из опыта работы «Театрализованно – игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
статья по теме

"Развитие творческих проявлений детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_proyavleniy_detey.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованно – игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

 (Из опыта работы  музыкального руководителя детского сада)

                                                Чуткость, восприимчивость к красоте в детские                                              

                                                годы несравненно глубже, чем в поздние периоды

                                                развития личности. Потребность в красивом

                                               утверждает моральную красоту, рождая

                                               непримиримость ко всему пошлому, уродливому.

                                                                                                       В. А. Сухомлинский

Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить - значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правдой вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «...как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.

Уберечь от эстетической глухоты значит сделать шаг к гармонии

В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать?

 Этому поможет театр.

Театр  - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности

    (обучением вербальным и  невербальным видам общения);

  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности,
       фантазии, речи (диалога и монолога);
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием

    напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

        Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

В работе с детьми применяю креативный принцип в обучении и воспитании, т.е. максимально ориентируюсь на творчество детей, на развитие их психофизических ощущений, раскрепощение личности. Все игры, базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника. Учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

  1.  снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;
  1.  раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и
    творческой активности;
  1.  развитие реальных мотивов:

     а) игра и обучение носят ненавязывающий, заинтересованный характер;

     б) внутренние, личностные мотивы преобладают над внешними,      

           ситуативными, исходящими от авторитета взрослого;

     в) внутренние мотивы обязательно включают мотивацию

           успешности, продвижения вперед («У тебя получится, я уверена...»).

Данная технология является интегративной, т.е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами занятий по разделам основной реализуемой программы в ДОУ М.А. Васильевой: окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи,  художественно – эстетическое развитие.  Большое количество театрализованных игр и упражнений находят свое применение на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ритмике, на музыкальных и физкультурных занятиях.

Театрализовано – игровая деятельность стала неотъемлемой частью в жизни  детского сада, она способствует:

  1.  Развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей ребёнка (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);
  2. Участие детей в театрализованной игре: обыгрывание стихов, песенок,  потешек, мини - сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би – ба - бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушки, пальчиковый и другие виды театров, доступные детям, имеющиеся в ОУ);
  3. Амплификацию (обогащение) театрального опыта: знания детей о театре, его истории, театрах Москвы,  Сургута, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
  4. Изготовление и подбор атрибутов проходят совместно с родителями: изготовление кукол и игрушек, костюмов, создание родительского театра «Театр для всех», «Домашний театр», совместное празднование Дня театра  (27 марта).

Игры - занятия по театрализованной деятельности проводятся один раз в неделю во второй половине дня, начиная с младших групп, по рекомендациям музыкального руководителя, воспитателями.  

Первые игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании. На занятиях хорошо использовать музыкальное сопровождение.

Для правильной организации учитываются следующие принципы:

1. содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно - ролевые.

2. максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведении игр.

3. сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

4. подготовленность и заинтересованность музыкального руководителя, воспитателей и родителей.

Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

           В организации театрально - игровой деятельности педагогам предлагаются следующие этапы деятельности:

1. Создание среды для проведения театрально - игровой деятельности в группах:

- подбор игрушек, атрибутов, литературных произведений;

- оформление костюмов и декораций.

2. Театральная азбука:

- рассказать о том, что театр – это особый волшебный мир;

- углублять знания детей о театре;

- добиваться понимания того, что театр – средство познания жизни, школа нравственного и эстетического воспитания;

- формировать интерес к театральному искусству;

- знакомить с региональными театрами;

- активизировать самостоятельную театрализованную деятельность.

3. Ритмопластика:

- развивать двигательные способности детей – ловкость, подвижность;

- развивать умения создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

4. Работа над речью:

- развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию, четкое произношение согласных в конце слова (на материале скороговорок и стихов);

- пополнять словарный запас;

- учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

        5. Воспитывать культуру поведения в театре.

        6.  В ходе работы с детьми:

- активизировать познавательный интерес;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;

- развивать умение согласовывать свои действия  с другими детьми;

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

- развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию;

- сочинять этюды сказок.

Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей, воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и так далее. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднится.

Кукольный театр, как вид искусства, наиболее эффективно способствует творческому развитию личности дошкольников.

На первом этапе создали условия для театральной деятельности: изготовили ширму, приобрели наборы театральной атрибутики, заинтересовали воспитателей. С этой целью провела ряд консультаций, познакомила воспитателей с такими видами театров, как театр петрушки, настольный, плоскостной и объемный, пальчиковый, теневой, театр игрушки; организовала несколько практических занятий  по  овладению  методикой  использования этих видов театров. Совместно с педагогами поставила ряд спектаклей «Красная шапочка», «Клубок - шерстяной колобок», «Про царя Гороха и Яшку скомороха» и др.

Е.Г. Коновалова – музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад

«Танюша» городское поселение Фёдоровский,  Сургутский  район,  Ханты – Мансийский автономный округ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Данная консультация поможет родителям в воспитании творческого потенциала ребёнка....

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает ли...

Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....

Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....

Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение  педагогического опыта работы воспитателя Веденской М.А. и описание к презентации  по теме:«Театрализованная деятельность как средство развитиятворческих способност...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...