Создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ с семьей.
статья на тему

Горай Елена Владимировна

Одной из актуальных и значимых тем в современной педагогике является идея сотрудничества, которая проявляется в совместной партнерской деятельности дошкольного учреждения и семьи по достижению общей цели – воспитания здоровых и счастливых детей. Важнейшим условием партнерских отношений семьи и детского сада является активное включение родителей в жизнедеятельность группы, детского сада и своего ребенка, а также развитие инициативности в процессе совместной деятельности педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ с семьей.

Горай Е.В. воспитатель

МДОУ детский сад комбинированного вида №23 «Аленушка».

Одной из актуальных и значимых тем в современной педагогике является идея сотрудничества, которая проявляется в совместной партнерской деятельности дошкольного учреждения и семьи по достижению общей цели – воспитания здоровых и счастливых детей. Важнейшим условием партнерских отношений семьи и детского сада является активное включение родителей в жизнедеятельность группы, детского сада и своего ребенка, а также развитие инициативности в процессе совместной деятельности педагогов и родителей.

Всем известно, что современные родители вынуждены на первое место ставить материальное благополучие семьи и лишь на второе - воспитание ребёнка, чаще возлагая эту роль на детский сад.

В Законе «Об образовании» (ст.44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Необходимо уйти  от заорганизованности и скучных шаблонов, чтобы помочь родителям воспитанников стать своему ребенку настоящим другом и наставником. Сегодня необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка как в ДОУ, так и в семье.

Планируя  работу с родителями,  прежде всего,  нужно знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Всем известно,  что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения проблемы и вопросы, волнующие семьи воспитанников.

Но, к сожалению, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним. И тому есть разные причины: первая - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим; вторая - родители с невысокой жизненной активностью (не желаю, не хочу); третья -  родители, которые  обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагогов, готовых помочь родителям теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком.

Таким образом, складывается противоречие между развитием конструктивного взаимодействия современного детского сада с семьей, образованием единого образовательного пространства и принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, не умеющими на практике решать педагогические вопросы в воспитании детей.

Одним из путей развития конструктивного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является использование в своей работе методов активизации родительского потенциала. Чтобы воспитывать, не нарушая гармоничное развитие личности ребенка,  нам, сотрудникам детского сада, и родителям необходимо преодолеть некую субординацию, монологизм  в отношениях друг с другом, которые мешают стать полноправными партнерами, заинтересованными в достижении общих результатов.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Эти принципы предполагают, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения обусловлено личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его развитии, возможностью представлять более объективную картину развития своего ребенка.

На сегодняшний день достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагогической культуры родителей, линии взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения.

А. А. Петрикевич и М. М. Ярмолинская рассмотрели наиболее часто практикуемые модели отношений детского сада и семьи, и выделили наиболее характерные черты. Основой для этого послужила степень участия родителей в отборе целевых, содержательных и процессуальных компонентов образовательной программы для их ребенка. Модели были обозначены как «экспертная», «трансплантатная» и «потребностная». 

«Экспертная» модель - педагоги используют эту модель в тех случаях, когда берут на себя роль главных экспертов во взаимодействии с родителями, осуществляя тотальный контроль над всем, и сами принимают все решения.

«Трансплантатная» модель - педагоги пользуются этой моделью, когда, с одной стороны, считают себя главными экспертами во взаимоотношениях с родителями, с другой, - признают также полезность участия родителей во взаимодействии, рассматривая их как некое средство, ресурс для достижения ими же поставленных целей.

«Потребностная»  модель - педагоги, использующие эту модель, основной целью своей деятельности ставят удовлетворение потребностей семьи. Они рассматривают родителей как главных заказчиков и потребителей их услуг.

Необходимо помнить, что основными социальными заказчиками ДОУ являются родители, поэтому работа педагога ДОУ, сегодня должна ориентироваться на поиск таких форм и методов, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствующие формированию активной родительской позиции.

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу,  освещающую вопросы взаимодействия детского сада и семьи в условиях современности, мы пришли к выводам, что к  новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования, помогающих установлению доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами и формированию единого пространства развития между детским садом и семьей.

Список литературы.

1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: Сфера, 2009.

2. Дуброва В.П., Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск,1997.

3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2011.

5. Пастухова И.О.,  Создание  единого  пространства  развития  ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: Сфера, 2007.

6. Журнал «Современный детский сад»/ №8 /2014.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №23 «Аленушка».

Научная статья на тему:

«Создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ с семьей».

Воспитатель: Горай Е.В.

г.Клин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создания эффективных условий комплексной подготовки ребёнка к школе в системе УДОД

В данном реферате рассматривается вопрос об активном внедрении в практику работы образовательных школ и учреждениий дополнительного образования групп  кратковременного пребывания...

Создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ с семьей

Одной из актуальных и значимых тем в современной педагогике является идея сотрудничества, которая проявляется в совместной партнерской деятельности дошкольного учреждения и семьи по достижению общей ц...

Создание эффективных условий для развития мелкой моторики в самостоятельной деятельности детей среднего возраста.

Здесь предоставлен мой опыт, опыт моих коллег по созданию таких условий самостоятельной деятельности детей, благодаря которым идет эффективное развитие мелкой моторики....

СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ НЕЙРОТРЕНАЖЕРОВ

СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ СРЕДСТВАМИ НЕЙРОТРЕНАЖЕРОВ...