Обучение через движение или упражнения с элементами кинезиологии для детей.
статья по теме

Образовательная кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Подготовила: Саяпина М.Г., инструктор по физической культуре

Обучение через движение или упражнения с элементами кинезиологии для детей.

Общеизвестно, что для гармоничного развития ребёнка необходимо движение. Образовательная кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое — отвечает за тело, координацию движений, пространственное и зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга — математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое — отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи специальных  кинезиологических упражнений. Кинезиологическое упражнение — это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологические упражнения развивают мышление ребёнка через движение,  гармонизируют работу мозга, способствуют развитию мелкой моторики, памяти, внимания, речи.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Она позволяет выявить скрытые способности ребёнка. Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.  В результате повышается уровень  эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги  Пол Деннисон и  Гейл Деннисон. Пол Деннисон обнаружил огромные возможности физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребёнка, так и взрослого.

Он объединил знания нейрофизиологов, нейропсихологов, практических психологов прикладной кинезиолгии,  развивающей офтальмологии, какую-то часть движений взял из восточных практик, какую-то из танцевальных техник (здесь ему помогала его жена Гейл Деннисон, имеющая профессиональное танцевальное образование) и создал систему простых, быстрых и эффективных упражнений. Эти упражнения направлены на восстановление природных, уникальных способностей человека, возвращение его к естественному, природному механизму обучения, при котором любой процесс познания нового становится радостным, активным, увлекательным занятием. Эти  упражнения были названы Brain Gym (Гимнастика Мозга) и являются только небольшой частью образовательной кинезиологии. Эти упражнения очень просты, их можно выполнять где угодно, без требований к пространству, они интересны, забавны, на их выполнение не требуется много времени, а так же они эффективны в любом возрасте.

Упражнения делятся на четыре группы.

Первая группа включает упражнения, пересекающие срединную линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела, что является необходимым требованием для свободного чтения, письма и множества других навыков.

Примером упражнения из этой группы может служить упражнение «Перекрёстные шаги».

Полезный результат – улучшение координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, улучшение слуха и зрения, прилив жизненных сил. Улучшает навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания.

Вторая группа – это упражнения энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. На уровне работы мозга эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.

Примером упражнения из этой группы может быть «Энергетическая зевота».

 Полезный результат — помогает читать вслух с выражением и при этом понимать прочитанное, улучшает внимание, способность к самовыражению, спокойное думание в процессе работы.

Третья группа – растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы головного мозга, эти упражнения способствуют связи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.

Примером упражнения из этой группы может быть упражнение «Активация рук».

Полезный результат: улучшение внимания, моторной координации для письменной работы, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.

Четвёртая группа – упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому.

Например, упражнение «Позитивные точки».

Полезный результат – повышает способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков. Снимают стресс перед контрольными работами, спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и помогает при чтении вслух.

Сиротюк Алла Леонидовна - доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета. Она разработала несколько коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного возраста.

Методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в двигательных зонах  коры головного мозга.

Ещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из поколения в поколение народные потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик с пальчик», «Ладушки-ладушки» и другие. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять 3-5 раз в медленном темпе сначала одной рукой, затем — другой, а в завершение — двумя руками вместе. После того, как дети научились выполнять пальчиковые игры, примерно с пяти лет, можно давать комплексы пальчиковых упражнений с элементами кинезиологии, состоящие из трёх положений рук последовательно сменяющих друг друга. Упражнения необходимо проводить ежедневно. Указания ребёнку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Все упражнения взрослый должен выполнять вместе с детьми, постепенно, от занятия к занятию, увеличивая время и сложность.

Упражнения можно использовать на физкультминутках, на утренней зарядке. Для логопедического и спортивного уголка  можно изготовить наглядные пособия: по заплетанию кос, скручиванию лент, зеркальному рисованию и др..

Приложение 1  ( Упражнения из методики «Гимнастика Мозга»)

Приложение 2 (Пальчиковые упражнения для младших дошкольников)

Приложение 3 (Пальчиковые упражнения для старших дошкольников)

Приложение 4 (Перекрёстные упражнения)

Приложение 5 (Телесные упражнения)

Приложение 6 (Растяжки)

Приложение 7 (Комплексы упражнений развития интеллекта старших дошкольников)

Список используемой литературы:

  1. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2008.
  2. www.stf-smtu.ru (Перевод книги «Гимнастика мозга»)
  3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М. 2003.
  4. Баллингер Эрих Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для успешной учебы в школе. - М. 1996.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Развивающие игры с элементами кинезиологии для детей 4-5 лет"

Представлена рабочая программа кружка  "Развивающие игры с элементами кинезиологии для детей 4-5 лет"...

Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение.Кинезиологические упражнения.

Кинезиология - наука, о развитии головного мозга через движение, которая существует давно. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных ...

Игры и упражнения с элементами музыкотерапии для детей

В материале можно узнать, как с помощью музыки выполняется терапия....

игры и упражнения с элементами музыкотерапии для детей

quot;Облачко, "Лёгкие бабочки", "Игра с воздушными шариками", "Эмоциональное расслабление"...

Презентация."Игровые упражнения с элементами кинезиологии для формирования у дошкольников мелкой моторики рук".

laquo;Игровые упражнения с элементами кинезиологии для формирования  у дошкольников мелкой моторики рук» Образовательная кинезиология (кинестетика) – это система повышения...