Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств через любовь к родному краю
статья на тему

      Как стремительно летит время: проходят годы, века, десятилетия, изменяется наше общество. Неизменными лишь остаются нравственные, духовные ценности- критерии, которые позволяют во все времена человеку оставаться человеком. Это фундамент, основа основ человеческой личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств через любовь к родному краю

Как стремительно летит время: проходят годы, века, десятилетия, изменяется наше общество. Неизменными лишь остаются нравственные, духовные ценности- критерии, которые позволяют во все времена человеку оставаться человеком. Это фундамент, основа основ человеческой личности. Общество без нравственных устоев обречено на гибель, загнивание, духовное вырождение.  Вот почему нравственному воспитанию молодого поколения во все времена в любом обществе уделялось особое внимание. На нас, родителях, воспитателях, педагогах лежит огромная ответственность за формирование личности ребенка. Как воспитать в нем чуткость, доброту, отзывчивость, внимание и неравнодушие к ближнему, любовь к своему краю и Отечеству - вот эти задачи ставятся на всех практикумах, семинарах, конференциях, посвященных духовно-нравственному воспитанию.

Исследования учёных показывают, что нравственные чувства нужно воспитывать с раннего  детства, так как это сложный и многообразный процесс. Для его осуществления нужно повседневное систематическое обогащение детей различными впечатлениями, осуществляющими положительный след в душе ребенка. И не зря народному искусству М.Ю. Новицкая придавала огромное значение в воспитании детей.  Она говорила: «Народное искусство есть отражение народного взгляда на жизнь в ее основах. Дети должны увидеть важность эти снов и для современного человека». Без элементарных познаний в области народного творчества, без знания своих корней личность считается несостоявшейся. Без знаний прошлого- нет движения в будущее. А.А. Басаргина отмечала, что чувство единения со своим народом, знание и уважение истории своей страны, традиций своего народа, своей культуры- вот основы возрождения национального, народного самосознания. А главное- связь с землей отцов и дедов, корнями, питающими душу человека. А также воспитания у детей основ общечеловеческих нравственных качеств личности: доброты, милосердия, справедливости, трудолюбия, любви к семье, дому, родной природе, своему краю и Отечеству.

Наш современник, академик Д.С. Лихачев, отметил, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение.

Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Для того, чтобы  сформировать у детей начала нравственных чувств и представлений, мы наметили для себя следующие задачи:

  1. Создать в детском саду мини-музей  народного быта нашего края.
  2. Активизировать работу с родителями по данной теме.
  3. Углублять и совершенствовать знания детей об истории и культуре нашего города.
  4. Активизировать и совершенствовать словарный запас.
  5. Развивать эмоциональную сферу детей.
  6. Развивать чувство коллективизма, сопереживания – формирования фундамента нравственных отношений.
  7. Проводить народные обрядовые праздники, доставляющие детям радость, увлеченность.

В детском саду работа по теме была начата с планирования, тесно связанного с учебно-воспитательным процессом. Были намечены темы, по которым уже собран опыт в детском саду, имеются наработки. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, её столицей и её символами.

Родной город...Надо показать ребёнку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

Четырёхлетний ребенок должен знать названия своей улицы и той, на которой находится детский сад. Для этого были придуманы игры «Родные люди», «Я и моя семья», изготовили альбом «Мамы всякие нужны, папы всякие важны».

Внимание детей постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школе, кинотеатре, почте, рассказать об их назначении.

Для этого возраста использовали такие игры : «Путешествие по городу» и «Наш город», изготовили альбом «Улицы родного города».

Старших дошкольников знакомят с городом в целом, его достопримечательностями, историческими местами, памятниками. Детям объясняют в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека, есть родной дом и город, где он родился и живёт.

С этими детьми мы играли в такие игры как «Прошлое и настоящее нашего города», «Путешествие по Губкину», также был изготовлен альбом «Мы город Губкин свой родной, хотим любить и знать».Были организованны экскурсии в «Спасско-Преображенский Собор» и краеведческий музей.

Большинство из нас поверхностно  знакомы  с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Поэтому мы посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры своего края. Для этого были изготовлены альбом «Гербы городов и районов Белгородской области» и игра «Путешествие по Белгородчине», а с детьми и родителями проводился конкурс «Одень русскую красавицу».  В своей работе мы постоянно обращались к истокам русской национальной культуры и, в первую очередь  к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков, их вековую историю.

Освоение детьми знаний и представлений о культуре в нашем детском саду родного края предполагает поэтапную системную работу в нескольких направлениях:

  1. Создание атмосферы народного быта.
  2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. д.)
  3. Знакомство с народным искусством
  4. Знакомство и разучивание русских народных игр.

Все эти направления взаимосвязаны, они составляют основу знакомства детей с народной культурой, традициями. И все же, учитывая возрастные особенности для детей, данные диагностики, были намечены три этапа в ознакомлении детей с народным творчеством:

  1. В группах младшего возраста введение в мир художественной культуры – песенки, потешки, частушки, так называемые малые фольклорные формы.
  2. В средних группах - знакомство с основами национальной культуры: традиционными и обрядовыми праздниками, играми, пословицами, поговорками, закличками.

  3. В старшем дошкольном возрасте - самый активный этап освоения народного                                         искусства. Он предлагает деятельное участие детей во всех видах народного         творчества и культуры.

Освоение традиционной народной культуры невозможно без использования в работе наглядного материала: игрушек, народной одежды, предметов быта, декоративно-прикладного творчества.  Знакомство детей с региональной спецификой традиционной народной художественной культуры имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств, любви и уважения к старшим, своей земле, малой Родине.

Всем известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Поэтому мы решили детей с

младшего возраста должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям ощущать себя частью великого народа. Поэтому в уголок ряжения были приобретены набивные платки. Бусы, изготовлены кокошники, пояса, пошиты косоворотки. Девичьи рубахи, ленточки для волос. Начальная задача в данном возрасте сводилась к пониманию детьми того, что такую одежду носили наши прабабушки и прадедушки.  Так они наряжались на праздник. А пели деткам такие потешки: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса…», «Тень, тень, потетень…» и другие. Главное вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка, желание повторять, воспроизводить это в своей речи во время игр, других видах деятельности, в повседневных бытовых ситуациях. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых ситуациях нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют возникающую у ребенка потребность в художественном слове. Младших детей, приучая к интонационному строю родной речи. Вместе с музыкальным руководителем знакомим и с колыбельными песнями. Малыши не только слушают, но и сами поют эти песни.

Детей старшего дошкольного возраста надо знакомить с русской народной лирической песней, для этого использовать грамзаписи и магнитофонные записи, объяснить, как  в этом виде словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека,  его горести и радости.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетается слово и музыкальный ритм. Именно в деятельном процессе ребенок познает мир, расширяет свои познания и умения в области исполнительства и творчества,  развивается физически. Уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают чувство ритма, моторику, пластику. Поэтому на музыкальных занятиях большое значение отводится народным танцам.  

В своей работе мы использовали различные формы традиционной педагогической деятельности, обучение на занятиях познавательного цикла, закрепление материала во всех видах продуктивной деятельности детей (лепка, аппликации, рисование), целевые прогулки, экскурсии и т.д. А также использовали материалы вновь созданного мини-музея, т. к. считали наглядные методы ведущими в формировании представлений детей о культуре и быте своего народа.

В устном народном творчестве, как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Для большей наглядности мы изготовили альбомы с пословицами о труде, был создан мини-музей, где были собраны предметы домашнего обихода, утварь, орудия труда и рукоделия, изделия прикладного искусства. В детском саду была организована выставка, где были представлены работы по бисероплетению и вышивке, детей и взрослых членов семьи.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года. Погодными изменениями, поведение птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Поэтому в нашем детском саду регулярно в работе с детьми проводятся календарно-обрядовые праздники. На святках поздравляют соседние группы колядкой, встречают и провожают Масленицу, зазывают Весну-красну, закликают птиц.

Мы считали, что народно-обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Игра подключает ребенка к миру фольклорного театра, где он в полной мере и развивает свою творческую фантазию, учится двигаться, поет, танцует, декламирует.

Народные игры – это жанр устного народного творчества. Национальное богатство, которое нужно сохранить для своих детей, сделать их достоянием. Поэтому в детском саду был составлен альбом с названием и описанием народных игр нашей области. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, внимательности. А разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают игру еще более интересной и содержательной. Это огромный потенциал для физического развития детей. Поэтому народные игры включаются как в структуру физкультурных занятий на прогулках, так и в свободную активную деятельность детей.

Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах, поэтому знакомить с ними детей мы начали еще в младшей группе: это свистульки, деревянные ложки, колокольчик.

Детей более старшего возраста необходимо знакомить с другими народными инструментами, такими как дудка, балалайка, гусли, гармонь. Знакомство с этими инструментами способствует музыкальному развитию детей. Без участия оркестра народных инструментов не обходится ни один праздник в детском саду.

В русском фольклоре к драматическим действам относятся не только обряды, игры, хороводы, но также сценки и кукольный театр. Соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой – все это способствует всесторонне развитой личности. Поэтому в группе был создан уголок театральной деятельности, где были помещены ширма, декорации, весь театральный реквизит, созданный руками воспитателей, детей и родителей.

Знакомство детей с историей и культурой родного края, это и есть приобщение детей к важной части духовной культуры своего народа. И первые шаги в этом показали, насколько велик к этому интерес детей.

Производимая работа по воспитанию нравственно- патриотических чувств и представлений через историю и культуру народного края позволяет расширять запас знаний и умений, представлений и жизни нашего народа, его истории и культуре.

Знание истории своего народа, народной культуры поможет в дальнейшем. Поэтому с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. В своей работе мы старались  донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывали их в национальных традициях, работа эта не прошла даром.

«Те высокие нравственные … чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В. Запорожец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание нравственно- патриотических чувств через любовь к родному краю"

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ«Нельзя быть патриотом, не чувствуя личнойсвязи с Родиной, не зная, как любили её нашипредки, наши отцы и деды…»Зацепина М.Б.    Исторически сложилось так, что любовь к Р...

Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

«С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу (поселку).Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом г...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю

В данном материале рассматриваются пути и способы нравственно-патриотического воспитания у дошкольников через воспитание любви к родному краю....

Презентация "Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через любовь к родному краю"

Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом нежном возрасте – есть самый естественн...