«Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, через хоровое исполнение»
статья (старшая группа) на тему

В статье  «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, через хоровое исполнение» описаны теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста, пути формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, через хоровое исполнение»

Автор-составитель

Давыдова Людмила Александровна,

музыкальный руководитель МДОУ»ЦРР-детский сад№134»Жемчужинка»

2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Роль и задачи пения…………………………………………………..4-5

1.2. Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..6-7

1.3. Охрана детского певческого голоса и соблюдение гигиенических норм………………………………………………………………………….8-9

1.4. Основные певческие навыки в процессе творческой деятельности и обучения……………………………………………………………………10-15

ГЛАВА 2. Пути формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Методические приёмы и содержание работы по вокально-хоровым навыкам…………………………………………………………………….16-19

2.2. Песенный репертуар и требования к его подбору…………………..19-20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..20

Список литературы………………………………………………………….21

Приложение

Введение

Пение – основной вид музыкальной деятельности ребёнка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать своё внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который созвучен с передаваемым  настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает человека. Песня сопровождает человека всю жизнь и крылатые слова А.В. Гоголя «Под песню пеленается, женится и хоронится русский человек» тому вечное подтверждение. Недаром психологи утверждают, что сейчас многие дети страдают эмоциональной глухотой, часто бывают жестокими и равнодушными, оглушёнными средствами массовой информации, несущими бездуховность и низкую культуру. Именно песне принадлежит роль «душевного катализатора», «…в песне есть нечто воспитывающее душу и, в особенности, чувство»,  -  говорил К.Д.Ушинский. Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального руководителя детского сада. К тому же это одна из самых сложных задач, требующих то нас педагогов высокого профессионализма. К сожалению, в последние годы в детских садах развитию детского голоса уделяется мало внимания. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивания эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка, поэтому проблема формирования качественного звучания детского голоса во время пения в дошкольном возрасте очень актуальна. Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение.

Музыкально-педагогическая  деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что и пытаюсь реализовать в процессе музыкальных занятий. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, т.о. приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Роль и задачи пения.

Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему виду искусства» и подчёркивал: «Пение первоначально и существенно, подобно разговору». По сути, песня - это синтез слова и музыки.

П.П. Белинский в вопросах музыкального воспитания предлагал идти не от музыки к ребёнку, а, наоборот, «от ребёнка с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством к пению и через пение к музыке».

Знаменитый венгерский педагог и композитор Золтан Кодая, считал пение необходимым видом деятельности, поскольку разучивание мелодий «путём их вокального воспроизведения развивает способность слухового музыкального восприятия».

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются  переживания ребёнка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».

Пение тесно связано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребёнок, слушая музыку, сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат, развивает приятный тембр голоса. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.

Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка.

1.2Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста.

На седьмом году жизни ребёнок обладает существенными возможностями для проявления себя в пении. В течение этого года жизни происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребёнка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании песен. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определять характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, свободно различают звуки по высоте и длительности, у них укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация. Общий и музыкальный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях, определённый запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях не только в игровой и танцевальной деятельности, но и в певческой. Овладение начальными формами учебной деятельности приводит к интенсивному развитию волевых и эмоциональных качеств личности.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребёнка. Голосовой аппарат ребёнка, в отличие от взрослого, очень хрупкий, нежный и непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Гортань с голосовыми связками в 2-2,5 раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень лёгкий, не сильный, но звонкий.

Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Фальцетное звучание лишено какой-либо насыщенности (бестембровое). Невелик и диапазон детских голосов. При правильной постановке голоса дети 6-7 лет могут петь чисто, свободно, звонко, примерно в пределах (до) ре1 –(до) ре2. Детские лёгкие малы по своей ёмкости – отсюда естественная ограниченность силы детского голоса, грудное резонирование в большинстве случаев отсутствует. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую лёгкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Голосовая мышца у детей практически не сформирована и ещё не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются у детей только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине. Отсутствует дифференциация между работой мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования, поэтому при пении дошкольники чаще всего дышат, поднимая плечи. От этой привычки их следует отучить именно в дошкольном возрасте, работая над навыками более глубокого и равномерного дыхания.

1.3. Охрана детского певческого голоса и соблюдение гигиенических норм.

Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной.

Детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Музыкальные занятия следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребёнка. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.

С целью охраны детского голоса:

  • учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара и использовать для исполнения произведения доступные по диапазону для конкретного ребёнка; исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых и школьных массовых песен – недопустимо;
  • осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона, так как в процессе пения с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;
  • следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;
  • добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т.д.);
  • беречь голос ребёнка  от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громко, не повторять бесцельно песню и т.д.); не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3), на праздниках (не более4-5);
  • не петь на улице при температуре воздуха ниже +18С и влажности выше 40-60%.

Правильное звучание детских голосов соответствует таким понятиям, как звонкое и лёгкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное), ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции.

В процессе пения участвуют различные группы мышц (лица, шеи, дыхательных органов), если эти мышцы длительно подвергать правильной голосовой тренировке, то движения могут стать автоматическими, т.е. устойчивыми навыками, формирующими правильное звукообразование.

Одним из средств охраны детского голоса и развития его диапазона является распевание.

1.4Основные певческие навыки в процессе творческой деятельности и обучения.

Прежде, чем начать обучать детей пению, надо их познакомить с правилами пения, или певческой установки.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

  • сидеть (стоять) ровно;
  • не сутулиться;
  • корпус и шею не напрягать
  • голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
  • дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
  • петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
  • рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого,  «белого» звука;
  • нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:

  • правильному звукообразованию;
  • правильному дыханию;
  • хорошей дикции;
  • чистоте интонации;
  • ансамблю – стройному, согласованному пению;
  • эмоционально – выразительному исполнению.

Вокальные навыки– это, взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.

Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.

Обучение вокально–хоровым навыкам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и лёгким. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Надо учить детей петь протяжно, напевно, вырабатывать навык кантилены. Этот навык необходим в пении, и освоить его легко в дошкольном возрасте, но гораздо труднее позднее. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.

Формирование правильного певческого звучания голоса ребёнка (звукообразования) происходит не само по себе, а подчиняется определённым закономерностям, которые можно освоить в следующей последовательности:

  1. На отдельных гласных звуках (или их сочетаний с согласным [у]) найти естественное, непринуждённое, без напряжения и форсирования интонационно чистое и приятное по тембру звучание голоса. Этому соответствует самая удобная часть диапазона голоса для ребёнка – средняя;
  2. Найденное правильное звучание голоса на отдельных участках диапазона (естественных движений голосообразующей системы) перенести на пение других гласных, слогов и целых слов в различных участках диапазона голоса ребёнка. Сила звука должна быть негромкой, умеренной по звучанию.
  3. Путём выполнения многочисленных вариантов певческих упражнений, сохраняя найденную свободную и удобную координацию всех мышечных систем голосового аппарата ребёнка, добиваться автоматизации движений всего голосового аппарата.

Усвоив в дошкольном возрасте такую «технику пения», т.е. автоматизацию певческих навыков, ребёнок в дальнейшем освобождается от скованности и  напряжённости, хаотичности мышечных движений, лежащих в основе голосообразования.

Дикция (правильность и ясность произношения слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и чёткой дикции делает пение вялым и слабым. Без чёткой дикции невозможно донести до слушателя содержание исполняемого произведения. Исполнение текста должно быть чётким, осмысленным, выразительным. Надо уметь подчёркивать голосом логические ударения.

Необходимо помнить, что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение. Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит как «а». Нельзя в пении произносить безударную гласную «е», как «и». Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «я», менее ярко как «е», но ни в коем случае не как «и».

Согласные выговариваются по возможности быстро и чётко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Если согласный звук находится в конце слова, то его нельзя тянуть. Согласные в конце слова нельзя «проглатывать», их надо обязательно произносить. Кроме того, некоторые согласные (их сочетание) имеют свои особенности произношения в пении, например: согласные [ж], [ш] перед мягкими согласными произносятся твёрдо, частицы «ся» и «сь» (возвратные) на конце слова произносятся твёрдо, как [са] и [с], сочетания «чн», «чт» произносятся как [шн], [шт] и т.д.

Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Дыхание. Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Многие певцы считают, что умение петь – это умение правильно дышать, а точнее правильно выдыхать воздух. Эта задача труднее всего воспитывается у детей, и поэтому обучение пению детей – процесс не нелёгкий. Навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребёнка дошкольного возраста практически невозможно. Однако при упорной индивидуальной работе с ребёнком по пению (с ребёнком музыкально одарённым в этом виде музыкальной деятельности) можно освоить технику распределения дыхания, состоящую из трёх моментов, освоение которых может стать основой формирования правильной техники певческого дыхания. Это:

  1. Короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
  2. Опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха. (Детям объясняем: «Вдохнули воздух и задержали его в животе, как бы зафиксировали, «затормозили выдох» напряжёнными мышцами живота на коротенькое время – «надули шарик»).
  3. Спокойное постепенное (без толчков) распределение дыхания при пении. (Объясняем детям: «Медленно через рот на звук «пФ» выпускаем воздух, который вдохнули, - «сдуваем шарик».

Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т.д.

Очень часто от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряжённости звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Чтобы избежать этого, нужно выработать мышечную свободу и плавность варьирования «подчинения дыхания» с использованием мягкой атаки звука открытой гортани без утрирования звука. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.

Формированию певческого дыхания способствует физическое укрепление организма в целом. Это гимнастика и физкультура, где сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка. Формирование правильных дыхательных движений ребёнка в свою очередь способствует развитию важного навыка в пении кантилены.

Чистота вокальной интонации – это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объёма слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.

В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины неточного пения различны и достаточно серьёзны, поэтому времени на их устранение не надо жалеть. Одной из главных причин нечистого интонирования является слабо развитый музыкальный слух. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребёнка.

Для достижения чистоты интонации необходимо:

  • выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
  • давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;
  • систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;
  • петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному;
  • вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;
  • фальшиво поющим детям уделять особое внимание: лучше их размещать на занятиях ближе к музыкальному руководителю, слышали чисто поющих детей сзади;
  • транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, а постепенно, по полутонам, довести её до нужного уровня.

Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта) и обязательно в удобной зоне детского голоса, желательно начинать петь с верхнего звука, чтобы без труда его «впеть». Чтобы дети пели чисто, не фальшивя, надо набраться терпения. Процесс обучения детей пению требует элементарной последовательности и систематичности (от простого к сложному), т.е. постепенного, последовательного «впевания» сначала двух, потом трёх звуков  и так далее с постепенным расширением диапазона голоса.

Основные усилия педагога должны быть направлены на формирование координации слуха и певческого голоса. Только при полном согласовании слуха и голоса возможна точность воспроизведения музыкальных звуков.

Ансамбль – стройное слитное пение у детей достигается постепенно. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывают объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно.

Все перечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно, навыки развиваются постепенно.

Таким образом, основываясь на всем выше сказанном, мы вывели предположение: Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста способствует музыкальному воспитанию и развитию дошкольника, если в процессе этого будут решены следующие задачи:

Образовательные  –  овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

-знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата

Развивающие – развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления.

- развитие голосового аппарата;

- развитие артистических качеств.

Воспитательные   -   воспитание коллектива единомышленников использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения гармоничного звучания в процессе исполнения;

- воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

ГЛАВА 2. Пути формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Методические приёмы и содержание работы по вокально-хоровым навыкам.

Многолетний опыт работы и диагностика уровня развитии и певческих навыков дошкольников показывают, однако, что имевшихся до сих пор программ и технологий развития певческих способностей, недостаточно, что особенно проявляется у детей старшего дошкольного возраста. Были выявлены такие проблемы, как маленький песенный диапазон, недостаточная сформированность звуковысотного, ладового и ритмического чувства отсутствие ансамблевого строя, навыков хорового пения. Это побудило нас к поиску новых технологий методов и форм работы.

Ведущей деятельностью обучения детей пению на музыкальных мероприятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается  интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной ситуации. Обучение детей пению начинается с речевого этапа. Именно на этом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция. Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идёт параллельно певческому этапу. На речевом этапе проводим с детьми артикуляционную гимнастику, в форме сказки «Путешествие язычка». Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка, т.о. дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.

Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса систематически используем развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира.

Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса.

Большое влияние на развитие вокальных данных детей оказывают речевые ритмо – интонационные игры и упражнения, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха: чувства ритма, темпа, тембра, развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи.

Игры и упражнения начинаем с использования самых близких ритмов: имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, прибаутки, четверостишия. Тексты речевых игр дети не заучивают, они запоминают их в процессе игры. Для проговаривания текста даем детям различные варианты заданий, например: произнести текст сначала громко, затем тихо; произнести текст сначала высоким голосом, а затем низким; сначала быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя. Очень нравится ребятам, когда они делятся на две команды и играют в «эхо».

Например: одна команда произносит текст и хлопает одновременно, а другая, произносит и шлёпает по коленям или первая  только произносит текст, а вторая только хлопает, и наоборот и т.д.

Для развития музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения на занятиях предлагаем детям ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слогзвук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, развитию чёткой дикции, а главное  выразительному исполнению различных настроений в речевом или музыкальном материале.

Одним из любимых видов деятельности детей на мероприятии является речевая зарядка. Она не только обостряет слуховое внимание, улучшает взаимодействие и координацию слуха и голоса, а главное – носит терапевтический эффект: снимает чувство усталости, повышает работоспособность детей. Речевые зарядки проводим в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперёд и т.д.).

На каждом мероприятии проводим дыхательную гимнастику, в течение 2-3 минут. Научить детей правильно дышать, задача одна из самых сложных,  ведь навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребёнка дошкольного возраста практически невозможно. Дыхательную гимнастику также проводим в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяем с движениями туловища, рук, ног, пальцев.

Практика показала, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению.

С целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса большое внимание на мероприятиях уделяется распеванию.  Используем два вида упражнений для распевания:

  • специальные целенаправленные упражнения для выработки конкретного певческого навыка;
  • упражнения, основанные на небольших, выученных ранее маленьких песенках или отрывков из песен, которые исполняются в разных (доступных для ребёнка) тональностях сверху вниз или наоборот;

Начинаем распевание в среднем, удобном для ребёнка диапазоне, постепенно расширяем его вверх, предлагаем исполнение того же упражнения в разных тональностях. Упражнений для распевания на занятии обычно даем 2-3. В течение года ребята выучивают 8-10 упражнений. Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, предлагаем исполнение упражнений в разных вариантах: используем такие приёмы как «эхо», «перекличка», «соревнование».

Очень тщательно относимся к подбору упражнений, учитываем, чтобы было интересное содержание или игровой момент, чтобы упражнения могли заинтересовать детей, ведь  именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песни.

В работе используем как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которую ставим перед разучиванием той или иной песни. Систематическое исполнение подобных упражнений способствует тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.

Для достижения чистоты интонирования, развития музыкального слуха, а также закрепления навыка правильного дыхания у детей на занятиях используем следующие методические приёмы: пение вслух, про себя (по фразам, по куплетам); пение «цепочкой» (поочерёдное пение). Этот приём даёт нам возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей.

 Для развития устойчивого ладотонального слуха используем пение без сопровождения (а сареllа).

Большое место на музыкальных мероприятиях занимают музыкально-дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Музыкально-дидактические игры чаще всего используем перед разучиванием новой песни. Для развития звуковысотного, гармонического и мелодического слуха применяем музыкально дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной, такие как «Бубенчики», «Сколько нас поёт?», «Музыкальное эхо», «Учёный кузнечик», «Птички на проводе», «Теремок».

2.2Песенный репертуар и требования к его подбору.  

Огромный интерес у детей на занятиях вызывает разучивание новых песен. Мы стараемся брать те песни, содержание которых отражают круг интересов ребенка, ведь именно песни, по содержанию доходчивые и понятные ребёнку, вызывают у него живой интерес, яркий эмоциональный отклик и огромное желание исполнять песню, выражая в ней свои чувства и настроения. В процессе разучивания песни выделяю несколько этапов.

Первый (очень важный этап) включает предварительный анализ песни. Мы как бы «примеряем произведение на себя», стараемся предугадать, справятся ли с его исполнением дети. Анализируем:

  • диапазон партии, соотносим с исполнительскими возможностями детей; литературный текст (наличие обращений, диалогов, поэтических сравнений); выделяем слова, которые могут быть непонятны детям; анализируем содержание произведения
  • определяем главную идею (воспитательное значение);
  • мелодию: строение, форму, музыкальный аккомпанемент;
  • средства музыкальной выразительности; трудные для исполнения места; характер;
  • динамику песни, её лад;
  • определяем требования к выработке певческих навыков: чистоты интонирования, дикции, дыхания, звукообразования, эмоционального компонента исполнения;
  • выясняем исполнительские трудности и выбираем методические приёмы для их преодоления;
  • точно определяем задачи в работе над произведением, обдумываем их разъяснения детям и то, как их нужно выполнять.

Второй этап – знакомим детей с песней, исполняем с использованием «живого звука» музыкального инструмента, проводим беседу о содержании, уточняем непонятные слова в тексте, анализируем с ребятами средства музыкальной выразительности.

Третий этап – снова исполняем песню; напоминаем ребятам об особенностях песни; разучиваем мелодию наиболее лёгкой части припева или запева, а затем трудной части; работаем над правильным воспроизведением мелодии, ритмического рисунка песни и обязательно её характером (эмоциональный компонент).

Четвёртый этап – идёт повтор ранее выученного; идёт доскональная работа над певческими навыками (дикцией, дыханием, артикуляцией, характером); разучиваем последующие куплеты текста.

Пятый этап – повторяем всю песню в характере; сравниваем своё исполнение с исполнением в грамзаписи; поём индивидуально; поём с солистами (солистом).

Итогом нашей работы являются концертные выступления. Дети с удовольствием выступают на праздниках перед детьми, а самое главное перед родителями, участвуют в районных конкурсах, в театральной деятельности.

Заключение

В своей работе мы рассмотрели теоретические аспекты формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста, а также дали практические рекомендации для обучения детей пению в процессе музыкальных занятий. Использование специальных упражнений, различных игр, методов и приёмов, музыкально-дидактического материала, игровой методики обучения детей пению – позволило нам добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов работы позволил определить следующие уровни: по звукообразованию (высокий уровень – 60%; средний – 40%); по развитию дыхания (высокий - 44%; средний - 56%); дикции (высокий-52%; средний-48%). Чистота интонирования отмечена у 52% детей как высокая, у 48% - соответствует среднему уровню.

Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.

Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.

Список литературы

  • Абелян Л «Как Рыжик научился петь», Москва «Советский композитор», 1989 год.
  • Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребенка – Минск, 2007.
  • Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду – М., 1981.
  • Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Методика музыкального воспитания в детском саду – М.,1989.
  • Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей – Ярославль, 2007.
  • Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста – М., 2000.
  • Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению – Санкт - Петербург, 2005.
  • Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки – М., 2005.
  • Кряжева Н.Л Развитие эмоционального мира детей, Ярославль Академия развития, 1997 год.
  • Картушина О.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду, Москва, ООО Издательство Скрипторий 2003, 2010 год.
  • Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста – Ростов-на-Дону, 2008.
  • Метлов Н.А. Музыка – детям – М., 1985.
  • Орлова Г.М., Бекина С.И. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет – М , 1988.
  • Суязова Г.А. Мир вокального искусства – Волгоград, 2007.
  • Тарасова К. К постановке детского певческого голоса – Музыкальный руководитель, №3 2005.
  • Шереметьев В. Хоровое пение в детском саду – Музыкальный руководитель, №5 2005, №1 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементарному музицированию»

Представленный опыт работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Сорокиной Н.Л. посвящен теме «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возр...

Статья "Проблема формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением методики Т.Э. Тютюнниковой "Доноткино сольфеджио"

В статье поднимается проблема развития певческих сопособностей старших дошкольников. Автор отмечает эффективность в формировании вокальных навыков дошкольников методики Т.Э. Тютюнниковой "Донотки...

Музыкальный фольклор как средство формирования вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальный фольклор как средство формирования вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"...

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование игровых технологий

Методическая рекомендация для музыкальных руководителей, педагогов и родителей...