Конспект открытого занятия "Права ребенка надо знать и соблюдать"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Мазяр Елена Михайловна

Занятие проводилось  форме игры, с показом слайдов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aleksashkina_pr_3.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №45 «Солнышко»

 Конспект занятия в старшей группе

на тему: «Права ребенка надо знать и соблюдать».

Выполнила: воспитатель Мазяр Елена Михайловна

Москва 2015

Конспект занятия на тему: «Права ребенка надо знать и соблюдать»

               

Актуальность. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере

Цели:

  • упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
  • развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;
  • учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
  • воспитывать чувство уважения к другим людям;
  • развивать память, мышление, расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Участники: Воспитатель, дети старшей группы.

 Оборудование:

  • выставка «Портреты детей»;
  • использование ИКТ (картинки из сказок);
  • волшебный сундучок;
  • картинки с изображением прав детей;
  • свидетельство о рождении;
  • шляпа.

Форма проведения: занятие.

Место проведения: музыкальный зал.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, заучивание стихотворений,  русских народных сказок, беседы на тему: «Права ребёнка», рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, поговорок.

Содержание занятия:

Дети под музыку входят в зал.

Воспитатель:

По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети -
О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах и обязанностях. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и  правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей. Как вы думаете, что такое право?

Ответы детей: право, жить, учиться.

 Воспитатель: Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится (достаю свидетельство о рождении). Что это за документ?

Ответы детей: документ, свидетельство о рождении

Воспитатель:  Правильно, свидетельство о рождении - первый документ каждого человека. Выдается после рождения. О каком праве он напоминает?

Ответы детей: О праве на имя, фамилию, отчество.

Воспитатель: Зачем нам нужно имя?                 

Ответы детей: Чтоб нас не перепутали, различали.

Воспитатель:

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –                                                   

Имя каждому дано, 

И у каждого одно!

Воспитатель: Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

Ответы детей: Называть друг друга по имени.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о праве на имя. У нас у всех есть имя. А зачем оно вам?

Ответы детей: Чтоб нас не перепутали,

Воспитатель: А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?

Ответы детей: Эй, ты. Эй, вы.  Эй, девочка. Эй, мальчик.

Воспитатель: Это оскорбительно, обидно, невежливо. Никогда не отзывайтесь, если кто-то вас зовет таким образом. Но, вот иногда вы хотите обратиться к кому-то, а имени этого человека не знаете. Как поступить в этом случае?

Ответы детей: Надо познакомиться.

Игра « Шляпа знакомств».

Воспитатель: (достает из сундучка шляпу) Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

Воспитатель: Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?

Ответы детей: О праве на маму, папу, право на семью.

Воспитатель: Что вы знаете об этом праве?

Ответы детей: У каждого человека должны быть папа, мама.

Ребенок: (Дима Д. читает стихотворение).

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: Ребята, у всех людей есть не  только права, но и обязанности, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова.
     Воспитатель: Бабушка.

Ответы детей: Бабуленька, бабулечка.
Воспитатель:
 Дедушка.

Ответы детей: Дедуля, дедулечка.
Воспитатель:
 Сын.

Ответы детей: Сыночек, сынуля.
Воспитатель:
 Мама.

Ответы детей: Мамочка, мамулечка.
Воспитатель:
 Дочь.
Ответы детей:
Дочка, доченька.
Воспитатель:
 Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека.  Дети давайте вспомним, какие пословицы, и поговорки о семье вы знаете? Я начинаю, а вы продолжаете.

Воспитатель: В семье дружат

Дети: живут, не тужат.
Воспитатель: Семья сильна,

Дети: когда над ней крыша одна.
Воспитатель: Кто родителей почитает,

Дети: тот счастлив бывает.
Воспитатель: В хорошей семье

Дети: хорошие дети растут
Воспитатель: Птица рада весне,

Дети: а дитя матери.
Воспитатель: Вся семья вместе, 

Дети: так и душа на месте.

Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.


Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?

Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры

Ребенок: Я заправляю постель

Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома

Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.

Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?                      

Ответы детей: отдых, право на отдых.

Воспитатель: Как можно отдохнуть детям?

Ответы детей: Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать, кататься на самокате.

       Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем». (Дети загадывают движения, затем к ним подходит Воспитатель).

  Дети: Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу!

       Воспитатель в роли Человека Рассеянного: А что вы умеете делать?

       Дети: Что умеем, мы не скажем, а что делаем - покажем! (Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.)

Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет?

Ответы детей:  Право заниматься, учиться.

Воспитатель: Право на образование.  Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания. Где можно получить образование?

Ответы детей: В школе, в детском саду,  в институте.

Воспитатель:  Для чего надо учиться? 

Ответы детей: Чтоб получить профессию, диплом.

Воспитатель: Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

Воспитатель: В чем заключается ваша обязанность?

Ответы детей: Стараться хорошо учиться.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках?

Ответы детей: Конечно можно.

Воспитатель: Предлагаю вам известные сказки, попробуем определить эти права? (друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок).

«Золушка»              Ответы детей:  Право на отдых.

«Буратино»             Ответы детей: Право на безопасные условия жизни.  

«Колобок»              Ответы детей: Право на жизнь.

«Айболит»              Ответы детей: Право на медицинское обслуживание.

Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она напоминает?

Ответы детей: О праве на  дом, на жилище.

Воспитатель:  Как люди обязаны относиться к своему дому?

Ответы детей: Бережно.

Воспитатель:  Почему?

Ответы детей: Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.

Воспитатель: Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Воспитатель: 

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о Праве на медицинский уход.

Воспитатель: Кто изображен на рисунке?

Ответы детей: Доктор, врач

Воспитатель: Что он делает?

Ответы детей: Слушает девочку.

Воспитатель: О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Воспитатель:  Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, больше есть овощей и фруктов.

Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.

Ребенок: (Дирина Ш. читает стихотворение).

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Что нового вы узнали? Какие есть права у детей? Какие есть у вас обязанности? Молодцы! Вы сегодня хорошо отвечали, были активные и внимательные. И я уверена, что права, о которых мы с вами говорили, вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Права ребенка надо знать! Не только знать, но и соблюдать!»

Дошкольные образовательные учреждения  накопили разнообразный  практический материал, использование  которого помогает  педагогам по-новому строить сотрудничество с семьей и  ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтобы никогда не попадать в сложные положения, надо знать и соблюдать правила дорожного движения!»

     Два года назад я прошла обучение на курсах по теме «Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге и в транспорте». Актуальность данной про...

«Чтобы никогда не попадать в сложные положения, Надо знать и соблюдать правила дорожного движения!»

Конспект непосредственно занятийной деятельности  по ПДД в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет...

правила которые надо знать и соблюдать

К моменту поступления ребенка в школу он должен четко усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:- играй только в стороне от дороги;- переходи улицу там, где обозначены ук...