СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «РЕБЁНОК НА УЛИЦАХ ГОРОДА»
статья на тему

Роборовская Альбина Рафиковна

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «РЕБЁНОК НА УЛИЦАХ ГОРОДА»

(«Формирование у детей способности воспринимать реальный мир города, улицы, правильного поведения и общения в транспорте и общественных местах»)

          Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период приобщения ребёнка к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического, социально личностного развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника. Познание мира ребёнком осуществляется – эмоционально-практическим путём: он пользуется различными предметами, обследует их форму, величину, цвет, радуется ярким краскам природы. Богатство окружающего мира увлекает ребёнка, подталкивает к самостоятельному познанию, действию, проявлению творчества.

          Моя задача состоит в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия эго возрастного потенциала, чтобы ребёнок накопил опыт познания,  деятельности, творчества. В этом мне помогают различные виды деятельности: игра, общение, экспериментирование, речевая, театрализованная и изобразительная деятельность.

            Но всё же самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему только раз. Но чтобы прожить жизнь так или иначе, прежде её надо сохранить. Сегодня нашу безопасность, а главное, безопасность наших детей не гарантирует никто. Но всё таки у нас есть возможность защитить себя и своих детей. Поэтому мы работаем по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Статистические данные о дорожно – транспортном травматизме показывают, что на улицах города погибает много детей. Чтобы научить детей выполнять правила дорожного движения, я углублённо работаю по разделу «Ребёнок на улицах города». В решении проблемы безопасности движения имеет значение своевременная подготовка детей к правильной ориентации на улице, выработка привычки соблюдать правила дорожного движения.

           Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении. Они не умеют управлять своим поведением. Тем не менее, я выделила такие правила поведения на дорогах, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила необходимо разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Безопасному поведению на улице надо учить. Я стараюсь это делать. При этом считаю, что обращаться к детям следует нормальным языком без уменьшительных существительных и ласкающих слух выражений. Ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не  автомобильчики!

           Для обеспечения безопасности детей имеет значение и поведение нас взрослых. Нельзя забывать, что наш пример должен быть только позитивным, поскольку законы дорожного движения не делятся на законы «для детей» и для «взрослых». Если поведение родителей будет отличаться от тех правил, которым они учат ребёнка, то никакие знания детей правил дорожного движения и навыки поведения на дороге не спасут ребёнка от беды. Чем больше ребят будут хорошо знать правила дорожного движения и уметь безопасно вести себя на улице, тем меньше на наших улицах и дорогах будет пострадавших в дорожно – транспортных происшествиях.

        После каждого занятия по правилам дорожного движения для родителей я вывешиваю специальный информационный лист, по которому они могут узнать тему прошедшего занятия и домашнее задание, которое их ребёнок должен будет выполнить с их помощью, а так же некоторые рекомендации к выполнению этих заданий.

         Например: «Уважаемые родители! Тема сегодняшнего занятия по правилам дорожного движения «Дорога и правила поведения на ней».

         Поговорите, пожалуйста, с Вашим ребёнком о правилах поведения пешехода на тротуаре, о целесообразности этих правил.

         Обратите внимание на тех пешеходов, которые нарушают эти правила. Понаблюдайте вместе, какие сложности в движении пешеходов возникают в связи с такого рода нарушениями, к чему они могут привести. Всего доброго».

          Учить детей правилам дорожного движения я начала с младшей группы. Вначале своей работы я поставила перед собой задачи:

  1. Дать детям знания о дорожных знаках для водителей и пешеходов; о правилах дорожного движения, о правилах езды на велосипеде; как вести себя в экстремальных ситуациях (если ребёнок потерялся). Воспитывать навыки культуры поведения на улицах города и в транспорте.
  2. Повышение своей квалификации в проведении работы с детьми по правилам дорожного движения.
  3. Организация работы с родителями.

 

           В самом начале я подобрала литературу, сделала картотеку стихов, загадок по правилам дорожного движения, с каждым годом пополняла её. Изготовила макеты улицы по возрастным группам, которые впоследствии использовала для знакомства с улицей, светофоры (объёмный и плоскостной), нагрудные знаки с изображением видов транспорта, сшила операторы для дорожных знаков, суть их в том, что знаки, расположенные в них, постоянно находятся в поле зрения детей и лучше ими запоминаются. Подбирала иллюстрации с изображением опасных ситуаций на дороге, впоследствии я их использовала для закрепления правил поведения на улице, а также ситуации из жизни, например: «Дети зимой карались на санках с горки, один мальчик, его звали Саша, внезапно выехал на проезжую часть, машина не успела затормозить и наехала на Сашу, мальчика увезли в больницу с переломом ноги, ему было очень больно». После моего рассказа дети сами рассказывали аналогичные ситуации, обсуждали ох, были и такие рассказы, когда нарушители сами не пострадали, но по их вине случилось дорожно – транспортное происшествие, пострадали невинные люди.

         Изготовила атрибуты для настольной и напольной сюжетно – ролевой игры «Дорога».

          В группе имеется наличие реальных вещей (фуражка, жезл, ремень, свисток и др.) позволяющих ребёнку войти в мир взрослых и исследовать его.

          Придумала дидактические игры: «Угадай, какой знак? «Найди по описанию», «Машины – помощники», «Покажи знак» - с использованием загадок.

           В старшей группе продолжила знакомство с дорожными знаками для водителей и пешеходов. Дети знают и называют запрещающие знаки, предупреждающие, информационно – указательные и знаки сервиса.

           Ребята знают правила поведения в транспорте и я думаю выполняют их. После знакомства с правилами провела беседу, как дети ездили с родителями и какие ситуации наблюдали в транспорте; затем все вместе обсуждали их.

           Изготовила персонажи для театра, которые использовала для закрепления правил дорожного движения и правил поведения в транспорте. Дети с большим интересом и желанием принимали участие в изготовлении (по мере умений) атрибутов для игр.

           Ребята познакомились с работой милиционера – регулировщика, свои знания с детства мы закрепляли во время прогулок, в зимнее время машины нам заменяли санки. Для закрепления знаний по правилам дорожного движения я составила кроссворды, это любимое занятие детей. Кроме того, работа по данной теме позволяет обогатить словарь и речь детей новыми выражениями, понятиями; развивать конструктивные и изобразительные способности. Тема неисчерпаема для развития познавательных и творческих способностей детей не только на этапе дошкольного детства, но и в дальнейшем.

          Я предлагаю варианты работы с детьми, которые можно использовать по теме «Ребёнок на улицах города».

  1. Занятия с детьми по темам.
  2. Целевые прогулки по улицам города (переход, светофор, перекрёсток, наблюдение за транспортом и пешеходами и т. д.).
  3. Чтение с детьми произведений по теме.
  4. Разучивание стихов, загадок о дорожных знаках и транспорте.
  5. Рассматривание иллюстраций и картин по ПДД.
  6. Индивидуальные беседы с детьми.
  7. Сюжетно – ролевые и дидактические игры.
  8. Детское творчество на занятиях.
  9. Викторины.
  10. Вечера развлечений.

 

 

 

 

     Сегодня я могу сказать, что изучение выбранной темы позволило решить и ряд важнейших познавательных, образовательных и речевых задач:

  1. Развить интерес к технике, её конструированию;
  2. Развить мелкую моторику, конструктивные и творческие способности детей;
  3. Научить ориентироваться на плоскости и в пространстве;
  4. Развить умственные способности ребёнка:

    - Развить память и образное мышление;

          - Научить логически мыслить;

          - Сформировать умение анализировать и систематизировать;

      5. Развить речь детей:

          - Научить отвечать на вопросы и задавать их;

          - Упражнять в составлении описательных рассказов;

          - Расширить и активизировать словарь детей за счёт названий различных видов          транспорта и их частей, способы передвижения, профессии людей;

      6. Воспитать личностные качества ребёнка: настойчивость, волю, целеустремлённость.

      7. Сформировать коммуникативные способности детей в процессе совместных дидактических конструктивных игр.

           В результате проделанной работы дети знают и умеют различать дорожные знаки, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета улицы, с автомобилями и куклами – пешеходами; знают сигналы регулировщика и используют их в играх. Большую помощь в осуществлении этой работы помогли родители. Они дома в беседах с детьми закрепляли знания, полученные в детском саду.

           Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах – соблюдать Правила дорожного движения.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правилам безопасности для детей средней группы "Ребёнок на улицах города"

Занятие с использованием макета "Улица" очень интересный вариант обучения детей. Они надолго его запомнили и сейчас часто  используют в своих играх, что даёт им возможность  самостоятельно з...

Анкета для родителей "Я и мой ребёнок на улицах города"

Анкета для родителей«Я и мой ребенок на улицах города»Насколько серьезно относятся родители к обучению детей Правилам дорожного движения и насколько они сами могут служитъ для своих малышей положитель...

« РЕБЁНОК НА УЛИЦАХ ГОРОДА» занятие по правилам безопасности

УТОЧНИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ОБ УЛИЦЕ,ДОРОГЕ,ТРОТУАРЕ;ПОЗНАКОМИТЬ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «РЕБЁНОК НА УЛИЦАХ ГОРОДА»СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «РЕБЁНОК НА УЛИЦАХ ГОРОДА»СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ   Основные задачи Месяц Организация развивающей среды Содержание Формы совместной дея...

Тема недели " Ребёнок на улицах города" музыка в аудио (+) и (-)

Песни познавательные " Светофор" - старшие группы." Начальник светофор"-младшие группы. Смотреть аудио файлы....

Статья по правилам дорожного движения с детьми в подготовительной группе на тему: «Путешествие по улицам города»

Цель: создать условия для знакомства детей с правилами дорожного движения, учить применять их в практических ситуациях и воспитывать чувство ответственности.Задачи:Образовательные:- продолжать зн...

Конспект занятия по ПДД во 2-ой младшей группе. Тема: « Ребёнок на улицах города. Безопасность на дорогах».

Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения, познакомить со светофором....