Мотивация детей дошкольного возраста
статья по теме

Гараева Гульнара Бахитовна

Развитие мотивациионной сферы. Мотивационная готовность к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 21 «Умка» г. Воркуты

Старший воспитатель, высшая квалификационная категория

Скрыпник Гульнара Бахитовна

Мотивация детей дошкольного возраста

Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Все желания ребенка раннего возраста одинаково сильны и напряженны. Каждое из них, становясь мотивом, побуждающим и направляющим поведение, определяет цепь развертывающихся немедленно действий. Если разные желания возникают одновременно, ребенок оказывается в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, - мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие. Для развития различных неигровых видов деятельности, значение которых возрастает на следующем возрастном этапе, особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди этих относительно устойчивых мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно определить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот, старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него - главное. Это - коллективист с альтруистической мотивацией. Для третьего важно каждое “серьезное” занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, - у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Здесь значимо не столько что делать, сколько как делать. Несколько детей увлечены делом, но совсем по-другому: кто-то погружен в процесс рисования, кого-то не оторвешь от конструкторов. У них преобладает интерес к содержанию деятельности. Впрочем, последние два варианта встречаются редко. Кроме того, у части дошкольников даже к 7-ми годам не появляется четкого доминирования мотивов. А у детей с формирующейся иерархической системой доминирование еще не вполне устойчиво, оно может проявляться по-разному в разных видах деятельности и в разных условиях. Главное достижение дошкольного детства - соподчинение мотивов, а построение стабильной мотивационной системы, начавшейся в это время, будет завершаться в младшем школьном и подростковом возрастах.

Новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования, которые определены Министерством образования и науки РФ в приказе № 655 направлены на развитие дошкольного образования в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. В том числе отражены и следующие положения:

  •  отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения
  • стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка  
  • использование игровой мотивации при проведении образовательной работы с детьми

Исходя и новых требований к организации образовательной деятельности дошкольников необходимо учитывать ведущий вид деятельности. А значит, целесообразно использовать интегрированный подход и игровую мотивацию, обеспечивая смену детской деятельности, что в свою очередь способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе. Это предупреждает переутомление и дефицит внимания.

Вводимые федеральные государственные требования определённо должны изменить роль педагога в системе образования, а соответственно и задачи деятельности воспитателя. Педагог должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению.

Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активно и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко оречевлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения... 

Наиболее интересным и менее разработанным для формирования учебной мотивации в старшем дошкольном возрасте можно назвать метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций. В разработке этого метода нужно выделить следующие моменты:

-          специальное нарушение привычной организации познавательно-игровой деятельности;

-          «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;

-          перенесение акцентов на поисковую деятельность;

-          свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;

-          общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;

-          введение значимой для детей мотивационной деятельности.

При организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста необходимо обязательно планировать:

- проблемно-практические задачи;

- практические действия;

-          контроль;

-          оценку.

Отличие проблемно-практических задач от практических состоит в том, что основной целью деятельности детей является усвоение общих способов выделения свойств понятий. Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено как основная характеристика перехода к полноценной учебной деятельности.

В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой к учебной деятельности. Аргументом в пользу важности готовить детей еще до школы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни .

В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе.

Анализ диагностического обследования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе показывает, что необходимо подготавливать детей подготовительных групп к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ". Педагог Шкилева Елена Валерьевна

Чтобы правильно организовать образовательную деятельность необходимо заинтересовать дошкольников, мотивировать их на совместную деятельность......

Мотивация детей дошкольного возраста в ходе НОД

Мотивация– это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом не...

Мотивация детей дошкольного возраста в ходе НОД

Мотивация– это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом не...

Презентация "Мотивация детей дошкольного возраста на образовательную деятельность"

Три типа мотивации1 тип (игровая-помочь кому либо)2 тип  (общения-помочь взрослому3 тип (мотивация личного интереса ребенок делаетсам себя)...

Выступление на методическом объединении на тему :Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУ

Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУО. П. Радынова, исходя из специфики основных задач музыкал...

Презентация «Мотивация детей дошкольного возраста»

quot;Для того, чтоб предмет стал интересным, он должен быть отчасти нов, а от части знаком"...

Развитие познавательно-исследовательской мотивации детей дошкольного возраста посредством конструирования (из опыта работы)

laquo;Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта». Ж. Пиаже...