

 

 1.Консультация «Роль игрушки в детских играх

 

 

 

1.Привлечь к изготовлению атрибутов: руль, кепка, макет автобуса.

2.Собрание родителей детей; нуждающихся  в коррекции игрового развития детей; обсуждение  основных направлений работы с такими детьми дома

 

 

 

1.Изготовление предметов-заместителей: гра- дусника, таблетки и т.д.

2.Обсуждение с родителями конкретной тактики работы с ребенком  дома, нацеливание их на изменения отношения к дошкольник

 

1.Беседа с родителями на тему: «Что читать детям». Подбор литературы

 

 

1.Выставка. Совместное рисование родителей и детей «Необычное животное»

2.Беседа с родителями

Об игровых предпочтениях детей дома, проявлениях активности в организации игр и участия в них

 

1.Памятка для родителей «Как выбрать игрушки для малыша»

2.Папка-передвижка с фотографиями детей на тему «Мы строители»

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      ЛИТЕРАТУРА

1.     Авдулова Т.Г. «Игра : ее развитие на современном этапе» , Дошкольное воспитание. 2008 г. №8, стр.28-33

2.     Доронова Т.Н. «Игра в дошкольном возрасте», пособие для воспитателей детских садов, Издательство дом «Воспитание дошколника», 2002 г., стр. 128

3.     Карабанова О.А., «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет», метод.пособие для воспитателей , М. Просвещение, 2010 г. 96 стр.

4.     Краснощекова Н.В., «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 3-е, Ростов, 2008 год

5.     Маралов В.Г., «Коррекция личностного развития дошкольников», М.: ТЦ Сфера, 2008 год.

6.     Михайленко Н.Я. «Организация сюжетной игры в детском саду», пособие для воспитателя» , 3-е изд.испр. М.ЛИНКА-ПРЕСС, 2009г.

7.     Ткаченко И.В., «Играю – значит живу»,М., ДРОФА, 2008 г. ДРОФА, 2008 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innov.proekt_lobanovoy.docx71.58 КБ

Предварительный просмотр:

К

             МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

   «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

                                                        РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

УТВЕРЖДЕНО:                                                                                          СОГЛАСОВАНО:

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ №                                                      ЗАВЕДУЮЩЕЙ МБДОУ

ОТ_____________________                                                                  ЛЯЛИЧКИНОЙ С.В.______________

     ИННОВАЦИОННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

                                     ПРОЕКТ

                   

    « Использование сюжетно – ролевых игр у младших  

        дошкольников с целью приобретения навыков

        игровой деятельности и общения»

Разработала: Лобанова Наталия Николаевна – воспитатель

первой квалификационной категории.

                                                             2014 г.    

  Вид проекта:  исследовательско – творческий

  Участники проекта :  воспитатель,   родители,    дети дошкольного   возраста 2-4 лет

  Продолжительность : долгосрочный (два года)

Актуальность проблемы

     Существенные    изменения в      связи с    введением ФГТ и    переходом на федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, требуют актуальные    перемены   в   содержании   и    построении    образовательной деятельности.  Изменился  взгляд и  на  выпускника   детского сада,   успешно освоившего образовательную программу. Речь идет  о   сформированности  у него интегративных качеств личности, одним из которых является овладение средствами     общения   и   способами   взаимодействия    с    взрослыми    и сверстниками.

     В последнее время  серьезное   беспокойство    со    стороны   педагогов   и психологов вызывает сделанный на основе тщательного  анализа   вывод   об «утончении» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре.  Так, Д.И. Фельдштейн отмечает сужение уровня развития сюжетно-ролевой  игры дошкольников.

     Н.А. Короткова, Н.Я.Михайленко  указывают  на   то,   что в   сохранившихся ролевых    детских    играх   практически    отсутствуют    "  профессиональные сюжеты»,  которые,   как    традиционно   считалось,    в     наибольшей    мере способствуют     вхождению     ребенка   в     мир    взрослых.     На   смену   им   приходят  достаточно  оторванные от    реальной   детской    жизни    сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов.  Дети постепенно  перестают   осознавать   и   принимать   важность соблюдения   в   игре     определенных    правил,     все   чаще   считая   вполне возможным    их  нарушать.    В    современном   обществе    игра   постепенно перестает   быть «способом  освоения   социальных    отношений »  и  школой становления   произвольного поведения,   а дети  все   более   отдаляются   от взрослых,  не  видят и не понимают смысла профессиональной  деятельности родителей.   Игра  уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство, - к такому   неутешительному     заключению   приходят   исследователи  детской игры.

     Практика показывает:    сюжетно-ролевые  игры младших  дошкольников характеризуется     однообразностью   и      стереотипностью;    не   умением принимать  и  последовательно   менять      игровые  роли;    не   достаточно используют действия с предметами и ролевую речью, то есть не осознаются сущность, смысл и мотивы   деятельности,   которые   скрыты  за   внешними признаками людей и  присущими им   атрибутами. Сюжет игры   в основном связан с семейными отношениями и   бытом,   а   также     отражает    героев современных мультфильмов.

     Игровые  действия у младших  дошкольников   недостаточно   развернуты, иногда сопровождаются речью,  но с  ней   не    взаимосвязаны.     Игра,    как правило заключается в однообразном повторении одного игрового действия ( например, кормление). Игровое сосредоточение  недостаточное:  начинают игровые  действия   и быстро прекращают их, переходят к новым игрушкам и так же быстро оставляют игру, не развив сюжет.

Большинство младших дошкольников (65 % ) не  выполняют   правила   игры, недостаточно осознают их, проявляю т неустойчивость  в  игровом  общении: дружеское отношение часто сменяется конфликтами,  попытками   завладеть игрушками других детей.

     Таким образом, возникшее противоречие между  осознанием  значимости сюжетно- ролевой    игры   для     развития    дошкольников и    недостаточной сформированностью    ведущей    деятельностью   у  младших  дошкольников  определило актуальность данного проекта.

     Актуальность  вопроса определяется еще и  тем  ,  что  значительная   часть современных   родителей    и    педагогов,    ориентируясь    на    искусственно     сформулированные   требования   ранней  подготовки  к  обучению  в  школе,     беспечно    игнорируют    возрастные    особенности   дошкольников.    А ведь именно    в    дошкольном    возрасте   закладываются    основы   чрезвычайно     важных  социальных     компетенций:      социального     партнерства,     продуктивного    взаимодействия,   управления конфликтами.

     Также актуальность проекта    обозначена     необходимостью     коррекции межличностных отношений и недостатков  общения   у детей.   К сожалению, ребенок  при  общении в   детском   саду   использует    копию типичной   для большинства ( как правило, однодетных)  семей модели   неконструктивного поведения,      индикатором       которого        является       раздражительность, неуступчивость ,  агрессивность.   Ребенка  в  такой семье  не  учат     дружить, уступать друг другу,  сочувствовать,   быть   толерантным,    стараться    понять товарищей по игре. Все чаще, наблюдается  негативная  реакция  со  стороны детей и на  просьбы   взрослого:   капризы,   немотивированные   требования, плаксивость.

     Таким   образом,   актуальность   работы    подтверждается    следующими положениями:

  1. Игра и общение  дошкольников   очень    тесно     связаны.     Формируя внеситуативное общение, мы  подготавливаем    или    совершенствуем игровую деятельность  детей        ,   а,   организуя   сюжетно-ролевую   игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая,  как можно играть),

мы способствуем развитию их общения

  1. Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками  , его конфликт с ними   порождаются   недостаточной   сформированностью    ведущей деятельностью ребенка.

Исходя из этого,   определены   следующие     принципы      работы     по развитию сюжетно-ролевой игры у младших дошкольников:

  1. Принцип безусловного принятия ребенка. Реализуется в установлении    равноправных    отношений в    системе    «ребенок-взрослый», принятии ребенка, таким,   какой он  есть,   в    отказе   от попыток    изменить    его    личность  ; в   предоставлении    ребенку инициативы и права определять сюжет, тему и содержание игровых сессий.
  2. Принцип недирективности. Находит   свое   воплощение    в    отказе педагога от попыток вмешательства в игру с целью  манипулировать ребенком  и   управлять    его    поведением,    а    также   в  сведении    к минимуму числа ограничений и запретов.
  3. Принцип центрации на чувствах и переживаниях ребенка. Позволяет выразить чувства и      называть с помощью речи,   а также создать условия для самопознания ребенка.
  4. Принцип активности и свободы самовыражения ребенка. Предоставление      ребенка      свободы    в     возможности     играть достаточное время.  Игра,  наполненная    творчеством    и    богатым воображением, является неотъемлемой частью  детства и   развития личности.
  5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной работе.      Важнейшим компонентом      социальной       ситуации       развития        ребенка, определяющим зону его ближайшего развития, составляет система отношения    ребенка с    близкими     взрослыми,    особенности    их межличностных   отношений    и     общения,     формы     совместной деятельности.

Цель исследования  :  Формирование игровых и социальных компетенций у младших      дошкольников     через    развитие      сюжетно - ролевой    игры.

Для реализации   поставленной    цели     были      выдвинуты       следующие  задачи:

- Развивать умения развертывать игровые   действия  с  сюжетной   игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом.

- Связывать   два-три   игровых  действия   в   смысловую   цепочку,   словесно обозначать их,  продолжать   по    смыслу    действие,     начатое    партнером-взрослым, а затем сверстником.

- Стимулировать самостоятельно выбирать   атрибуты   для   игр,    дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками.

- Побуждать к игровому  общению   со    сверстниками,    вступать в    ролевой диалог, развивать восприятие сверстника как игрового партнера.

- Формировать собственную позицию ребенка.

- Развивать навыки социального партнерства:  дружелюбие, спокойно играть, обмениваться игрушками,  уступать,   доброжелательно   относиться    друг к другу.

Объектом – является воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования – систематическое исследование  сюжетно - ролевых игр, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.

Гипотеза исследования:  

     В  качестве  гипотезы   было   выдвинуто  предположение  о  том,   что если включить      сюжетно – ролевые   игры    в    воспитательно - образовательной процесс , то    это   даст   положительный    результат   на   развитие  навыков общения между детьми и расширению кругозора в целом.

Методы исследования:  

- изучение и  анализ  литературных  источников  по  проблеме  исследования;

- наблюдение за детьми в   ходе   занятий    и   в    свободной     деятельности;

-  использование и комбинирование сюжетных игр в процессе обучения;

-диагностика развития детей;

- включение     сюжетных    игр   в     самостоятельную    деятельность дошкольников;

- анкетирование,    консультации,    беседы    с      родителями,      проведение праздников.

Условия:

- обязательно учитывать содержание  базовой   программы   детского     сада;

- правильное определение главной цели сюжетной игры;

- необходимость      сохранять      положительно  -   эмоциональный       стиль отношений между взрослыми и детьми на  занятии,   учитывать   возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;

- использовать в сюжетных  играх элементы из дидактической  игры, а   также развивающие упражнения.

Новизна педагогического проекта заключается :

     Сюжетно-ролевая игра рассматривается, как ведущий вид деятельности на раннем   уровне  психического  развития  ребенка  и  как  одно   из   наиболее действенных   средств  формирования у него представлений об окружающем мире, учит взаимоотношения в нем и помогает формировать положительные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми.

     Введение новых ФГОС в дошкольном  образовании   диктует    обновление содержания и  форм  работы всех   комбинаций образовательных областей, и это несомненно даст   хороший  результат в моей работе.

Теоретическая значимость  состоит в том, чтобы определить  влияние    игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний,  умений  и навыков и будет способствовать созданию у ребенка   целостного   представления   об объекте изучения.

Практическая значимость .   Данный    педагогический   проект   способствует благоприятной    адаптации     детском    саду,    устойчивому   эмоционально-положительному  самочувствию и  активности каждого ребенка ,  приобрете- нию навыков игровой деятельности и общения.

     Разработанная    система    работы    поможет    при   разработке   планов и организации сюжетно-ролевых    игр  в     младшем    дошкольном     возрасте воспитателям, реализующих разные образовательные программы.

Познавательная значимость  состоит  в том, что:

-  в работе используются  различные  приемы и методы;

- соблюдаются правила игры и игровых действий;

- применяется личностно-ориентированный   подход к   процессу  подготовки игры, организации ее проведения.

Ожидаемые  результаты проекта:

Анализ   результатов,   в   проведенной работе,  свидетельствует   о  том,     что применение     сюжетных     игр    в  воспитательной   практике    обеспечивает решение задач в наиболее понятной для  детей   форме.    Дети   отражают   в играх  развитые сюжеты. Активно осваивают  способы   ролевого   поведения, называют свою   роль и   обращаются   к   сверстникам   по   имени    ролевого персонажа, меняют интонацию   голоса   в   зависимости   от   роли.    В    игре понимают игровую задачу и действуют в   соответствии   с   нею.   Проявляют интерес к игровому общению со сверстниками.

Проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет с  низким уровнем социальных и игровых компетенций.

Вызывают озабоченность  и требует усилий в работе с детьми,  если :

  1. Дети     воспроизводят    один    и   те  же   игровые   действия,   их   игры однообразны.
  2. Использование    предметов-  заместителей    вызывает    затруднение.
  3. В совместной игре мало инициативны;
  4. Игровое сосредоточение недостаточное: начинают игровые действия и быстро прекращают их, переходят к новым игрушкам и  так же   быстро оставляют игру, не развив сюжета.
  5. Проявляют неустойчивость в игровом  общении,  не  уверены  в себе  и в своих силах.
  6. Ребенок испытывает трудности в общении, не уверены в себе .
  7. Отличаются        неорганизованностью    поведения      (недостаточная целенаправленность       деятельности,          неумение     планировать, регулировать и оценивать свои действия, вступать в игровое и ролевое взаимодействие со сверстниками).

Развитие ребенка во многом зависит от того , какое влияние оказывают на   детей  взрослые. Поэтому основными субъектами, вовлеченными в  осуществление опыта и для  которых    данный     опыт     предназначен, являются      педагоги    дошкольного    образования,    дети    младшего дошкольного возраста и их родители (законные представители).

           ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

            1 ЭТАП – ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ)

Цель:    Определение     индивидуально  -  типических     проявлений  сформированности  игровой  деятельности, реальных достижений ребенка, положение в группе, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

         

Система мероприятий

            Задачи

     Способы

реализации

  Сроки

Подготовительные

мероприятия

1.Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы.

2.Внедрение передового педагогичекого опыта по проблеме  развития. игровой деятельности дошкольников

(использование методик Г.А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной: 1) Изучение игровых предпочтений; 2) Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры; 3) Изучение взятия ребенком на себя роли.)

3.Повышение квалификации педагога.

4.Выявление уровня развития интеллектуально- творческих способностей детей 3-4 лет

5.Разработка перспективного плана работы

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

7. Наблюдение за детьми в различных ситуациях (параметры : замысел, сюжет, содержание игры; выполнение роли и взаимодействие детей в игре и т.п.

8.Создание установки у детей и родителей на актив- ный процесс работы, активи- вируя соответствующие мотивационные механизмы

1 год

                      2 ЭТАП – РАБОЧИЙ (ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ)

                                    1. БЛОК – работа с детьми

Система мероприятий

          Задачи :  

             

Способы реализации

Сроки

Циклы занятий:

  • «Семья»

  • «Магазин»

  • «Парикмахер

ская»

  • «Медицина»

  • «Животный

мир»

  • «Больница»

  • «Транспорт»

На РМО, на

конференции в

МРИО,

публикации

Формирование у детей представление о себе и окружающей действительности, рукотворном мире,

 мире животных, повышение уверен

ности в себе, уровня адаптированности к иг

ровым видам деятель

ности и взаимоотноше

ниям.

Чтение,

беседы,

экскурсии,

наблюдения,

работа с ком

пьютером,экспе

риментирование

использование

методов и прие

мов (психогим

настика, релак

сация, и др.)

2 года

Работы по

проекту

             2. БЛОК  - работа с родителями  

     

1. Предварительная

работа

Выявление запросов родителей по органи

зации учебно- воспитательной работы с детьми

Анкетирование,

беседы

2.Повышение

педагогической

культуры родителей 

Обогащение родительского опыта по развитию творчес

ких способностей детей

Консультации и

беседы

В течение всего периода

3.Успехи детей

Показ достижений

детей

«День открытых дверей»

2 раза в год

                            3.БЛОК – работа с педагогами

1.Выступление на

педагогическом

совете

Повышение общей культуры

педагогического

коллектива

Доклады,

презентации

В течение

всего   периода

2.Выступление на РМО, на кон

ференции в

МРИО

Обобщение опыта

работы

Доклады, «Мастер-класс», публикации

В течение всего периода

                                                                                                           3 ЭТАП – коррекционный (внедренческий)

1.Анализ и корректировка

Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми

В конце каждого учебного года

                                               

                        4 ЭТАП – обобщающий

1.Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп

2.Анализ и обобщение

материала, составление отчетов, подготовка материала

к печати

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе раз

вития творческих спо

собностей детей.

Семинары, публикации, взаимопосещения,

обмен опытом

в конце

каждого

учебного

года

                                            ВЫВОДЫ

     Проведенная  мною работа  показала    большую        эффективность    во всестороннем  развитии дошкольников. Игры  такого    рода    игры     очень нравятся детям.   Предлагаемое    мною    взаимодействие   обеспечивается целенаправленным,   активным    включением   всех   участников   проекта  в игровую деятельность детей. Результатом такого   социального   партнерства является максимальное раскрытие индивидуальности каждого воспитанника с низким   уровнем   игровых    компетенций,     формирование    собственной позиции ребенка, гармонизация личности ребенка.

     В проекте использовались педагогические  наблюдения,  соответствующие возрасту. Они позволили отследить навыки игровой деятельности и общения детей ,     как     на      начальном     этапе     так    и   в    конце,    а    так     же     выявить    результаты приобретенных умений и навыков в конце проекта.

     В результате углубленной работы по данной теме, удалось   сформировать у    детей    представление    о    себе   и      окружающей       действительности, рукотворном мире, мире  людей и их взаимоотношениях,  мире  животных  и т.д.

     Для     отслеживания     динамики       познавательного      развития      детей       использовала педагогическую диагностику по следующим  разделам:

*«Семья», * «Магазин»,  * «Парикмахерская»,  * «Медицина»,   * «Животный мир», * «Больница», * «Транспорт».

                          1 младшая группа (2 –3 года) 2013 – 2014 учебный год

Оцен

ка

Период

времени

«Семья»

«Мага

зин»

«Парик

махер

ская»

«Меди

цина»

«Жив.

мир»

«Боль

ница»

« Тран

спорт»

Высок.

Нач.

года

Конец

года

10%

20%

8%

29%

9%

18%

6%

27%

11%

31%

8%

24%

7%

18%

Сред.

Нач.

года

Конец

года

.

50%

65%

60%

69%

59%

70%

52%

63%

50%

60%

54%

68%

50%

65%

Низ

кая

Нач.

года

Конец

года

40%

15%

32%

8%

32%

12%

42%

10%

39%

9%

38%

8%

43%

17%

                         2 младшая группа (3 -4 лет) 2014 – 2015 учебный год.

Оцен- ка

Период

времени

Семья

«Мага- зин»

«Парик- махер- ская»

«Меди- цина»

«Жив. Мир»

«Боль- ница»

Тран- спорт

Высок.

нач.

года

конец

года

15%

25%

10%

26%

8%

26%

18%

29%

17%

35%

19%

32%

20%

37%

Сред.

Нач.

Года

Конец

Года

65%

71%

65%

70%

60%

72%

50%

70%

53%

61%

60%

68%

60%

62%

Низкая

Нач.

Года

Конец

года

20%

4%

25%

4%

22%

2%

32%

1%

20%

4%

21%

0%

20%

1%

                                                                                                 

                                                                                          Приложение                                                

             ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

По развитию и формированию положительных взаимоотношений между

                                детьми посредством сюжетных игр

                                1 младшая группа 2012 – 2013 г.

 Система мероприятий

Способы реализации

  Работа с родителями

1.Квартал Сентябрь

«Кормление куклы Кати»

Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отноше

ние к кукле.

 Октябрь  «Магазин игру

шек»

Создать у детей бодрое, радостное настроение. Воспитывать дружеские отношения в игре.

Ноябрь «Дочки-матери»

Помогать детям объеди

няться в маленькие груп

пы (по 2-3 человека) на основе личных симпатий.

2- квартал

Декабрь «Кукла Катя за

болела»

Вызвать сочувствие к заболевшей кукле, формировать начальные навыки роле

вого поведения.

Январь

«Делаем прическу кукле

Кате»

Формировать начальные навыки роле

вого поведения, связы

вать сюжетные действия с названием роли. .Воспитывать

 дружеские отношения в игре.

Февраль

 «Помоги Мишке собрать игрушки в детском саду»

Способствовать возникновению игр на темы окружающей жизни, ориентирование в группе, умение играть небольшими группами.

 Помочь робким детям включиться в игру

.

3- квартал Март

«В детский сад пришел гость (кукла-повар)

Подводить к пониманию роли в игре, активизировать комму

никативные навыки детей и диалоговую речь.Воспитывать дру

жеские отношения в игре.

Апрель

«Зверята в детском саду»

Активизировать и разви

вать речь детей.

Воспитывать навыки по

зитивного общения со

сверстниками и взрос

лыми.

3 квартал .Март

. «Едим в детский

сад». Раскрыть игровой замысел, формировать навыки ролевого пове

дения. Воспитание навы

ков позитивного общения со свертника

ми и взрослыми.

Апрель. «Лисичка садит

ся обедать»

Развивать речь, активизировать диалоговую речь. Зак

реплять знания о посуде

прививать культуру пове

дения за столом.

Вовлекать детей малоак

тивных.

Май

«Кукла Катя собирается

в детский сад»

Активизировать речь де

тей, воспитывать внима

ние к своему внешнему

виду, заботливое отношение к кукле.

Помогать детям объеди

ниться в небольшие группы для совместной игры. Закреплять пра

вила общения ,учить встречать нового человека.

1.Рассматривание картин

на соответствующую тему, беседа

2.Разыгрывание ситуации «К нам гости пришли»

3.Лепка «Угощение для кукол»

1.Беседы о профессиях с использованием иллюстраций

2.Рассматривание альбо

ма «Профессии»

1.Беседа о членах семьи

детей.

2.Заучивание колыбель

ной песенки

1.Эккурсия в мед.кабинет.

2.Рассматривание иллюстраций на данную тему

3.Лепка «Таблетки от Айболита»

1.Рассматривание картин на соответствую

щую тему, беседа

2.Д/игра «Подбери ленточку для куклы»

3.Разыгрывание ситуации «Подарки для друзей»

1.Чтение рассказа: «Маша – растеряша»

2.Д/игра: «Чего не стало»

1.Лепка на тему : «Я для милой мамочке, испеку…»

2.Д/игра: «Чудесный

мешочек»

1.Д/игра: «Кто, где живет»

2.Рассматривание иллюстраций на тему: «Ребятам о зверятах»

3.Чтение стихов А.Барто

1.Разыгрывание игровой ситуации «Знакомство с новой куклой»

2.Д/игра «Кто первый»

1.Рассматривание картин на выбранную тему

2.Лепка :    «Разноцветные конфетки»

3.П/игра: «Дружно, вместе раз, два, три…»

1.Д/игра : «Новая девочка»

2.Игровая ситуация: «Встречайте гостей»

3.Лепка: «Угощение для кукол»

1.Консультация : «Сюжетно-ролевые игры для детей 1 мл. группы»

1.Подготовка атрибутов

к игре

1.Подготовка атрибутов к игре (пошив кукольного постельного

белья, одежды для кукол)

1.Выставка фотографий на тему : «Мы играем»

2.Беседа с родителями на тему «Как правильно выбрать игрушку для ре

бенка»

1.Изготовление инструментов для игры: парикмахерская из бро

сового материала

1.Беседа с родителями на тему : «Маленькие

помощники дома»

1.Выставка – поделок детей.

2.День открытых дверей

1.Пополнение игрового уголка новыми атрибутами на тему: «Сказочные звери из любимых сказок»

1.Пополнение игрового уголка для сюжетных игр новыми атрибутами.

2.Консультация для родителей на тему: «Игрушки на день рождения»

1.Беседы с родителями на тему : «Общение взрослых и детей дома»

      2 младшая группа (3 – 4 года), 2013-2014г.

Тема, задача игры

     

  Работа с детьми

   Работа с родителями

1 квартал

Сентябрь «Семья»

Помогать детям объе- диняться в маленькие  группы (по 2-3 человека) на основе личных сим- патий. Развивать выпол- нять несколько взаимос- вязанных действий.

Октябрь. Магазин «Продукты»

Учить детей взаимо- действию в сюжетах с двумя действующими лицами (продавец- покупатель) Приучать соблюдать элементар- ные правила поведения в игре.

Ноябрь «В гостях у мат- решки»

Способствовать обога- щению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сю- жетную линию. В про- цессе игры обогащать словарный запас.

2 Квартал.

Декабрь. «Семья»

Поощрять попытки де- тей подбирать атрибуты для роли. Развивать умение выполнять нес- колько взаимосвязан- ных действий

Январь «Парикмахерская»

Познакомить с трудом парикмахера. Учить ис- пользовать предметы- заместители. Помогать робким, застенчивым детям включаться в игру

.

Февраль «Детский сад»

Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни. Развивать самос- тоятельность в выборе игры.Содействовать развертыванию детьми ролевого диалога в игре.

Март. «Семья»

Способствовать возникновению игры на темы из окружающей жизни.

 «Магазин игрушек»

Разнообразить игру иг- ровыми действиями (в магазин привезли иг- рушки, продавец рас- кладывает товар)

Развивать умение рас- познавать свойства предметов.

Апрель. «Автобус»

Познакомить с профес- сией шофера. Показать

Игровые действия шо- фера. Способствовать объединению в неболь- шие группы (по 2-3 че- ловека) Развивать уме- ние взаимодействовать друг с другом.

Май. «Больница»

Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сю- жетную линию. Разви- вать умение самостоя- тельно подбирать атри- буты, выбирать роль.

Июнь. «Лошадки»

, «Котята», «Медвежата» и т.д.

Развитие у детей спо- собности принять на се- бя роль животного. Побуждать к вхождению в образ « лисят», «медвежат», и т.д.

Июль «Зоопарк»

Учить использовать в иг- ре строительный мате- риал. Развивать умение исполнять роль за себя и за игрушку. Совер- шенствовать умение

взаимодействовать друг с другом.

Август. «Строители» Ознакомление с трудом строителя, обучение  де- тей устанавливать взаи- моотношения в игре.

Учить поддерживать ро- левый диалог.

 1.Заучивание «Прихо- дите в гости».     2.Чтение Капутихян С. «Мама обедает»      3.Д/игра «Устроим ком- нату для куклы Кати»  4.Д/игра «Будем завари- вать чай».

5.Беседа о членах семьи детей. Подчеркивать за- боту в семье друг о дру- ге.

1.Рассматривание ил-люстраций на  тему «Продукты», «Овощи- фрукты»

2.Д/игра « Купим овощи для супа в магазине»

3.Лепка «Яблоки и груши»

4.Рисование «Заготавливаем картофель»

5.Разыгрывание ситуа- ции. «Разговор продав- ца и покупателя»

1.Д/игра «Подарки для

Матрешки»

2.Д/игра «Мебель в до- ме»

3.Разыгрывание игра-вой ситуации «Матреш-кино новоселье»

4.Д/игра «Что изменилось?»

1.Рассматривание кар- тин из серии «Мы игра- ем»

2.Чтение «Муха-Цокоту- ха» К.Чуковского

3.Разыгрывание ситуа- ции «Наши подарки Аленушке»

4.Д/игра «Подбери по- суду для куклы»

1.Д/игра «Радио»

2.Рассказ о труде парикмахера.

3.Забава «Красивые бантики»

4.Д/игра «Кому что нужно для работы»

5.Д/игра «У кого какое платье»

1.Разыгрывание ситуа- ции «Мы убираем иг- рушки»

2.Д/игра «Каждой вещи свое место»

3.Беседа «Я и детский сад», «Я и дети»,

4.Развлечение «Наша дружная группа»

1.Разыгрывание ситуа- ции «Кукла Таня у нас в гостях»

2.Общение «За что меня любят мама и папа».

1.Беседа «Мои люби- мые игрушки»

2.Лепка «Наши игрушки»

3.Д/игра «Найди пред- мет по описанию»

1.Заучивание «Песня машиниста»

2.Д/игра «Транспорт»

3.Аппликация «Автобус»

4.П/игра «Птицы и автобиль».

1.Слушание «Кукла за- болела»

2.Лепка «Поможем док- тору Айболиту вылечить детей»

3.Д/игра «Кому что нуж- но для работы?»

1.Чтение произведений К.Чуковского, Маршака о животных.

2.Рассматривание кар- тин о животных, беседа.

3.Д/игра «Кто что ест»

1.Беседа о диких живот- ных «Кто живет в лесу?»

2.Конструирование

«Построим загородку для зверей»

3.Показ театра на фла- нелеграфе «Лиса и заяц»

4.Д/игра : «Чьи детки»

1.Рассматривание картин «Строим дом»

2.Чтение стихотворения Е.Тихеевой «Плотник»

3. Наблюдение за строительством нового дома

1.Рекомендации «Играйте вместе с ребенком»                         2.Привлечь к оснащению игровой зоны: сшить кукол, пос-ель, одежду для кукол.

1.Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игры: макаронные изделия , крупы, конди- терские изделия.   2.Выставка «Дары осени».

1.Консультация «Проведение праздника дома»

2.Обсуждение с родителями конкретной тактики работы с ребенком дома, нацеливание их на изменения отношения к дошкольнику.

1.Памятка «Поговорите  с ребенком»

Привлечь к изготовлению предметов –заместителей: би- гуди, ножницы.   2.Конкурс «Коса-девичья краса»

1.Рекомендации «Про гулки вместе с ребенком»                  2.Вечер «Веселые посиделки»               3.Консультации «Роль отца в воспитании ре- бенка»

1.Папка –передвижка «Дочки-матери»

2.Фотовыставка «Мама, папа,  –дружная семья»

 1.Консультация «Роль игрушки в детских играх

1.Привлечь к изготовлению атрибутов: руль, кепка, макет автобуса.

2.Собрание родителей детей; нуждающихся  в коррекции игрового развития детей; обсуждение  основных направлений работы с такими детьми дома

1.Изготовление предметов-заместителей: гра- дусника, таблетки и т.д.

2.Обсуждение с родителями конкретной тактики работы с ребенком  дома, нацеливание их на изменения отношения к дошкольник

1.Беседа с родителями на тему: «Что читать детям». Подбор литературы

1.Выставка. Совместное рисование родителей и детей «Необычное животное»

2.Беседа с родителями

Об игровых предпочтениях детей дома, проявлениях активности в организации игр и участия в них

1.Памятка для родителей «Как выбрать игрушки для малыша»

2.Папка-передвижка с фотографиями детей на тему «Мы строители»

     

                                                      ЛИТЕРАТУРА

  1. Авдулова Т.Г. «Игра : ее развитие на современном этапе» , Дошкольное воспитание. 2008 г. №8, стр.28-33
  2. Доронова Т.Н. «Игра в дошкольном возрасте», пособие для воспитателей детских садов, Издательство дом «Воспитание дошколника», 2002 г., стр. 128
  3. Карабанова О.А., «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет», метод.пособие для воспитателей , М. Просвещение, 2010 г. 96 стр.
  4. Краснощекова Н.В., «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 3-е, Ростов, 2008 год
  5. Маралов В.Г., «Коррекция личностного развития дошкольников», М.: ТЦ Сфера, 2008 год.
  6. Михайленко Н.Я. «Организация сюжетной игры в детском саду», пособие для воспитателя» , 3-е изд.испр. М.ЛИНКА-ПРЕСС, 2009г.
  7. Ткаченко И.В., «Играю – значит живу»,М., ДРОФА, 2008 г. ДРОФА, 2008 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные ориентиры деятельности воспитателей по использованию сюжетно-ролевой игры в системе воспитания детей

Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игр...

Презентация:Технология использования сюжетно-ролевых игр в целях формирования первоначального социального опыта у детей младшего дошкольного возраста»

Ранний возраст-это возраст активного познания окружающего мира, основа дальнейшего развития в дошкольном, а затем и в школьном возрасте. Каждый малыш испытывает естественную потребность в развитии. Сю...

Использование сюжетно-ролевых игр в целях формирования первоначального социального опыта

Технология использования сюжетно-ролевых игр в целях формированияпервоначального социального опыта у детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников» Подготовила воспитатель Ивченко Н.А.

Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процесс...

Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников»

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...

Использование сюжетно-ролевых игр с целью формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни

Данный методический  материал отражает специфику формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролеворй игры....