Математико-художественно-эстетическая интегрированная деятельность
статья на тему

Сообщение для педсовета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematiko.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«МАТЕМАТИКО – ХУДОЖЕСТВЕННО –

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ  ИНТЕГРИРОВАННАЯ  

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

(СООБЩЕНИЕ  ДЛЯ  ПЕДСОВЕТА)

Подготовила  музыкальный  руководитель

Бояринова  Галина  Александровна

МДОУ  ЦРР д/с № 8 «Светлячок»

п. Львовский, Подольского  района

2012 год

                                «Раздумывая об искусстве и науке, об

                                их взаимных связях и противоречиях,

                                я пришёл к выводу, что математика и

                                музыка находятся на крайних полюсах

                                человеческого духа, что этими двумя

                                антиподами ограничивается и определяется

                                  вся творческая духовная деятельность

                                  человека и, что между ними размещается

                                  всё, что человечество создало в области

                                науки и искусства».

                                                                 Г. Нейгауз.

        Математика и музыка – два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.

        Казалось бы, искусство – весьма отвлечённая от математики область. Однако связь математики и музыки обусловлена как исторически, так и внутренне, несмотря на то, что математика – самая абстрактная из наук, а музыка – наиболее отвлечённый вид искусства.        

Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё в древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. Платон и его последователи полагали, что «…воспитание в музыке надо считать самым главным: Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать их, насыщаться ими и согласовывать с ними свой быт».

        Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение  часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребёнка, раскрытия его творческого потенциала, поистине  всестороннего воспитания  его личности.

        Особое значение музыкальное искусство приобретает в вопросах духовно – нравственного воспитания личности, формировании таких тонких качеств, как эмпатия, тактичность, чувство меры, стремление к прекрасному.        

        Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной  общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям её реализации заставляет пересмотреть устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих  проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребёнка, привлекательные для детей формы организации деятельности.

        В настоящее время, когда федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям её реализации утверждены, а примерные программы всё ещё находятся в стадии разработки и апробации, работники дошкольных учреждений испытывают определённые трудности.

        Составлять свою образовательную программу дошкольные учреждения должны в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, с учётом принципа интеграции образовательных областей.

        Идея  интеграции в обучении берёт своё начало в трудах великого педагога  Я. А. Коменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, всё, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным. Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

        Что же такое «интеграция»?

        Интеграция – 1)объединение в целое каких – то частей или элементов в процессе развития, 2) состояние связанности (слияния) отдельных дифференцированных  частей в единое целое, а так же сам педагогический процесс, ведущий к этому состоянию, 3) объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные  понятия связаны общим смыслом и методами преподавания.

Интеграция характеризуется как процесс и результат создания неразрывно связанного.

        Человеческий мозг воспринимает множество раздражений из внешнего мира. Положительные качества ума – системность и динамичность. Они тесно связаны с основными звеньями отражения объективной реальности: наблюдением, сохранением, переработкой и использованием в действии. Л. С. Выготский утверждает, что, обучая ребёнка, не нужно излишне нагружать его детализированными знаниями. Основная  задача педагога должна заключаться в том, чтобы открыть перед ребёнком мир вообще – научить воспринимать его более широко и разнообразно, используя для этого звуки, слова, движения, жесты, запахи.

        Учёные выявили интегративное влияние содержания образования на ребёнка и его развитие. Интегративное задание (например, проектная деятельность) требует более сложных действий и более глубокого личного участия. В процессе выполнения легко обнаруживается смена объекта познания. Первоначально это просто источники, затем – общее и различное в подобранной информации и, наконец, её переработка. Любые знания преобразуются мышлением, и в этом смысле являются средством его развития.

        Понимающий ребёнок – это прежде всего ребёнок, способный увидеть целое во всём богатстве его связей и отношений, видеть элементарные связи и взаимозависимости  между явлениями, а также последствия, вытекающие из действий этих связей и взаимозависимостей: это ребёнок, начинающий обладать способностью ощущать, осознавать, переживать «единство всего», «связь всего со всем».

        Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов:

  • музыка + математика
  • обучение грамоте + математика
  • художественная литература + развитие речи + обучение грамоте
  • развитие речи + музыка + рисование
  • математика + труд
  • ознакомление с окружающим + музыка + рисование + труд
  • ознакомление с окружающим + чтение художественной литературы и др.

Всё это позволяет интегрировать различные образовательные области.

        В античные времена музыка и математика были очень близки и практически составляли одну область человеческого знания. При помощи музыкального инструмента – монохорда (предшественника современного рояля) – древнегреческие теоретики делали математические исчисления.

        Монохорд – полуинструмент, полуприбор, который создал Пифагор. Под струной на верхней крышке учёный начертил шкалу, с помощью которой можно делить струну на части. Было проделано много опытов, в результате которых Пифагор описал математически звучание натянутой струны. Суть открытия Пифагора в области теории музыки в том, что сочетание звуков, издаваемых струнами, наиболее благозвучно, если длины струн музыкального инструмента находятся в правильном численном отношении друг к другу.

        Долгое время не было единого мнения о том, что определяет приятное для слуха звучание струны (в музыке это явление называют консонансом) Ясность в этот вопрос внёс Архит (4 в. до н. э.) который сущность высоты тона видел не в длине струны и не в силе её натяжения, а скорости её движения, т.е. скорости ударения струны по частичкам воздуха.

        Сегодня эта «скорость движения» носит название частоты колебания струны. Архит установил, что высота тона (или частота колебания струны) обратно пропорциональна её длине.          

        В различные эпохи философы подчёркивали скрытую взаимосвязь, существующую между музыкой и математикой. Исследователи Б. Варга, Ю. Димень, Э. Лопариц находили разнообразные  «точки соприкосновения» математического знания и музыкального творчества (ритм, вариации – перестановки, симметрия – отражение, пропорции, последовательности, параллели – аналогии, противоположности, упорядочение, повторение, структура).

        Математический компонент представляет собой основы знания соответствующей науки, а музыкально – художественный, как образец художественного творчества, можно считать произведением, родственным прикладному искусству.

        Очень важно в процессе работы обеспечить осознание детьми универсальности математических моделей. Выражение 2 + 5 = 7  может описывать самые разные события и явления. Сами числа могут обозначать количество бабочек или самолётов, музыкальных фраз, букв в словах  и т.д.

        Устанавливая связи между содержанием, мы можем обратить внимание на такие области, как математика, обучение грамоте, изобразительная деятельность, музыка. Если в математике рассматривают цифры, то при обучении грамоте – буквы, в музыке – ноты, в изобразительной деятельности – цвета. Все они выполняют функции символов, знаков, по сути не связанных с областью  отражения действительности.  Как в математике числа и знаки выражают разные зависимости и соотношения, так и ноты в музыке могут выражать настроение, эмоциональное состояние человека. Только в музыке и изобразительной деятельности, кроме объективного соотношения музыкального лада и нотного ряда, отражаются  ещё эмоционально – личностное  отношение, вдохновение, душевные порывы, ассоциации, усиливающие или ослабляющие психическое состояние ребёнка или направления деятельности.

        В учении Пифагора о гармонии сфер число и звук также оказываются неразрывно связанными. Гармония – одно из понятий, имеющих математическое выражение  (знаменитое «золотое сечение») и вместе с тем применимое к описанию эстетических явлений, а также человеческих отношений. В математике, как и в музыке, есть постоянные и переменные величины. Музыка основана на соотношении числа и времени и не существует без них. Время, в свою очередь, объединяет длящееся и недлящееся. Время всегда предполагает число и его воплощение. А. Ф. Лосев пишет, что музыка есть «выразительное, символическое конструирование числа в сознании. Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нём выразительно».

        Что же может сочетаться при музыкально – математическом  содержании?  Это положенные на музыку считалки, стишки, отражающие содержание математических единиц (геометрических фигур, счёта, задач и т.д.), временных и пространственных отношений – нотная грамота (ноты как знаки и их расположение на нотном стане, понятие выше, ниже и т.д.), содержание общих категорий (ритм, симметрия и др.)

        Свойства художественного восприятия мира:

  • художественная образность,
  • гармония, полифония,
  • символичность музыкальной грамоты,
  • эмоциональное «разгорание»,
  • насыщение переживаний и ассоциаций,
  • становящийся и забывающийся звук,
  • звукоразличие.

Свойства математической деятельности:

  • абстрактное соотношение элементов фигур,
  • логика рассуждений,
  • символичность математических терминов,
  • оптимальность работы мыслительных операций,
  • переход к абстрактному мышлению,
  • преобразования,
  • сравнение фигур, объектов, величин.

ПРИМЕРНЫЕ  ЗАДАНИЯ:

  • на демонстрацию аналогичности гармонии  с логичностью:

а) сравните ряды:

до,   ре,  ми,  фа,  соль,  ля,  си

1,     2,    3,     4,     5,       6,    7

б) сравните ритм, такт, тембр с преобразованиями математических выражений,

в) подберите музыкальное сопровождение для точки, прямоугольника, треугольника, окружности,

  • эмоциональное сопровождение строгих математических  отношений, рассуждений, построений.

Например, при изучении числа 2 необходимо, прослушать музыку, ответить, что это – песня или танец? Определить, что под эту музыку ровно и мерно ходят, маршируют. Попробовать прошагать под музыку ровно и мерно, как тикают часы, бьётся пульс, стучит сердце. Затем можно прибавить к шагам  хлопки и прохлопывать каждый шаг. Затем попробовать записать шаги и музыку с помощью палочек ( шаг левой ногой – палочка, шаг правой ногой -  ещё одна).

Посмотреть, сколько палочек удалось записать.

        Это сообщение о связи музыки и математики далеко не полное. В истории культуры достаточно много примеров, когда люди придумывали механические устройства для сочинения музыки. Это происходило и в средние века, и в наше время. Математик из колумбийского университета Дж. Шиллингер в 1940 году опубликовал разработанную им математическую систему музыкальной композиции в виде отдельной книжечки под названием «Калейдофон». Известно, что и компьютеры сочиняют музыку. Правда, она довольно посредственна. В ней нет игры и свободного дыхания, которые трудно укладываются в математические каноны. До сих пор никому не удавалось найти алгоритм, порождающий простую и красивую мелодию. Мы просто не знаем, какое волшебство происходит в голове композитора, создающего неповторимую мелодию. Гениальное произведение – это результат вдохновения и мастерства его создателя. А ещё своеобразная тайна, постичь которую порой невозможно.

        

                   

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. «Технология интегрированного занятия в ДОУ»  (методическое пособие) С. Д. Сажина.

  1. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» С. И. Мерзлякова из ж. «Музыкальный руковолитель» № 2 за 2010 год.

  1. Ж. «Музыкальная палитра» № 4 за 2012 год А. И. Буренина.

  1. «Справочник музыкального руководителя» № 0 март за 2012 год.

  1. «Элементарная теория музыки» В. Вахромеев.

  1. «О профессии композитора и воспитании молодёжи» Р. Глиэр. Ж. «Советская музыка» №8 за 1954 год.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной деятельности в старшей логопедической группе «Наш поселок», проведенной на семинаре для слушателей курсов ИРО РТ на тему «Современные образовательные технологии в ДОУ».

Конспект интегрированной деятельности в старшей логопедической группе «Наш поселок», проведенной на семинаре для слушателей курсов ИРО РТ на тему «Совре...

Конспект интегрированной деятельности по произведению С.В.Михалкова « Песенка друзей». Тема: « Поезд». Возраст детей до 3 –х лет. (открытый показ педагогической деятельности воспитателя с детьми) конструирование, аппликация.

В работе с детьми младшего возраста большое внимание уделяется организации условий для общения, игры и действия с предметами. Представляю конспект интегрированной деятельности, отражающий задачи по фо...

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

«Осенний урожай» Интегрированная деятельность по развитию речи, окружающий мир, художественной деятельности (аппликация) и музыки в средней группе. Работу подготовила : Ворон Татьяна Васильевна, Во

«Осенний урожай»Интегрированная деятельность по развитию речи, окружающий мир, художественной деятельности (аппликация) и музыки в средней группе.Работу подготовила : Ворон Татьяна Васильевна,...

конспект совместной деятельности педагога и детей по проведению интегрированной деятельности «Мастерская»

Проектирование интегрированные формы работы с детьми дошкольного возраста:...