Проект в подготовительной к школе группе "Будущий первоклассник"
проект (подготовительная группа) на тему

Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений - повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Будущий первоклассник» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 » Воспитатель: Евстигнеева Елена Игоревна г. Арзамас

Слайд 2

Вид проекта : познавательно-творческий Состав участников : групповой Срок реализации : среднесрочный, январь-май 2015г. Характер содержания проекта : ребенок-взрослый

Слайд 3

Цель проекта: Повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Слайд 4

Задачи проекта: Формирование у детей правильного представления о школе; Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам; Формирование личностной готовности детей к школе, «внутренней позиции школьника»; Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической); Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению; Тренировка положительной школьной учебной мотивации; Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

Слайд 5

Принципы реализации проекта: Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей; Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности; Единство содержания форм и методов работы; Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников; Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»; Принцип доступности; Принцип системности и последовательности.

Слайд 6

Итоги освоения темы: Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы; Накопление большого багажа знаний о школе; Снижение тревожности и у детей, и у родителей; Изменение мотивации детей к школьному обучению. Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе; Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.

Слайд 7

Образовательные области проекта Виды детской деятельности Осуществляемая детьми деятельность Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательно-исследовательская Коммуникативная Знают, что такое школа, школьные профессии, чем занимаются ученики, правила поведения в школе, умеют использовать в речи некоторые школьные термины, решать конфликтные ситуации. Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т.п.), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, составляют описательный рассказ.

Слайд 8

Образовательные области проекта Виды детской деятельности Осуществляемая детьми деятельность Художественно-эстетическое развитие Игровая Восприятие художественной литературы Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать ее, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме. Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим. С удовольствием слушают художественное произведение в исполнении взрослого, запоминают содержание произведения. Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения.

Слайд 9

Образовательные области проекта Виды детской деятельности Осуществляемая детьми деятельность Продуктивная Рисуют предметы разной формы соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения, времени года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения. В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности. Самостоятельно создают индивидуальные художественные образы, в различных видах изобразительной деятельности. Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла. Раскрашивают, не выходя за контур рисунка, полностью закрашивают изображение.

Слайд 10

Ход проекта 1 этап Цель: формирование интереса к выполнению проекта, уточнение задач проекта; обучение передачи в рисунке интерьера школы.

Слайд 13

2 этап Цель: упражнение в составлении рассказа, развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от посещения «Школы будущего первоклассника».

Слайд 26

3 этап Цель: обобщение знаний о школе, развитие связной речи, умения слушать и выделять смысл произведения.

Слайд 27

4 этап Цель: создание условий для приобщения к устному народному творчеству, развития речи, изучения Декларации прав человека, расширения знаний об окружающем мире.

Слайд 28

5 этап Цель: развитие связной речи; закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире.

Слайд 29

6 этап Цель: развитие творческих способностей, воображения. 7 этап Цель: расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи. 8 этап Цель: развитие мелкой моторики, интереса к художественной литературе.

Слайд 33

9 этап Цель: развитие пространственного мышления, расширение географических представлений.

Слайд 35

10 этап Цель: развитие мелкой моторики, познавательной активности; расширение знаний об окружающем мире.

Слайд 38

11 этап Цель: создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации; обучение составлению рассказа; развитию творческой инициативы. 12 этап Цель: обобщение полученных знаний и опыта.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25»

Проект «Будущий первоклассник»

Подготовила:

воспитатель Евстигнеева Е.И.

                                                     г. Арзамас, 2015г.

Проект «Будущий первоклассник»

Актуальность проекта

   Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений - повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.

   Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

   Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей, особенно мальчиков, психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

   Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.

Цель проекта:

Повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи проекта:

  1. Формирование у детей правильного представления о школе;

  1. Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;

  1. Формирование личностной готовности детей к школе, «внутренней позиции школьника»;

  1. Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической);

  1. Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;

  1. Тренировка положительной школьной учебной мотивации;

  1. Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;

  1. Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

Принципы реализации проекта:

- Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;

- Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;

- Единство содержания форм и методов работы;

- Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;

- Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;

- Принцип доступности;

- Принцип системности и последовательности.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Состав участников: групповой.

Срок реализации: среднесрочный, январь-май 2015г.

Характер содержания проекта: ребенок-взрослый.

Итоги освоения темы:

   - Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;

   - Накопление большого багажа знаний о школе;

   - Снижение тревожности и у детей, и у родителей;

   - Изменение мотивации детей к школьному обучению.

   - Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;

   - Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.

Образовательные

области проекта

Виды детской деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Игровая

Восприятие художественной литературы

Продуктивная

Знают, что такое школа, школьные профессии, чем занимаются ученики, правила поведения в школе, умеют использовать в речи некоторые школьные термины, решать конфликтные ситуации.

Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т.п.), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, составляют описательный рассказ.

Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать ее, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме. Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим.

С удовольствием слушают художественное произведение в исполнении взрослого, запоминают содержание произведения.

Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения.

Рисуют предметы разной формы соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения, времени года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения.

В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности.

Самостоятельно создают индивидуальные художественные образы,  в различных видах изобразительной деятельности.

Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла.

Раскрашивают, не выходя за контур рисунка, полностью закрашивают изображение.

Ход проекта.

1 этап.

Цель: формирование интереса к выполнению проекта, уточнение задач проекта; обучение передачи в рисунке интерьера школы.

  1. Беседа на тему: «Что я знаю о школе?».
  2. Рисование на тему: «Моя школа».

2 этап

 Цель: упражнение в составлении рассказа, развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от посещения «Школы будущего первоклассника».

  1. Творческое рассказывание «Я в «Школе будущего первоклассника».
  2. Конструирование «Моя школа».

3 этап

Цель: обобщение знаний о школе, развитие связной речи, умения слушать и выделять смысл произведения.

  1. Творческое рассказывание «Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду».
  2. Чтение художественной литературы. Рассказ Л. Воронковой «Подружки идут в школу».

4 этап

Цель: создание условий для приобщения к устному народному творчеству, развития речи, изучения Декларации прав человека, расширения знаний об окружающем мире.

  1. Беседа «Зачем надо учиться?».

5 этап

Цель: развитие связной речи; закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире.

  1. Творческое рассказывание на тему: «мой рюкзак».
  2. Чтение художественной литературы. В. Берестов «У меня в портфеле».

6 этап

Цель: развитие творческих способностей, воображения.

  1. Чтение художественной литературы. Стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри».
  2. Журнал «Скоро в школу!»

7 этап

Цель: расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи

  1. Режим дня будущего первоклассника.
  2. Конструирование «Рабочее место ученика дома».

8 этап

Цель: развитие мелкой моторики, интереса к художественной литературе.

  1. Чтение художественной литературы. Стихотворения А. Барто «В школу», «Я выросла».
  2. Раскрашивание рисунка на школьную тематику.

9 этап

Цель: развитие пространственного мышления, расширение географических представлений.

  1. Загадки о школе.
  2. Карта «Дорога в школу».

10 этап

Цель: развитие мелкой моторики, познавательной активности; расширение знаний об окружающем мире.

  1. Просмотр и обсуждение презентации «Первый раз в первый класс».
  2. Плоскостное моделирование. Составление сюжетов из мозаики на школьную тематику.

11 этап

Цель: создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации; обучение составлению рассказа; развитию творческой инициативы.

  1. Серия сказок «Лесная школа» М.А. Панфиловой. Чтение первой сказки.
  2. Беседа. Составление коллективного рассказа.
  3. Чтение второй сказки.
  4. Чтение третьей сказки.
  5. Рисование правил (творческие задания).

12 этап

Цель: обобщение полученных знаний и опыта.

  1. Оформление папки проекта «Будущий первоклассник».

Папка заполняется материалами, полученными в ходе реализации проекта. (Рисунки, раскраски, все работы о школе)

  1. Оформление уголка «Будущий первоклассник».

В уголок помещаются:

- Журнал «Скоро в школу!»;

- Папка проекта «Будущий первоклассник»;

- Информация для родителей.

Литература:

  1. Гуткина К.И. «Психологическая готовность к школе» 2000г.

  1. Солдатов Д.В. «Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе» 2008г.

  1. Варга А.Я.»Системная семейная терапия» 2001г.

  1. Безруких М. «Ступеньки к школе» Дрофа 2001г.

  1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Готов ли ваш ребенок к школе» М:1989г.

  1. Инбина М.Н. «Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты». 2000г.

  1. Ляшко Т.В. «Через игру к творчеству» 1994г.

  1. Стародубова Н.Г. «Критерии готовности ребенка к обучению в школе». 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»

Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной  к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...

Проект для подготовительной к школе группе «Скоро в школу»

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – ш...

Проект «Тайны воды». проект в подготовительной к школе группе.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, любви к природе родного края, как малой Родине ребенка....

Коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной группы "Школа будущего первоклассника"

Занятие направлено на развитие таких психических процессов как внимание, память, логическое мышление у детей подготовительной к школе группы, а также развитию мелкой моторики рук, эмоциональной сферы ...

Проект в подготовительной к школе группе «Смешарики» по теме: «Скоро в школу».

Проектвподготовительной к школе группе «Смешарики»по теме: «Скоро в школу»....

«Почему извергаются вулканы» творческий проект в рамках исследовательских работ и проектов детей подготовительной к школе группы.

laquo;Почему извергаются вулканы»творческий проект в рамках исследовательских работ и проектов детей подготовительной к школе группы....

Познавательный проект в подготовительной к школе группе «Скоро в школу я пойду»

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выгодский назвал кризисом семи лет....