Программа кружковой работы "Волшебные полоски"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Храмцова Светлана Викторовна

Программа кружковой работы "Волшебные полоски"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_volshebnye_poloski1.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка………………………………………

Актуальность………………………………………………….

Цель……………………………………………………………

Задачи………………………………………………………..

Организация…………………………………………………

Приемы и методы, используемые на занятиях……………..

Перспективное планирование………………………………

Ожидаемые результаты……………………………………

Оценка (диагностика)………………………………………….

Список литературы…………………………………………

Пояснительная записка

    Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

  В.А. Сухомлинский писал: «Чем  больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

   Давно известно о взаимосвязи развития рук, интеллекта и развития речи. Наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует  саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребенка. Изготовление поделки – не только выполнение определенных движений, но и развитие практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

   В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики руки в процессе занятий ручным трудом у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

     В процессе кропотливой работы с бумагой формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, развивается мелкая моторика. Ребенок, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая результат своего творчества.

       На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка – от 3-х до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.    Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

    Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а значит развитием речи.                                                        В.А. Сухомлинский  справедливо утверждал: «Ум  ребенка находится на кончиках его пальцев».

    Формирование речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, т.е. формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено.

     Л.В. Фоминой была выявлена общая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

      Развитие мелкой моторики оказывает иммуностимулирующее, тонизирующее действие, оказывает положительный эффект на  внутренние органы, стимулирует речь, мышление, дает кучу положительных эмоций.

    В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, поэтому надо развивать мелкую моторику рук, также способствует развитию сенсорной моторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

      Работа кружка «Волшебные полоски» нацелена на общее развитие ребенка и содержит задания с полосками бумаги.    

Действия с полосками способствуют дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, связной речи.

   В процессе систематических занятий по конструированию из бумажных полосок рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это важно для подготовки руки к письму в будущем.

    Содержание занятий кружка составлено с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет. Занятия построены с учетом широкого и всестороннего использования игры.

       Занятия по конструированию из полосок в игровой форме превращают ручной труд  в   удовольствие и незаметно развивают мелкую моторику. Дети нашей группы нуждаются в этом, так как у всех наблюдается  нарушения физического здоровья, это в свою очередь ведет к недоразвитию мелкой моторики руки.

       Педагогической целесообразностью программы является то, что развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы при выполнении множества разнообразных бытовых и учебных действий.

   Диагностика результатов на начальном и конечном этапах обучения осуществляется в форме беседы и игры.

   Актуальность: В процессе кропотливой работы с бумагой формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и  положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Так же развивается мелкая моторика пальцев рук. Ребенок, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая результат своего  творчества. Тем самым у ребенка изначально закладывается успешность, которая так важна в дальнейшей жизни.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом у детей дошкольного возраста  способствует формированию интеллектуальных способностей и речевой деятельности.

       Методологической основой программы является  развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги.

 Задачи.

  • обучить детей простейшему сенсорному анализу;
  • способствовать развитию мелкой моторики;
  • обеспечить правильное восприятие трудовых процессов;
  • помочь овладеть последовательностью микропроцессов от элементарных к сложным;
  • научить способам создания и преобразования предметов;
  • помочь детям преодолеть неуверенность и страх перед незнакомым делом;
  • воспитать бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам своего труда и труда взрослых;
  • научить детей заботится о близких, сопереживать им;
  • воспитывать устойчивое стремление к оказанию помощи;
  • научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности;
  • способствовать развитию творческой активности.

Организация:

Кружок посещают дети средней группы. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.

Приемы и методы,  используемые на занятиях:

  • эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;
  • практические – упражнения, игры;
  • словесные – рассказ, беседа, художественное слово, объяснение;
  • наглядные – рассматривание, показ образца, показ способов выполнения.

Тема

Задачи

Материал

Сентябрь

1

Баранки

Формировать умение определять признаки в предмете, учить склеивать концы полоски; развивать умение последовательно рассматривать предмет, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность.

Полоски 1x19 см кремового цвета из бумаги для ксерокса, клей, кисти, салфетки.

2

Цепочка из колец.

Учить склеивать концы полосок, формировать умение определять признаки в предмете; развивать цветовое восприятие, мелкую моторику; воспитывать самостоятельность.

По 7 разноцветных полосок 1x19см; клей,

кисти, салфетки, подставки под кисти.

 

3

Клюв.

Петрова И.М.

Учить  склеивать концы полоски; помочь преодолеть неуверенность и страх перед незнакомым делом; способствовать развитию мелкой моторики; воспитывать интерес к занятию.

Полоски 1x19 см,  

 клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

4

Капелька

Учить склеивать концы полоски,

формировать умение определять признаки в предмете; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

Полоски 1x19 см,  

 клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

Октябрь

5

Грибной дождь.

Учить склеивать концы полоски, научить способам создания и преобразования предметов; способствовать развитию мелкой моторики; воспитывать аккуратность, трудолюбие..

Окно с тучами, изображенное на ½ листа ватмана, полоски 1x19 см голубого цвета из бумаги для ксерокса,

кисти, клей.

6

Серьги для уголка «Ряженье».

Петрова И.М. с.8 з.2

Обучить детей простейшему сенсорному анализу; помочь овладеть последовательностью микропроцессов от элементарных к сложным; развивать творческие способности; воспитывать интерес к занятию.

Серьги из бумажных полосок, 6 разноцветных полосок 1x19 см из бумаги для ксерокса,

 клей, кисти, салфетки, подставки под кисти, проволока.

7

Серьги для уголка «Ряженье».

Петрова И.М. с.8 з.2

Обучить детей простейшему сенсорному анализу; помочь овладеть последовательностью микропроцессов от элементарных к сложным; развивать творческие способности; воспитывать интерес к занятию.

Серьги из бумажных полосок, 6 разноцветных полосок 1x19 см из бумаги для ксерокса,

 клей, кисти, салфетки, подставки под кисти, проволока.

8

Аптечка доктора Айболита.

Научить способам создания и преобразования предметов; помочь детям преодолеть неуверенность перед незнакомым делом; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

Аптечка в виде чемоданчика, ½ альбомного листа с закругленными углами, середина листа помечена точкой, красная полоска бумаги 1х19 см, ножницы, простой карандаш, клей, кисти.

Ноябрь

9

Цепочка из крестиков.

Учить детей склеивать полоски бумаги так, чтобы получилась цепочка; развивать цветовое восприятие, мелкую моторику; воспитывать самостоятельность.

Разноцветные полоски 1х19 см,  ножницы,  клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

10

Корона из крестиков.

Научить способам создания и преобразования предметов; развивать творческую активность; воспитывать интерес к результату труда.

Полоски размером 1х19 см, ножницы,  клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

11

Что мы умеем делать?

Закреплять полученные навыки и умения; развивать творческую активность, мелкую моторику, логическое мышление; воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Разноцветные полоски 1х19 см, ножницы,  клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

12

Цветок из одного крестика.

Учить детей склеивать  крестик; концы крестика подклеивать к  середине; развивать творческую активность; воспитывать самостоятельность, аккуратность.

По 2 полоски 1х19 см из плотной бумаги красного цвета, круг диаметром 1,5 см желтого цвета, цветной картон для фона, силуэт вазы.

Декабрь

13

Усы для кота.

Учить складывать полоски пополам, формировать умение определять признаки в предмете, развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к занятию.

По 4 полоски 1х19 см одинакового цвета, простой карандаш, клей, кисти, салфетки.

14

Снежинка.

Петрова И.М.  

Формировать умение определять признаки в предмете, закрепить умение складывать полоски пополам; развивать творчество, самостоятельность; воспитывать аккуратность, интерес к природе.

Полоски из плотной голубой бумаги 1х19 см, простой карандаш, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

15

Шарик из одного крестика.

Петрова И.М.  

Учить детей мастерить шарик из одного крестика, обучить простейшему сенсорному анализу; развивать мелкую моторику; воспитывать  интерес к занятию.

Полоски бумаги 1х19 см,  простой карандаш, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти, образец.

16

Шарик из двух крестиков.

Учить мастерить шар из двух крестиков, научить способам создания и преобразования предметов; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

По 4 полоски одинакового цвета из плотной бумаги, простой карандаш, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти, нитки, образец.

Январь

17

Шарик  из снежинок.

Петрова И.М.  

Учить делать шарик из снежинок, развивать воображение, мелкую моторику; воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Полоски одинакового цвета, простой карандаш, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти, образец.

18

Светофор.

Учить склеивать светофор из трех шаров, повторить знание сигналов , научить практическому использованию поделок в играх; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к занятию.

Пособия для занятий по правилам дорожного движения, по 2 полоски 1х19 см из плотной бумаги красного, желтого и зеленого цветов, по одной полоске 1х19 см из плотной бумаги белого цвета.

19

Елочка.

Петрова И.М.  

Учить детей мастерить елочку путем приклеивания к веточке зеленых капелек; развивать творческую активность; воспитывать аккуратность, внимание.

По 7 полосок бумаги зеленого цвета, одна полоска коричневого цвета, образец, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

20

Снеговик.

Учить делать снеговика из двух шаров разной величины, приучать добавлять к поделке разные детали; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

По 5 полосок 1х19 см, и по 4 полоски 1х28 см, конфетти, конусы для колпачка и для носа,    образец, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

Февраль

21

Рыбка.

Закреплять умение делать шар из снежинок, закрепить умение соединять концы полосок (клюв), помочь овладеть последовательностью микро процессов от элементарных к сложным; развивать цветовосприятие, мелкую моторику; воспитывать трудолюбие.

По 3 полоски 1х19 см желтого цвета, по 6 полосок 1х10,5 см розового цвета, конфетти,  образец, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

22

Заяц.

Закреплять умение детей мастерить шары из снежинок, приклеивать шары разной величины, учить способам создания и преобразования предметов; развивать творческую активность, мелкую моторику, воспитывать аккуратность .

По 5 полосок 1х19 см, по 3 полоски 1х28 см, комочки ваты, конфетти, образец, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

23

Цветы из снежинок.

Учить склеивать цветы из снежинок (концы каждой снежинки попарно склеивают в «капельки»; развивать цветоразличение, цветовосприятие, мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к результатам своего труда.

Корзина для цветов, нарисованная ½ листа ватмана, по 6 полосок 1х19 см  из цветной бумаги одинакового цвета, кружок из плотной бумаги желтого или красного цвета диаметром 1,5 см.,

24

Цветы из снежинок.

Учить склеивать цветы из снежинок (концы каждой снежинки попарно склеивают в «капельки», способам создания и преобразования предметов; развивать цветоразличение, цветовосприятие, мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к результатам своего труда.

Корзина для цветов, нарисованная ½ листа ватмана, по 6 полосок 1х19 см  из цветной бумаги одинакового цвета, кружок из плотной бумаги желтого или красного цвета диаметром 1,5 см.,

Март

25

Неваляшка.

Закреплять умение делать шарик из двух крестиков, учить способам создания и преобразования предметов; развивать мелкую моторику, логическое мышление; воспитывать аккуратность, бережное отношение к своему труду.  

По 4 полоски 1х19 см и по 4 полоски 1х28 см из плотной бумаги красного цвета,  конфетти, образец, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

26

Медвежонок.

Закреплять умение делать шарик из двух крестиков, учить способам создания и преобразования предметов; развивать мелкую моторику, логическое мышление; воспитывать аккуратность, бережное отношение к своему труду.  

По 4 полоски 1х19 см и по 4 полоски 1х28 см, 4 полоски 1х10,5 см из плотной бумаги коричневого цвета,  конфетти, образец, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

27

Чебурашка.

Закреплять умение делать шарик из двух крестиков, учить способам создания и преобразования предметов; развивать мелкую моторику, логическое мышление; воспитывать аккуратность, желание довести начатое дело до конца..  

По 10 полосок 1х19 см и по 4 полоски 1х10,5 см из плотной бумаги коричневого цвета,  конфетти, образец, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

28

Чебурашка.

Закреплять умение делать шарик из двух крестиков, учить способам создания и преобразования предметов; развивать мелкую моторику, логическое мышление; воспитывать аккуратность, желание довести начатое дело до конца..  

По 10 полосок 1х19 см и по 4 полоски 1х10,5 см из плотной бумаги коричневого цвета,  конфетти, образец, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

Апрель

29

Цветок из двух крестиков.

Учить детей склеивать по два крестика; концы крестиков подклеивать к их серединам; развивать творческую активность; воспитывать самостоятельность, аккуратность.

По 4 полоски 1х19 см из плотной бумаги красного цвета, по 2 полоски 1х19 см из плотной бумаги зеленого цвета, круг диаметром 1,5 см желтого цвета, цветной картон для фона, силуэт вазы.

30

Венок.

Закрепить умение склеивать концы полоски; научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности; развивать цветовосприятие, мелкую моторику, творческую активность.

Полоска-основа,

полоски разного цвета 1х19 см (по 4 на один цветок), круги диаметром 1,5 см  разного цвета, образец, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

31

Венок.

Закрепить умение склеивать концы полоски; научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности; развивать цветовосприятие, мелкую моторику, творческую активность.

Полоска-основа,

полоски разного цвета 1х19 см (по 4 на один цветок), круги диаметром 1,5 см  разного цвета, образец, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

32

Мыши.

.

Закрепить умение мастерить шарик из двух крестиков; развивать творческую активность, мелкую моторику; воспитывать интерес к занятию, аккуратность.

По 5 полосок 1х19 см из плотной бумаги одинакового цвета, прямоугольник 2х4 из бумажной салфетки розового цвета, по 1 полоске 1х15 см, разрезанной по диагонали (для хвоста).

Май

33

Гирлянда.

Закрепить умение склеивать концы полоски; развивать творческую активность, логическое мышление, мелкую моторику; воспитывать интерес к занятию, самостоятельность.

 

Полоски разного цвета 1х19 см (по 4 на один цветок), круги диаметром 1,5 см  разного цвета, полоски зеленого цвета для колец, образец, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

34

Кот.

Закрепить умение мастерить из двух шариков; развивать мелкую моторику, творчество; воспитывать аккуратность.

По 5 полосок 1х28 и 1х19 см из бумаги желтого цвета, вата, конфетти, образец, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

35

Петушок.

Закрепить умение склеивать «колечки» разной величины, мастерить  шарики из  двух крестиков; развивать мелкую моторику, творческую активность; воспитывать аккуратность, самостоятельность.

По 5 полосок 1х19 , 1х28 и по одной полоске 1х10,5 см  желтого цвета, по 5 полосок 1х10,5 красного цвета,

конфетти, образец, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

36

Цыпленок.

.

Закрепить умение соединять путем приклеивания два шарика, развивать точность движений, мелкую моторику; воспитывать аккуратность, самостоятельность.

По 8 полосок 1х19 см, по одной полоске 1х28 см и по одной полоске 1х10,5 см желтого цвета, полоска-мерка 1х2 см из плотной бумаги красного цвета, конфетти, образец, клей, кисти, салфетки, подставки под кисти.

Ожидаемые результаты:

  • умение следовать устным инструкциям;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук, глазомера, цветового восприятия;
  • освоение навыков работы с клеем, кистью;
  • развитие умелости рук;
  • умение видеть необычное в обычном предмете;
  • овладение приемами работы с бумагой.

Оценка результативности программы проводится 2 раза в год. Диагностика (сентябрь, апрель)

ФИ ребенка

Подвижность  кистей рук

Владеет навыками и умениями работы с  инструментами

Координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

Проявление интереса к практической деятельности.

Представление ребенка о материале, из которого сделана поделка.

Владение приемами работы с бумагой

Самостоятельное определение последовательности выполнения работы

Умение выбирать материал для  поделки соответствующего цвета.

Общий балл

1

2

3

4

5

6

7

Критерии

Критерии:

1 – низкий

2 – средний

3 – высокий

Список использованной литературы:

И.М Петрова. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. Санкт-Петербург «Детство-пресс+» 2007 г.

Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И.                                                                               «Пальчиковая гимнастика»   Санкт-Петербург  Корона-Вен  2012г.

Моурлот Л.И., Ремезова Л.А.                                                                            «Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста»   Самара, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружка "Волшебные полоски"

Кружковая работа для детей среднего возраста на 1год....

Опыт работы по программе кружка « Чудесные полоски»

Программа кружка " Чудесные полоски"  для детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...