"Воспитание у дошкольников интереса и любви к национальной культуре и традициям."
статья на тему

Мартынова Елена Владимировна

"Воспитание у дошкольников интереса и любви к национальной культуре и традициям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание  у дошкольников интереса и любви к национальной культуре и традициям.

Одна из важнейших проблем  современного образования – переход к  культурообразующей системе преподования, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культурного базиса  ребенка играет приобретение знаний  по национальной культуре. О какой гармонии развития личности может идти речь, если человек, будущий взрослый  член общества, забыл свои исторические корни, национальную культуру. И даже если этот человек другой национальности, но живет на данной земле, я думаю, ему просто необходимо знать, кем и чем славится этот край. Роль детского сада в этом многотрудном и длительном процессе особенна велика. Именно до школы необходимо начать изучение языка и фольклор, национальную литературу и искусство, закладывая тем самым основу духовной культуры.

Очень важно воспитывать у детей интерес  и любовь к национальной культуре и традициям. Потому что во – первых, это познавательно, во – вторых, это интересно. В детском саду знакомство с культурой мордовского народа начинается с малых фольклорных форм. И именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях нашего народа. И пусть он не знает мордовского языка , но видит иллюстрацию, замечает там девочку в красивом платье с необычном орнаментом. Он сравнивает свою одежду с ее одеждой и обязательно спросит воспитателя.

Интерес к национальной культуре воспитывается не только во время занятий. Мы учим мордовские песни, поем их. А ведь мордовское музыкальное  искусство – ценнейшая часть национальной культуры. Знакомство  с мордовской музыкой будет способствовать формированию представления дошкольника о богатстве и разнообразии национальной музыкальной культуры, о жизненных истоках народного творчества. Важно сформировать положительное эстетическое отношение к художественным ценностям мордвы, пробудить интерес к национальной музыке, а через эмоционально – нравственное ее освоение чувство национальной гордости и уважение к национальной культуре, самоуважение.

Народному искусству в развитии национальной культуры отводится огромная роль. Именно он наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции. В образах росписи, вышивок, кружев, резьбы заключаются образы, символы: солнце, птицы, животные, растения, причем в каждом виде народных изделий они передаются по – своему. Таким образом, опираясь на уже развитое воображение, работа с детьми по ознакомлению их с народным искусством и развитию их творчества на этой основе способствует дальнейшему развитию  воображения у детей. Искусство – это память народа. Ее надо сохранить. И не только сохранить. Но и развивать. Дети с удовольствием выполняют эскизы вышивок, занимаются аппликацией с элементами мордовского орнамента. Очень важная потребность, которая удовлетворяется в любой художественной деятельности на материале народного искусства – потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Мы стремились так организовать работу с детьми по народному искусству, чтобы они могли свободно общаться друг с другом и со взрослым, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями.

Дети старшей подготовительной группы посещают кружок по национальной культуре. План работы разделен на блоки по отдельным темам. Вначале дети учились воспринимать и понимать мордовскую речь на слух и говорить по-мордовски в пределах доступной им тематики и словаря. Наряду с этим дети учились играть в подвижные мордовские игры, используя в речи знакомую лексику. Затем занятия стали проводить в музее национальной культуры. Здесь дети знакомились с некоторыми образцами мордовского декоративно – прикладного искусства. Одновременно дети учились называть увиденное по-мордовски. Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

- во-первых, на тщательном, обусловленном  возрастными возможностями детей, отборе художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоротивно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством;

- во-вторых, интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры);

- в-третьих, активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;

- в-четвертых, на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных  предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;

- в-пятых, на основе широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;

- в-шестых, бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы  виде оно ни проявлялось.

Вот несколько примеров результатов нашей работы:

- дети способны самостоятельно выделять характерные особенности мордовской вышивки передавать их в рисунке, аппликативной работе, создавать композиции;

- могут отличить мордовскую народную одежду от русской народной одежды;

- знают условия многих мордовских игр и с удовольствием играют в них;

- знакомы с некоторыми видами мордовского декоративно прикладного искусства;

- владеют несложными образцами связной речи;

- различают знакомые фольклорные жанры (сказки, колядки, считалки, потешки).

Стержневой основой любой культуры является ее традиционность, которая способствует сохранению основных характеристик повседневного и праздничного уклада жизни людей. И это вполне обьяснимо, ибо, как известно,  традиции закрепляют то, что достигнуто в общественной и личной жизни. С их  помощью каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. Люди знали, что, если  в очаге погас огонь, то можно попросить

 

огня у соседа, если  морозом уничтожен сад, то можно приобрести саженцы и посадить новый. Но если в силу каких-то потрясений порвалась связь времен, то разовым действием их не восстановить. Поэтому необходимо знакомить  детей с традициями и обычаями нашего народа. Конечно, современным детям много рассказывают о них дедушки и бабушки.  Детям очень интересно и познавательно слушать, например, о ярмарке с песнями  и представлениями. А еще интереснее им самим разыгрывать сценки об этом.

Конечно, некоторые традиции видоизменяются, пополняются новым содержанием, в других случаях исчезают совсем или заменяются другими. Наша задача сейчас, чтобы люди помнили о традициях своего народа.

Итак, культура мордвы не должна являться мертвым историческим наследством или только предметом изучения. Она должна представлять собой живую действительность, часть целостной системы культуры. Именно

Традиционная народная культура придает специфические черты культуре всего этноса  и служит укреплению его национального самосознания. А сегодня возрождение и развитие черт  народной культуры необходимо. Ведь чем сильнее связи людей с родной землей и природой, со своим прошлым и с культурным наследством во всей его целостности, тем шире и сильней их привязанность к Родине. Одновременно она обогащает культуру всего человечества.

Сохранение и развитие культуры мордовского народа актуальна для многонациональной  России.

Для того, чтобы культура  оказывала эффективное воздействие на нравственное развитие личности, и личность испытывала потребность в истиной культуре, необходимо давать глубокие знания традиций и обычаев.

Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре становиться актуальным, так как каждый народ не просто  хранит традиции и обычаи, но и стремится перенести их в будущее, чтобы  не утратить национального лица и самобытности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание любви к национальной культуре"

Воспитание любви к национальной культуре Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также тво...

Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге

               Художественная литература сопровождает человека с первых дней его жизни.  Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы,...

Консультация для родителей: «Воспитание любви к национальной культуре»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки...

Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге

Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге...

Воспитание у дошкольников интереса к русской национальной культуре посредством мини-музея «Народная культура».

Проблемы духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном образовании занимают центральное место.Основной целью данной педагогики является приобщение к музеям детей с дошкольно...

"Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге"

quot;Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге"...