Консультация для педагогов "Развитие творческого потенциала одаренных детей"
консультация на тему

Чуркина Светлана Викторовна

В консультации дана краткая характеристика одаренных детей, анкета по выявлению способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Развитие творческого потенциала одаренных детей»

        Проблемы одаренности детей дошкольного возраста волнуют и ученых и родителей, и это неслучайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одаренные.

        В современной психологии термин «одаренность» чаще относят к когнитивным способностям, а вот термин «талант» чаще характеризуют другие, более общие стороны развития, т.е. творчество и творческое развитие ребенка. Творческий потенциал - основа для развития одаренности.

Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающими достижениями в том или ином виде деятельности.

Чтобы увидеть подлинные творческие способности детей, им нужно предлагать особую деятельность, предполагающую активное проявление их самобытности, необычного видения мира. Это могут быть нестандартные темы занятий, особые творческие задания, исследовательские проекты. Педагог, чтобы оценить оригинальность, не шаблонность одаренных детей, должен сам обладать, если не креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе.

В нашем дошкольном учреждении творческие способности детей развиваются на индивидуальных занятиях, а также на занятиях, которые проводятся в рамках кружковой работы. Это кружок эстрадного пения «Песенка», фольклорный кружок «Задоринка». Дети, которые занимаются в этих кружках, являются постоянными участниками окружных и городских конкурсов, областных мероприятий.

Дети рождаются, имея свою собственную неповторимую индивидуальность, а также обладая отличным от других набором способностей. Знаете ли вы о существовании восьми видов способностей и того факта, что каждый ребенок появляется на свет с уникальной их комбинацией? Некоторые из этих способностей могут вас удивить:

  1. Некоторые дети обладают развитыми эмоциональными способностями и имеют уникальное умение устанавливать и поддерживать прекрасные отношения с другими людьми и сами с собой. Такие дети способны управлять своими чувствами и сопереживать.
  2. Дети, имеющие академические способности, хорошо учатся в школе, поскольку они умеют сидеть, слушать, изучать, впитывать, понимать. Хотя это совсем не означает того, что они смогут конструктивно использовать полученные знания в жизни.
  3. Существуют также и физические способности. Физически развитые дети являются прекрасными спортсменами, а также поддерживают свои тела в хорошей форме.
  4. Некоторые дети одарены творческими способностями и имеют более развитое, чем у их сверстников воображение. Имея стимулы, их воображение развивается. Такие дети часто думают по-другому, являются более оригинальными и творческими личностями.
  5. Другие дети имеют артистические способности и интересуются изобразительным искусством, написанием литературных произведений, сценическими выступлениями и пением, игрой на музыкальных инструментах.
  6. Практические способности присущи детям, которые более стремятся к практичным, нежели к интеллектуальным вещам. Они тянуться к тому, что является важным и полезным. Они хотят применять то, что работает.
  7. Интуитивные способности заметны у детей, которые просто знают мир вокруг себя. Они схватывают информацию на лету; им не требуется заучивать ее или слышать от взрослых. Дети, обладающие подобными способностями, имеют развитое шестое чувство и могут понимать информацию без необходимости вникать в детали.
  8. Некоторые дети являются интеллектуально одаренными. У них хорошо развиты некоторые способности, но остальные могут хромать. Кажется, что они сводят все к чему-то одному. Они могут нуждаться как в развитии своих индивидуальных способностей, так и в помощи во всем том, что касается иных способностей.

Какие из этих способностей присущи ребенку? Помните, что два ребенка, имеющие одинаковые способности будут проявлять их по-разному. Благодаря таким переменным, как личность и окружающая среда, например, один ребенок может быть экстравертом, а другой интровертом.

Важно знать, что если ребенок фокусируется исключительно на своих сильных сторонах, то он делает это за счет других сторон своей жизни. И это создает дисбаланс. Мы, педагоги, не должны впадать в крайность и поощрять лишь сильные стороны своих детей. Нам необходимо развить и поддержать и слабые их стороны.

Анкета

Выявление способностей детей

Как пользоваться анкетой.

1. Внимательно прочитайте вопросы.

2. Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по 5-балльной системе):

5 баллов - такое качество сильно выражено у вашего ребенка;
4 балла - выражено выше среднего;
3 балла - выражено средне;
2 балла - слабо выражено;
1 балл - совсем не выражено.

3. Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из областей. Общее количество набранных баллов внутри каждой области разделите на число вопросов в этой области.

4. Попробуйте составить графическое изображение способностей вашего ребенка. Для этого на горизонтальной оси обозначьте восемь областей способностей, на вертикальной отметьте полученный для каждой из них средний балл. Вы получите ломаную линию - профиль способностей вашего ребенка.

Эта анкета - своего рода опорная схема для наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики способностей помогут вам при анализе его поведения, умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех особенностей поведения ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его способностей.

Музыкальные способности.

1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно послушать музыку.
5. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
6. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
7. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Итого_____

Артистические способности.

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-то драматическую ситуацию.
3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
5. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
7. Интересуется актерской игрой.
Итого_____


Способности к спорту.

1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы чувствовать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх или соревнованиях.
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
4. Бегает быстрее всех в классе.
5. Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7. Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, баскетбол, теннис, футбол.
Итого_____


Художественные способности.

1. На его рисунках - большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах).
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
3. Оригинален в выборе сюжета, составляет своеобразные композиции из цветов, рисунков, камней и т.д.
4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает вещи, имеющие художественное значение (украшения для дома, одежды и т.д.).
6. Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать собственную оценку пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем рисунке или в сделанной своими руками игрушке, скульптуре.
8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях.
Итого_____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. В современном обществе способность творить расценивается выше знаний и умений. Даже для того, чт...

Консультация для родителей: "Развитие творческого потенциала у детей первой младшей группы"

Консультация для родителей: "Развитие творческого потенциала  у детей первой младшей группы"...

Выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей на занятиях нетрадиционными техниками рисования

Выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей на занятиях нетрадиционными техниками рисования...

ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности...

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье анализируется актуальность процесса развития научного потенциала одаренных детей дошкольного возраста. Перечисляются мероприятия, способствующие становлению исследовательской деятельности дош...

Методическая разработка Творческие задания по развитию индивидуально-творческого потенциала (одаренности) старших дошкольников средствами изобразительной деятельности

В разработке представлено тематическое планирование с описанием творческих заданий для старших дошкольников по развитию их одаренности средствами изобразительной деятельности...