Доклад к педагогическому совету. Тема: «Реализация образовательных областей социально-коммуникативного развития с привлечением специалистов.»
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Филатова Татьяна Александровна

доклад «Реализация образовательной областей «социально-коммуникативного развития детей» в логопедической группе с привлечением специалистов», а именно логопеда в логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад62.43 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

по теме: «Реализация образовательной областей «социально-коммуникативного развития детей» в логопедической группе с привлечением специалистов».

        Составила воспитатель Филатова Т.А.

МБДОУ «ЦРР Детский сад №8 «Огонёк»»

Тема: «Реализация образовательных областей социально-коммуникативного развития с привлечением специалистов.»

Социально-коммуникативное развитие направлено на

  • присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,                
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству,
  • представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме,  природе.

Особенностью детей нашей группы является то, что дети пришли из разных ДОУ, им приходится устанавливать новые взаимоотношения, усваивать новые правила поведения, осваивать новые социальные роли.

Самой важной задачей социально- ком развития является развитие форм социально-эмоционального интеллекта, который включает в себя:

  • - социально- эмоциональное благополучие самого ребенка,
  • -принятие норм социального общения, принятых в группе, направленных на социально- эмоциональное благополучие других детей.

    Особенностью детского коллектива нашей группы является наличие речевых недостатков у детей:

  • ОНР (общее недоразвитие речи) 1-го и 2-го уровня -  сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон речи, при нормальном слухе и интеллекте. (11  детей)

1-й уровень- Активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов («ись» - «киска», «ака» - «собака»). Могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленных грамматически («Ись иди» - «киска сидит»).- Возможна замена наименования предметов названиями действий и наоборот (слово «пи» - часть глагола «пить», может обозначать чашку, воду, молоко, сок). Широко используя жесты и мимику, дети понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации. Произношение большинства звуков нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, заменяются.

2-й уровень - Активная речь состоит из простых предложений из двух, трех или четырех слов. Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм. Отмечается грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов («итоти» - «цветочки», «какоки» - «колготки». - Характерны многочисленные искажения звуков: дефекты смягчения, озвончения, произношения свистящих, шипящих, сонорных и др.

  • ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. (1 ребенок).

В начале года (в сентябре) логопедом  и мной была проведена диагностика, на основе которой была сформирована карта звукопроизношения, из которой видно, над какими звуками необходимо работать с теми или иными детьми.

Ф.И. р-ка

свистящие

шипящие

соноры

другие

с

с,

З

З,

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

л,

Р

Р,

Й

К

к,

Г

Г,

Х

Х,

В

в,

Ф

ф,

1

Гунин Алеша

2

Джумаев Максим

3

Маркелов Кирилл

4

Орехов Игорь

5

Орлов  Максим

6

Петров Даниил

7

Сокурова Юля

8

Сыров Кирилл

9

Хорошева Лена

10

Шапанова Анжела

11

Штальберг Леонид

12

Сироткин Ярослав

Где         - нарушено произношение звука. В среднем по группе 44% неусвоенных детьми звуков.

Анализируя данные карту звукопроизношения видно в среднем по группе, что только 44% звуков усвоено детьми. Кроме того общее развитие речи, т.е. умение строить простые с сложные предложения с использованием предлогов, падежных форм, согласовывая прилагательные с существительными, находится на очень низком уровне.

Общее РЕЧЕВОЕ Развитие детей логопедической группы на сентябрь месяц было таково.

Оценка в баллах

Уровни развития

Оптимальный

Высокий

Средний

Низкий

начало года

0

0

1

11

Наблюдая за детьми отмечаю, что дети по разному реагируют на  имеющиеся у них недостатки речи: некоторые не обращают на него внимание, однако есть и такие дети, которые «остро»  чувствуют наличие недостатков речи, что отражается на их эмоциональном состоянии и коммуникативном развитии

Поэтому я провела дополнительную диагностику, которая помогла выявить  оценку навыков общения детей группы (по Рыбак Е.В.) на начало года я выявила, что уровень общения:

  • у 6 детей  низкий (спонтанный),

Разговаривает неуважительно со взрослыми  и сверстниками, повышает голос, просьбы выполняет неохотно, либо совсем не выполняет. Не контролирует свои действия и поступки. В общественных местах ведет себя вызывающе, привлекает к себе внимание, громко разговаривает или даже кричит.

  • у 4-средний (формальный)

В разговоре со взрослыми может проявить неуважительное отношение, но в основном придерживается норм поведения, внешне спокоен, но в отсутствии взрослого может проявить себя негативно.

  • у 2 – выше среднего (социально-волевой).

у ребенка сформировано уважительное отношение к взрослым и сверстникам, умеет проявить заботу об окружающих, охотно выполняет просьбы и поручения взрослых. Ведет себя сдержанно в общественных местах, в отсутствии взрослых ведет себя спокойно, уравновешен, разговаривает негромко.

                После комплексного анализа была намечена коррекционная работа с детьми группы:

на групповых логопедических занятиях логопед проводит работу по развитию у детей грамматического строя речи, развитию связной и звуковой культуры речи.

- На индивидуальных логопедических занятиях с детьми логопед работает над постановкой и автоматизацией звука конкретно с каждым ребенком в утреннее или вечернее время.

                Для проведения дополнительной коррекционной работы логопед дает мне задания по каждому ребенку и я в вечернее время провожу эту индивидуальную работу.

              Для занятий мной  подобраны пальчиковые игры и игры упражнения на развитие артикуляционного аппарата, развития правильного дыхания, которые вместе с логопедом мы «назначали»  индивидуально или подгруппе детей.     (смотри «Упражнения для развития мышц речевого аппарата», «Картотека пальчиковых игр по лексическим темам», игра «Зоркий глаз»)

           Упражнения и речевые игры с детьми проводятся мной в утреннее и вечернее время, во время проведения режимных моментов. (смотри Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.)

             Кроме того проводились беседы в утреннее время, на прогулках, в вечернее время о правилах поведения, дружбе, взаимопомощи.

            Вместе с детьми играли в сюжетные  игры «Парикмахерская», «Путешествие», «Магазин» и др. для формирования у детей норм поведения в общественных местах. (смотри Картотеку Сюжетных игр)

                Кроме того проводили с детьми игры драматизации по сказкам, песням,  с целью раскрепощения детей, свободного эмоционального общения. (смотри «Серия комплексных игр- занятий с элементами театрализации для детей логопедической группы», «Занятия для дошкольников для развития эмоционально-волевой сферы»)

               С родителями ведутся беседы  о формах  занятий с ребенком дома, о правильном речевом общении. (Смотри «подборка консультаций для родителей и бесед с ними).

                              

 В результате нашей совместной работы мы достигли таких успехов:

Общее РЕЧЕВОЕ Развитие детей логопедической группы :

Оценка в баллах

Уровни развития

Оптимальный

Высокий

Средний

Низкий

начало года

0

0

1

11

середина года

0

0

4

8

Звукопроизношение детей группы на февраль

Ф.И. р-ка

свистящие

шипящие

соноры

другие

с

с,

З

З,

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

л,

Р

Р,

Й

К

к,

Г

Г,

Х

Х,

В

в,

Ф

ф,

1

Гунин Алеша

2

Джумаев Максим

3

Маркелов Кирилл

4

Орехов Игорь

5

Орлов  Максим

6

Петров Даниил

7

Сокурова Юля

8

Сыров Кирилл

9

Хорошева Лена

10

Шапанова Анжела

11

Штальберг Леонид

12

Сироткин Ярослав

На середину года :        - нарушено произношение звука-37.7%

                      -поставлен изолированный звук-2.7%

                         - автоматизация звука в словах- 3.8%

                       -автоматизация звука в предложениях -3.8%

                         -автоматизация звука в стихах- 1.7%

                        - автоматизация звука в текстах (свободной речи)- 5.9% +44.4%=50.3%      

В результате  автоматизация звуков в свободной речи хоть не на много, но повысилась и как следствие возросло коммуникативное общение детей.

Таким образом, считаю, что эмоционому благополучию содействует развитие речи и коммуникативных навыков:

Проведя оценку коммуникативного развития детей группы (по Рыбак Е.В.) в феврале я выявила, что уровень общения у детей группы возрос:

  • у 6 детей  низкий (спонтанный),
  • у 4-средний (формальный)
  • у 2 – выше среднего (социально-волевой).

  • у 2 детей  низкий (спонтанный),
  • у 6-средний (формальный)
  • у 2 – выше среднего (социально-волевой).
  • У 2-высокий (гармоничный- ребенок активен, отзывчив, чувствителен к состоянию людей. Знает и почти всегда выполняет правила поведения, самостоятелен, способен принимать решения, проявляет живой интерес к окружающему, адекватно оценивает свои поступки.)

      в сентябре

В феврале

Вывод: соц- коммуникативное развитие напрямую влияет на результативность образовательной деятельностьи.

 -чем выше  уровень эмоционально- коммуникативного благополучия ребенка, тем выше уровень речевого развития.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (ребенок в семье и сообществе - формирование гендерной принадлежности) "Девочки и мальчики"

Закрепляются гендерные представления у детей, знания о своей принадлежности к полу, о строении человека, формируются умения различать мальчиков и девочек по внешнему виду и поведению....

Конспект НОД по реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» на тему: «Путешествие в страну Вежливости» (подготовительная группа)

Конспект НОД  по реализации образовательной области   «Социально – коммуникативное развитие» на тему: «Путешествие в  страну Вежливости»  (подготовительная группа)  может быть...

Статья на тему "Организация совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста при реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

В содержании статьи рассматриваются особенности организации совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста, раскрыта психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста, пере...

МПО «Содержание педагогической деятельности по реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в контексте ФОП До для детей 4-5лет"

quot;Реализация ФОП ДО. Взаимосвязь социаль-коммуникативного развитие дошкольников через познавательную деятельность"...