Картотека пальчиковой гимнастики для средней группы в соответствии с лексическими темами
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Пальчиковая гимнастика для детей средней группы на основе календарно-тематического планирования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Осень»

Осень, осень,(трем ладошки друг о друга)

Приходи!(зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди!(ладони на щеки)

Листья желтые кружатся (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.(ладони положить на колени)

Солнце нас уже не греет,(покачать головой)

Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы, (сделать«птицу» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.(барабанить пальцами тo по одной, то по

другой ладони)

Шапки, куртки надеваем(имитируем)

И ботинки обуваем (топаем ногами)

ОДЕЖДА

Раз, два, три, четыре, пять (последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки)

Платье, брюки и носочки,(загибаем пальчики, начиная с большого,

Юбку, кофточку, платочки.на обеих руках)

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.(кулачки имитируют стирку)

ФРУКТЫ

«Компот»

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком», а

 Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки «мешают»

 Будем яблоки крошить, загибают пальчики по одному,

 Грушу будем мы рубить. начиная с большого

 Отожмём лимонный сок, пальца

 Слив положим и песок.

 Варим, варим мы компот.

 Угостим честной народ. опять» варят» и «мешают»).

ОВОЩИ

- Мы капусту рубим, рубим,          «Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами  ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.

- Мы капусту солим, солим,            Обе руки сложены щепотью и «солят».

- Мы капусту мнем, мнем,                Сжимаем и разжимаем кулаки

- А морковку трем, трем,                 Трем ладони друг об друга

- Все перемешаем!                            Перемешиваем – в горизонтальной

                                                                                плоскости.

- В бочки набиваем                           Ладонь на ладони, «уминаем» капусту,

- В погреб опускаем.                         В таком же положении глубоко наклоняемся

и кладем на пол  сложенные ладони.

- Эх, вкусная капуста!                       Выпрямляемся и гладим себя по животу.

Я И МОЕ ТЕЛО

С добрым утром

С добрым утром, глазки. Вы проснулись?

С добрым утром, ушки. Вы проснулись?

С добрым утром, ручки. Вы проснулись?

С добрым утром, ножки. Вы проснулись?

С добрым утром, солнце. Я проснулся?

Мет. указ. Поглаживание частей тела, о чем говорится. Глазки смотрят в бинокль, ушки слушают, ручки хлопают, ножки притопывают, руки к солнышку, голова вверх, улыбнуться.

Тема: ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

«Шалун»

 Наша Маша варила кашу,

 Кашу сварила малышей кормила:

 Этому дала,

 Этому дала,

 Этому дала,

 А этому не дала.

 Он много шалил.

 Свою тарелку разбил.

 На первые две строчки чертить

 круги на ладони. На следующие

 четыре – загибать пальцы с

 проговариванием слов.

 На седьмую строку – пальцами

 другой руки брать мизинчик и

 слегка покачивать.

«Грибы»

«В лес пошел»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел.

Оттого и потолстел.( Загибание пальцев, начиная с мизинца.)

Тема: БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ

  Пылесос, пылесос,

  Ты куда суёшь свой нос?

  Я жужжу, я жужжу,

  Я порядок навожу.

 Ритмичное сгибание пальцев     обеих рук (ладони смотрят    вперёд)

то же, но ладони обращены друг  к другу.

  Соприкосновение кончиков    пальцев.    

ПОСУДА

Помощники

1,2,3,4. Мы посуду перемыли

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили.

Ковшик тоже развалился.

Нос у чайника отбился

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

Мет. указ. Сжимать и разжимать кулачки, трут одной ладошкой о другую, загибают пальчики по одному, трут ладонями, сжимают и разжимают кулачки.

Тема: «Игрушки»

На большом диване в ряд    Попеременно хлопают в ладоши и  стучат кулаками.

Куклы Танины сидят:                

Два медведя, Буратино,                                Загибают поочередно все пальцы.

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.                           Разгибают поочередно все пальцы.

Помогаем нашей Тане                                   Попеременно хлопают в ладоши и

Мы игрушки сосчитать.                                 стучат кулаками.

Тема: ЗИМА

«Снежок»

  Раз, два, три, четыре,

  Мы с тобой снежок слепили.

  Круглый крепкий, очень гладкий

  И совсем-совсем не сладкий.

  Раз подбросим.

  Два поймаем.

  Три уроним

  И сломаем.

  Загибают пальчики, начиная с

  большого.

  «Лепят» меня положение

  ладоней.

  Показывают круг, сжимают

  ладони.

  Грозят пальчиком.

  Смотрят вверх, подбрасывая

  воображаемый снежок.

  Роняют воображаемый снежок.

  Топают ногой.

Комнатные растения

Цветы

Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают

Мет. указ. Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулаки вперед-назад.

Тема: «Мебель»

Раз, два, три, четыре,                               Ритмично сжимают и разжимают

Много мебели в квартире.                     кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,              Загибают пальчики, начиная с

А в буфет поставим чашку.                    больших, на каждое название мебели.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть – чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.  

Чай с вареньем дружно пили.              Попеременно хлопают в ладоши и

Много мебели в квартире.                    стучат кулачками.                        

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

 «Мы во двор пошли гулять»

  Раз, два, три, четыре,

                                     пять,

  Мы во двор пришли

                                 гулять.

  Бабу снежную

                               лепили,

  Птичек крошками кормили,

  С горки мы потом

                                 катались,

  А еще в снегу

                                 валялись.

  Все в снегу домой пришли.

  Съели суп, и спать легли.  

 

  Загибают пальчики, начиная с

  большого.

  «Идут» по столу указательным и

  средним пальчиками.

  «Лепят» комочек двумя

  ладонями.

  «Крошат хлебушек»

  Ведут указательным пальцем

  правой руки по ладони левой.

  Кладут ладошки на стол то

  одной, то другой стороной.

  Движения воображаемой ложкой.

  Руки под щеку.

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

                   ***

Мы построили скворечню
Для весёлого скворца.

(попеременно постукиваем кулачками друг

               о друга и по столу)

Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.

(сводим руки над головой)

Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:

(попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Мать, отец и скворушки –
Чёрненькие пёрышки.

(соединяем каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза)

 

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Утка плещется в пруду (машем кистями от себя, пальцы выпрямлены)

У хозяйки на виду. (приставить руку «козырьком» ко лбу)

Быстро к берегу плывет  (машем кистями, пальцы согнуты)

И с воды идет на взлет.(машем руками – «крыльями»)

Во дворе – ее соседка –(руки полукругом перед собой)

Это курочка-наседка

Под крылом ее цыплята, (пальцы собраны в щепоть, поочередно

Очень дружные ребята.      «клюют корм»)

«Транспорт»

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе, как узнать?

Помогите сосчитать!

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками, Загибают пальчики обеих рук).

НОВЫЙ ГОД


Ёлочка

Перед нами ёлочка,

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Мет. указ. Пальцами показывать шарики, фонарики, зайчиков, свечки, в конце поднять и растопырить пальцы.

НАСЕКОМЫЕ

Жук

Я веселый майский жук.

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу.

А зовут меня: Жу-Жу…

Мет. указ. Пальцы в кулаке указ и мизинец развести в стороны, шевелит усами.

МОЯ СЕМЬЯ

Знаю я, что у меня(поднимают руку ладонью к себе)

Дома дружная семья: (и в соответствии с текстом

Это – мама,в определенной последовательности загибают

Это – я,  пальцы)

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

ПРОФЕССИИ

Что принёс нам почтальон?(сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.(«шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли – две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали.(на каждое наименование загибают по

одному пальчику, начиная с большого)

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

«Сколько птиц?»

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и голубей.

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Мет. указ. Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На название птиц загибать пальчики, на последнее предложение разжимание и сжимание кулачков.

ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится –

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов,

Напетлял — и был таков!

 

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Показывают большой палец,

вращая им.

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки и наоборот.

«Помощник»

 

Посуду моет наш Антошка.

 

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран.

 

Потирают ладошки друг о

друга – «моют посуду».

Разгибают пальцы из кулачка,

начиная с мизинца.

Выполняют имитирующее движение.

ВЕСНА,ПРИЗНАКИ.

К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки –

Очень славные мальчишки!

(Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.

Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.

Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу. Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.)

Дружные ребята

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
      (пальцы ритмично сжимаются в «замок» и

                                                                разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.       
(подушечки всех пальцев одной руки одновременно 

                                                                      дотрагиваются до пальцев другой)
Раз, два, три, четыре, пять…  
(поочередно соединяем одноименные пальцы:

                                        большой с   большим, указательный с

                                                                указательным и т.д.)
Начинай считать опять
.    (одновременно касаемся подушечками пальцев 2 рук)
Раз, два, три, четыре, пять…                   
(поочередное касание)
Мы закончили считать
.                       (встряхиваем опущенные вниз кисти рук)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики для средней группы

Картотека пальчиковой гимнастики  для средней группы....

Картотека пальчиковой гимнастики в средней группе

Картотека пальчиковой гимнастики в средней группе...

Картотека пальчиковой гимнастики для средней группы

№ 1 У Антошки есть игрушки.    У Антошки есть игрушки:      Вот веселая лягушка. (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого).Вот железная машина. Это мяч. Он из ...

Картотека пальчиковых игр во второй группе раннего возраста по лексическим темам

В картотеке подобраны пальчковые игры для детей раннего возраста по лексическим темам....

Картотека дыхательной гимнастики для средней группы в соответствии с ФГОС

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять типдыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма....