опыт в патриотическом воспитании дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему

Сергейчева Тамара Константиновна

из опыта патриотического вопитания детей дошкольного возраста на примере нашего детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание в нашем МДОУ «Детский сад «Колосок»

«Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине».(Ушинский)

Мордовия– родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощущать духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру станы как свои собственные. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, пронесенных сквозь годы.

Патриотическое воспитание всегда было в центре внимания государства и общества республики, ибо формирование патриотизма, заключающего в себе уважение к государственной власти, любовь к Родине, защиту национальных интересов государства, служение её целям и задачам, является одной из актуальных проблем современности. Выполнение этой исторической миссию возложено на воспитателей, от плодотворной педагогической деятельности которых зависят успехи в воспитании достойного поколения для будущего нашей Родины и нации, обладающее современными знаниями, широким кругозором, чувством патриотизма и самосознания.

Любовь к родной природе – одна из основ патриотического воспитания. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

    В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), на основе которой разработана основная общеобразовательная программа нашего детского сада, отмечено, что нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к родной семье, родному селу, дому, республики, России.

Под патриотическим воспитанием педагоги нашего ДОУ понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

Исходя из этого, цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста мы видим в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

В рамках патриотического решаются следующие задачи:

1. Обогащение представлений о Родине – России; воспитывать чувство гордости за ее достижения;

2. Воспитание уважения к разным национальностям и их обычаям;

3. Расширение знаний об истории страны и родного края;

4. Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

5. Формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Уже с раннего возраста одна из задач – воспитывать любовь к родителям и близким людям. Ребенок должен называть свое имя и имена членов своей семьи, ему необходимо напоминать название родного города.

В нашем детском саду педагоги стараются создать все условия для нравственно-патриотического воспитания детей.

Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно-патриотическое воспитание детей – организация предметно-развивающей среды.

В методическом кабинете имеется методическая литература по нравственно – патриотическому воспитанию, специальная литература по ознакомлению детей с народным творчеством, природой родного края, книги о Мордовии, её достопримечательностях, жителях, наиболее распространенных и востребованных профессиях, аудиоматериалы, книги о природе родного края, изготовленные педагогами, родителями и детьми.

Для достижения поставленной задачи использовали в своей работе разнообразные виды деятельности: циклы НОД, экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, слайдов, чтение сказок, стихов, произведений писателей Мордовии, просмотр прослушивание аудио и видеоматериалов, беседы с детьми, народные праздники, развлечения, фотовернисажи.

Считаем важным познакомить дошкольников с мордовскими традициями и бытом, что позволяет показать непрерывную связь поколений. Внимание детей акцентируем на культурных ценностях, традициях и быте мордовского народа. Традиции и быт Мордовии неразрывно связан с природой, поэтому во всех направлениях воспитательно-образовательного процесса педагоги применяют эту связь: трудовое воспитание осуществляется в «огороде на окне», в весеннее-летний период проводятся целевые прогулки в сосновый бор.

Дети любят активно участвовать в играх, праздниках. Вместе с родителями готовим и проводим праздники: «Новый год», «Рождество», «Защитники Отечества», «Масленница», «День Победы», «День семьи и верности». В репертуаре праздников мордовские и русские народные песни, заклички и конечно же подвижные игры.

Важную роль в воспитании нравственности играет художественная литература. Литература – богатейший источник, побудитель чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических. Детям предлагаем произведения мордовских писателей, сюжеты которых переводятся в детские игры, театрализованные представления. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Педагоги организуют экскурсии в сельскую библиотеку, где ребята знакомятся с литературным наследием Мордовии и России, в музей воинской славы, где ребята узнают о доблести земляков годы ВОВ.

Каждое занятие, каждый праздник, каждая встреча становятся незабываемыми- море эмоций, отличного настроения, а самое главное, ребята в непринужденной форме знакомятся с традициями, культурой и бытом своих земляков в прошлом и настоящем.

Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях, развлечениях, викторинах. В работе с родителями используются домашние задания. Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники, обогащают свои знания, составляя кроссворды на тему “Природа Заполярья”, посещая заседания родительского клуба “Малышок” на патриотическую тематику.

В родительских уголках информация по патриотическому воспитанию представлена в форме периодически сменяемых фотовыставок, консультаций, папок – передвижек. Работы детей представлены в выставочных уголках.

После активной работы в этом направлении были получены положительные результаты: осознание нравственной ценности добра и долга, милосердия и сострадания, правдолюбия, ответственности, понимание важности положительного отношения к природе, к себе к окружающим, к своим обязанностям, владению способами поведения, овладения речью, использованием полученной информации в самостоятельной деятельности. Дети стали более доброжелательно относиться друг к другу, более общительны, эмоционально раскрепощены, оказывают друг другу помощь в игре и других видах деятельности. Атмосфера в детском саду стала более теплой, доброжелательной, созданы основы для тесного сотрудничества педагогов и родителей в вопросах воспитания детей.

Мы хотим верить, что наши труды не будут напрасны, и в конечном итоге знания наших ребят об истории России и Мордовии приведут к тому, что они вырастут настоящими патриотами своей страны с богатым духовным миром.

Японская мудрость гласит:

Если человек загадывает на год, он сеет хлеб,

Если человек загадывает на десятилетия, он

сажает деревья.

А если человек загадывает на века, он

воспитывает детей.

Любовь маленького человека-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.

В нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей.

Себастьян Брандт писал:

«Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "...Уж постоим мы головою за Родину свою..." Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Новиковой Натальи Петровны воспитателя МБДОУ ДС № 27 г. Железнодорожный

Презентация может быть использована для знакомства детей с событиями Отечественной войны 1812 года, а так же на родительских собраниях и методических обЪединениях, как представление опыта работы педаг...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...

Опыт работы: "Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"

Опыт работы музыкального руководителя Бушиной Н.В. на тему:"Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"...

Инновационный опыт нравственно патриотическое воспитание дошкольников

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал&ra...

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"

   Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...

Опыт работы "Патриотическое воспитание дошкольников через эффективное использование проектной деятельности".

Опыт работы "Патриотическое воспитание дошкольников через эффективное использование проектной деятельности"....

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...