Интерес к искусству у детей старшего дошкольного возраста.
статья на тему

Сердцова Елена Викторовна

Натюрморт, как  средство формирования художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interes_k_iskusstvu_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx121.38 КБ

Предварительный просмотр:

Интерес к искусству у детей старшего дошкольного возраста.

Психологи и педагоги, характеризующие детское восприятие произведений искусства, указывают, что многое зависит от выбора конкретных произведений, доступности для детей их содержания и средств выразительности, а также от созданных взрослыми условий и руководства процессом восприятия.

Мне бы хотелось поговорить о натюрморте, как о средстве формирования художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста.

Для педагогической работы с детьми натюрморты можно разделить на несколько видов. Так, в зависимости от содержания изображаемых объектов на картине, мы условно выделяем однопорядковые (одновидовые) и смешанные натюрморты. Разберёмся для начала, что такое однопорядковый и смешанный натюрморт.

Однопорядковый (одновидовый) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только фрукты или только овощи, или ягоды, или цветы. Приведу пример: П. Кончаловский, «Персики»;  И. Машков, «Снедь московская. Хлебы»- продукты питания  и т.д.

Если на картине представлены  разнородные предметы (овощи и фрукты, посуда и овощи), такой натюрморт условно определяют как смешанный. Например: Петров-Водкин «Утренний натюрморт», «бокал и лимон».

Существует ещё один вид натюрморта – сюжетный. В таких натюрмортах есть, скажем так, сюжет. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека. Или натюрморты с включением в них пейзажа. (Ф. Толстой, «Букет цветов, бабочка и птичка»). Мы отметили основные виды натюрмортов в соответствии с их содержательной характеристикой.

Главными героями в натюрморте являются предметы, вещи, которые мы видим крупным паном. Художник специально выставляет их на первый план, чтобы мы могли вглядеться в их красоту.

Некоторые исследователи рассматривают натюрморты и с точки зрения трактовки художественного образа. Детям же можно предложить натюрморты, выполненные в обобщённо-реалистической, но детализированной, декоративной манере. Реалистически выполненные натюрморты рассчитаны на правдоподобие, внешнюю живость.

Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, манеру художника – донести это до детей в доступной форме.

Выбирать натюрморты для детей следует опираться на доступность по содержанию, а также на понятные детям средства художественной выразительности. Натюрморт должен быть понятен и интересен для детей, близким к его собственному опыту. Знакомя детей старшего возраста с натюрмортами, старайтесь показать им разнообразие натюрмортов. Обращайте внимание детей на средства выразительности и индивидуальность творчество художников.

Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников. Ассоциируясь с жизненным опытом, натюрморт привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает вглядываться и любоваться красотой.

Н.М. Зубаревой установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребёнок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но пока ещё не самому образу.

Второго уровня ребёнок достигает тогда, когда он начинает не только видеть, но и осознавать элементарные эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. Оценивая в картине красивое и цвет, цветовые сочетания предметов и явлений, но пока ещё редко – форму и композицию.

Третий, самый высокий уровень, когда дошкольники способны воспринять больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Оно позволяет в какой-то мере эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. К этому уровню могут приблизиться дети, с которыми вели целенаправленную педагогическую работу по развитию эстетических чувств и восприятий.

Мир искусства устроен так, что без помощи взрослого ребёнок не может «войти»  него.  Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоциональность и творчество. В ознакомлении старших дошкольников с живописью используйте пояснения, сравнения, музыкальное сопровождение, игровые приёмы. «Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках – в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте» - так говорил В.Н.Сухомлинский.

Нам с вами надо только помочь ребёнку, немного направить его интерес к искусству.  У дошкольников нужно развивать способность видеть предметы в окружающей среде, смотреть на натюрморт как на гармоничную группу предметов.

Знакомство с произведениями изобразительного искусства имеют огромное значение для эстетического воспитания детей и развития у них художественно-изобразительных навыков. яркость, выразительность образов в картине, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают у детей эстетические переживания, помогают выражать свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

http://www.consciouslivingfoundation.org/Photos/FineArt/Apples.Peaches.Pears&Grapes.Cezanne.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие интереса к пению у детей старшего дошкольного возраста».

ДОКЛАДк методическому объединениюна тему«Развитие интереса к пению у детей старшего дошкольного возраста»....

Мониторинг познавательного интереса к сказкам у детей старшего дошкольного возраста

В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длит...

статья привитие интереса к математической деятельности детей старшего дошкольного возраста

Статья" Привитие интереса к математической деятельности посредством развивающих игр и самостоятельности творчества"   Составитель: Лебедева Т.А.воспитатель ГБДОУ№27 Калининского районаг...

Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

     Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем н...

Интеграция познавательного и физического развития при формировании интереса к ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста

Система работы с детьми старшего дошольного возраста по формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни путем  интеграции образовательного процесса....

Доклад на родительском собрании " Формирование интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования у ребёнка в дошкольном возрасте интереса к книге и её содержанию во многом определено тем, насколько в этот процесс вовлечены родители, какое отношение семьи к книге, как организо...