Страхи детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) на тему

Юрикова Наталия Владимировна

Основная информация о детских страхах, причинах и коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Страхи детей старшего дошкольного возраста. Факторы… Причины…Коррекция…

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Он всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Состояние повышенной тревожности и как следствие – возникновение чувства страха у детей явление достаточно частое. Дети боятся темноты, неизвестности, боятся потерять родителей и множество других страхов.

В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей. Издавна психологи и психиатры подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Однако страх в дошкольном возрасте не является устойчивой чертой характера, и относительно обратим при адекватном к нему подходе со стороны взрослых. При работе со страхами детей дошкольного возраста необходим комплексный подход к решению данной проблемы, а также последующая коррекция детских страхов, в частности, привлечения семьи.

Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности проблема детских страхов, несмотря на достаточную изученность (А.И. Захаров, B.C. Мухина, М.В. Осорина, A.M. Прихожан и др.), не теряет своей актуальности на протяжении многих лет изучения данного понятия. Исследование детских страхов, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе обусловлено пониманием важности того, насколько сильно эмоциональные состояния у детей влияют на нормальное протекание психических процессов и развитие личности ребенка. Не выявленные детские страхи могут серьезно затруднять деятельность ребенка, в особенности это относится к учебным страхам. Страхи могут нарушать детско-родительские отношения, а также отрицательно сказываться на социальной активности и взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми. Последствия страхов разнообразны, и неблагоприятные изменения претерпевают почти все психологические сферы.

В первую очередь страдает эмоциональная сфера, так как страх окрашивает все чувства тревогой. Может исчезнуть ряд положительных эмоций: смех, жизнерадостность, ощущение полноты жизни. В последние годы отмечается высокий рост детских страхов и  наличие страхов в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать важной причиной нарушений в развитии личности ребенка.

По мнению А.И.Захарова, страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Страх позволяет избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития [3]. Для того чтобы разобраться в сущности страхов дошкольников, необходимо рассмотреть личностные особенности детей данного возраста.

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на самые различные вопросы. В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними, целенаправленными. Формируется система ценностей, чувства дома, родства.

Для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе [3; с.62]. В старшем дошкольном возрасте к страхам могут приводить неоправданная строгость и жестокость родителей, физические наказания, игнорирование чувства собственного достоинства [3; с.68]. Однако ведущим страхом в данном возрасте является страх смерти. Боязнь умереть это возрастное отражение формирующейся концепции жизни. Ее точкой отсчета является рождение, тайна которого постигается в общих чертах к началу старшего дошкольного возраста, а концом - смерть, осознание неизбежности которой приходит впервые и проявляется соответствующим страхом. Подобная динамика развития мышления является откликом на формирование категории времени и пространства. Это выражается умением определять в общих чертах время далекое и близкое, воспринимать себя в состоянии постоянных возрастных изменений, допуская, что они ограничены временем, то есть имеют свои пределы. В ответ на это и проявляется страх смерти как аффективно - заостренное выражение истины самосохранения [4;с.80].

О том, что ребенок боится смерти, можно догадаться по наличию, связанных со смертью страхов, прежде всего испытываемых во сне «страшных снов», боязнь нападения, огней, пожаров, боязнь заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков). Появление страха смерти означает появление постепенного завершения «наивного» периода в жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие. Исчезновение страха перед кощеем бессмертным в старшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что он стал «простым смертным» в представлении детей и потому перестал их пугать. Категория смерти в 6 и 7 лет - это реальность, которую ребенок должен признать как нечто рано или поздно неизбежное в его жизни. Именно нежелание признать это сразу и порождает страх, означающий эмоциональное неприятие «рациональной» необходимости умереть.

Важно отметить, что страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны. Последние виды страхов наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста. Они имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде [3; с. 71].

Захаров А.И. выделил факторы, участвующие в возникновении детских страхов [4; с.148]:

  • наличие страхов у родителей, главным образом у матери; 
  • тревожность в отношении с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками;
  • излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
  • большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
  • отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
  • конфликтные отношения между родителями в семье;
  • психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
  • психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Рассмотренные выше возрастные страхи, являются страхами, возникающими у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенности их психического и личностного развития. Однако кроме возрастных существуют также и невротические страхи, которые имеют существенные отличия: большая эмоциональная интенсивность и напряженность; длительное или постоянное течение; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; болезненное заострение; взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями; избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, то есть развитие реактивно-защитного типа поведения; более прочная связь с родительскими страхами; относительная трудность устранения страхов [3; с.37].

Невротическими страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что вместе взятое неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками [3]. Страх смерти ввиду его распространенности в старшем дошкольном возрасте не имеют существенных количественных различий у детей с неврозами и у здоровых сверстников. Различия носят качественный характер и сводятся в основном к аффективному заострению тесно связанному с боязнью смерти страхов нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни (у девочек); стихии (у мальчиков).

Все эти страхи имеют выраженный и устойчивый, а не просто возрастной характер и представляют собой отражение лежащего в их основе страх смерти. В своем невротическом звучании этот страх означает боязнь быть ничем, то есть не существовать, не быть вообще, поскольку можно бесследно исчезнуть и сгореть в огне, погибнуть во время стихийных бедствий, получить невосполнимое увечье и т.д. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чье представление о себе искажено эмоциональным неприятием в семье или конфликтами и которые не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и любви. Поэтому лежащая в основе невроза страха боязнь смерти всегда свидетельствует о наличии серьезных эмоциональных проблем, которые не могут быть разрешены самими детьми. И прежде чем оказывать помощь таким детям, нужно разобраться в их переживаниях [4; с.42].

Итак, существует несколько причин возникновения страхов в дошкольном возрасте.

  1. Конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: «Не будешь спать – заберет Баба-яга!»;
  2. Самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь;
  3. Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям;
  4. Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной;
  5. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей;
  6. Наличие более серьезного расстройства - невроза. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста тревожность, и как следствие появление и проявление страхов, еще не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

 При рассмотрении теоретической основы коррекционных программ преодоления детских страхов можно выделить взгляды на данную проблему некоторых ученых. Во-первых, взгляды И.Б. Гриншпуна о том, что причиной страха является депривация специфической поисково-преобразовательной активности, которая «обращает креативность ребенка в область своего рода пассивного воображения, выполняющего функцию психологической защиты». В этом случае воображение направлено на постоянное продуцирование новых образов страха вместо нахождения путей их «преодоления». Когда страх принимает невротическую, болезненную форму, то воображение ребенка «отклоняется» от нормального развития. Соответственно базовой задачей, от решения которой будет зависеть успех всей помощи, будет разрушение привычных способов фантазирования, приводящих к неврозу.

С этими идеями созвучно мнение А. И. Захарова, что «повторное переживание страха при отображении его на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания» [3]. Кроме того, необходимо основываться на концепции преодоления детских страхов и тревожности с помощью образов, разработанной А. Лазарусом. Она заключается в использовании в процессе психотерапии образов, способных вызывать положительные эмоции и чувство свободы от тревоги [7]. Таким образом, существует множество способов коррекции страхов в дошкольном возрасте.

В своей практике я использую арт- терапию, метод анатомирования и манипулирования страхами.

Устранение страхов с помощью арт-терапии, Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. [3]. Отождествляя себя положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: защищает близких, побеждает врагов и т.д. Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.

В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что-либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою неудачу, то есть представляет ее, проигрывает в воображении. Чем менее строги родители в воспитании детей, тем более успешно рисование страхов, в то время как излишняя строгость и повсеместные запреты могут снизить его эффект от страха не оправдать ожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще.

В последнем случае необходимо не только изменить отношение взрослых, но и стремиться всячески, поощрять рисование детей, поддерживать и хвалить при этом, даже за сам факт рисования. Посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус собаки, избиение, пожар и т.д., было недавно. По этическим соображениям нельзя просить ребенка отобразить страх смерти родителей. Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно их условий полного их устранения. Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками.

Роль психолога должна быть понятна ребенку, а время беседы для выявления страхов согласованно заранее. Для нее необходимы не менее 20-30 минут и спокойная обстановка. Окружающих следует предупредить о недопустимости прерывания беседы. Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры. Все выявленные страхи сообщаются родителям при отдельной беседе, с тем, чтобы они могли организовать рисование страхов дома. После диагностики страхов следует поиграть с ребенком и родителем в подвижные игры типа бросания мяча, пятнашек и прочее. Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному воздействию страха.

В конце игры нужно обязательно отметить успехи детей, похвалить и предложить нарисовать страхи дома. Отводится на задание обычно две недели, и ребенок опять со всеми домочадцами приходит на игровое занятие, на которое он заодно приносит свои рисунки. Тем самым устраняется лишняя фиксация на страхах и на самой работе по их преодолению. Сам факт получения задания, таким образом, организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов. Если ребенок не нарисовал все страхи к назначенному дню, визит или отодвигается на неделю, или проводится обсуждение уже имеющихся рисунков. На беседе существенно присутствие обоих родителей и других участвующих в воспитании взрослых. Положительное действие будет и от участия в обсуждении рисунков и игре братьев и сестер. Каждый рисунок показывается всем присутствующим, в то время как ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. В конце встречи рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно и уточняется, что ребенок должен нарисовать другие так, чтобы было видно, что он не боится их больше. Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Новый сделанный дома рисунок с изображением себя как победившего страх прикрепляется к старому, и, когда все рисунки или большинство из них готовы, организуется встреча с психологом.

Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов. Таким образом, становится понятно, что ребенок сам должен преодолеть внутренний психологический барьер неуверенности и боязни своих страхов, тогда произойдет постепенная дезактуализация страха в его сознании и увеличится вера в свои силы, возможности, способности.

Метод анатомирования и манипулирования страхами.

Метод анатомирования страхов - один из наиболее старых методов, успешно использующийся в комплексной терапии детских страхов. Те опасные и страшные качества, которые ребенок приписывает персонажу, предмету или явлению, пугающему его, зачастую появляются в его воображении только оттого, что ребенок не понимает этого явления. Эти проблемы в сознании ребенка и порождают страх. Метод анатомирования страха направлен на то, чтобы ребенок осознал и принял ситуацию, которая вызывает у него страх. Кроме того, имеет место и десенсибилизация страхов — это привыкание ребенка к своему страху путем узнавания и понимания того, что именно представляет собой объект страха.

Метод десенсибилизации можно применять и в том случае, когда ребенок боится темноты. Теоретические уверения взрослых о том, что темная комната — это то же самое, что и освещенная комната, что в темноте нет ничего пугающего, как правило, воспринимаются ребенком с настороженностью и недоверием. В данном случае ребенку необходим личный опыт познания, ему необходимо, преодолев себя, остаться на некоторое время в темноте и понять, что темнота не грозит опасностью. Достаточно существенным фактором становится уже то, что ребенок хотя бы однажды сумел противостоять своему страху. Привыкание должно происходить постепенно, тогда мысль о том, что темнота не таит в себе опасностей, надежнее закрепится в сознании ребенка, подкрепленная собственным, неоднократно повторяющимся опытом. Манипулирование предметом страха также в ряде случаев дает хорошие результаты в борьбе с детскими страхами.

Суть этого метода заключается в следующем: исходя из способности детского воображения абстрагироваться от действительности, ребенку предлагается некий предмет его страха (Баба Яга, красочно разрисованная и вырезанная из картона, кукла в виде Кащея Бессмертного и прочее). Возможность манипулировать, т.е. управлять предметом страха очень часто становится для ребенка способом его преодоления. Подмена мысленного образа реальным, осязаемым объектом, предполагающим для ребенка наличие возможности манипулировать им, создает возможность избавления от страха.

Советы родителям

Как предупредить детские страхи

1. Детей никогда не следует пугать ради послушания, ничем и никем. Пугать чем-либо - значит пугать смертью. В урочный час по мере его развития ребенку указывают на реальные опасности, но никогда не запугивают мнимыми, придуманными коллизиями.

 2. Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за испытываемый им страх. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. И ребенок остается один на один со страхом. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, страх поработит его психику и он будет чувствовать себя одиноким. Стремясь избавиться от страха, он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т. д.

 3. Ребенка никогда не следует оставлять одного в не знакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-то неожиданного для него. Ребенок должен оказаться в неизвестной еще ему ситуации только рядом со взрослым. В противном случае появление страхов неизбежно.

 4. Взрослые должны обеспечить полноценность ответов на вопросы ребенка, а с этим - и полноценная ориентированность ребенка в окружающем его мире. Чем больше ребенок знает, особенно в том, что не только интересует, но и тревожит его, тем меньше страхов (с учетом возраста).

 5. Воспитание оптимизма, воспитание уверенного в себе, самостоятельного, знающего то, что положено знать по возрасту  об опасностях и угрозах, но относящегося к этому оптимистично.

 6. Ребенка следует уберегать от непосильных для него переживаний - неблагоприятного финала болезней близких людей, тяжелых происшествий (например, транспортных катастроф), присутствия при смерти и на похоронах. Об этом не следует говорить при ребенке.

 7. Перед сном не читать страшных сказок, не смотреть телевизор, важно создать в спальне ребенка теплую и внушающую уверенность обстановку, если он хочет, можно оставлять включенным ночник. Заверьте также ребенка, что вы рядом и придете, если он испугается, следует параллельно разуверить ребенка и в воображаемых страхах. Однако проводите ритуальную проверку под кроватью и в шкафу каждый вечер, если это успокаивает ребенка.

 8. Просмотр телевизионных передач должно быть доступно детскому пониманию. Рядом должен находиться взрослый, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, при появлении нового, неизвестного ему объекта и обязательно дать объяснение, учитывая возраст ребенка.

 9. Многим родителям необходимо изменить отношение к ребенку: дать ему больше свободы, приучать решать самому собственные проблемы, не терроризировать ребенка своей мнительностью, не напоминать об одном и том же (например, “мой руки, а то заразишься”, “не ходи туда, а то будет...”).

 10. Относится к страхам ребенка надо без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Если страх не выражен, проявляется временами, то лучше всего отвлечь ребенка, загрузить интересной деятельностью, поиграть с ним в подвижные, эмоциональные игры и т. д.

 11. а) Если страх имеет место, то можно с ребенком порисовать, при этом кто-нибудь из взрослых должен быть рядом, и приходить на помощь, когда ребенок в трудной ситуации. Надо показать ребенку другую сторону проблемы, переформировать пугающую ситуацию. Поставить объект страха к ребенку беспомощным, а ребенок должен выступить как защитник.

 б) Ребенку можно предложить порвать (сжечь) рисунок со страхом.

 Список использованной литературы

  1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001.- 128с.
  2. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2006.- 106с.
  3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб, 2000
  4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб, 2000. – 224 с.
  5. Крайг Г. Психология развития. - СПб, 2002
  6. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карненко. Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
  7. Лазарус А. «Мысленным взором: образы как средство психотерапии» - М.: 2000.
  8. Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.- 192с.
  9. Панченко С.А. Мне страшно…Я боюсь // Школьный психолог.- 2002.- №14.- с.8-9.
  10. Степанова В.А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке // Психолог в детском саду.- 2003.- №4.- с.46-60.
  11. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 480с.
  12. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю. Лукоянова. - М.: Знание, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции

Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж...

Коррекционная программа по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых методик

Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность, ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).  Программа составлена на основе авторских разработок Агафоновой И.Н...

Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста

Цель:1. Научить способам преодоления страхов.2. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, повышению уверенности в себе.3. Гармонизировать личность ребенка....

«Сказкотерапия как метод преодоления страхов детей старшего дошкольного возраста»

Проект«Проектная деятельность старшего дошкольного возраста, как метод осуществления преемственности дошкольного и начального общего образования» Тема: «Сказкотерапия как ...