"Смотри, во все глаза".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

цель - дать представление, о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по валеологии31.82 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ « Центр раннего развития - детский сад № 44»

Конспект

НОД

по «валеологии»

в старшей группе

на тему: "Смотри, во все глаза".

Воспитатель

I  квалификационной категории:

 Мягкова Ю.С.

г. Саратов 2015 год

Тема: "Смотри, во все глаза".

Интеграция образовательных областей:

по речевому развитию, по         социально-коммуникативному развитию,

по         познавательному развитию, по        физическому развитию        .

Интеграция специалистов:  врач, психолог

Цель: дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека.

Задачи:

Образовательная:

1.        познакомить детей со строением глаза.

2.         расширять пассивный словарь дошкольников: "зрачок", "сетчатка", "радужная оболочка", "глазной нерв", "хрусталик", "мышцы глаза".

3.  продолжать формировать интерес к человеку.

4.Закрепить знания  детей об органах чувств.

Развивающая:

  Развивать у детей гибкость мышления, воображения, исследовательские способности и поисковую деятельность.

Воспитательная:

Воспитывать усидчивость, интерес и желание к  стремлению иметь здоровые  глаза.

Воспитывать чувства толерантности, сочувствия, помощи, поддержки.

Предварительная работа:

разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения;

-разучивание комплекса упражнений для активизации работы глазных мышц;

-предупреждение нарушений зрения посредством специальных упражнений: различные виды гимнастики для глаз, массаж глаз.

-беседа по теме "Зрение";

-разучивание дидактических и подвижных игр "Рассмотри дерево" (тренировка зрительной памяти); "Найди одинаковые предметы" (тренировка представлений детей о пространстве и времени);

-рассматривание познавательных рисунков;

-организация сюжетно-ролевой игры "Больница"

 (на приеме у офтальмолога);

-чтение стихотворения А. Барто "Очки".

Оборудование и материалы:

Фланелеграф, карточки, цветные цифры (тестирование)

-презентация "Строение глаза", «Кроссворд»

-видео «Слепые люди»

-ламинированные карточки с картинками  для мед.  сестры.

Платочки для завязывания глаз, игрушки для рассматривания детей.

\

Ход НОД

  1. Беседа «Чем мы видим»

Воспитатель: - Ребята, а помните, у нас с вами бывает день здоровья. Сегодня мы с вами как вы думаете, о чем будем говорить, играть, размышлять?

Ответы детей: о витаминах, о зрении, о здоровье,  о пищеварении и  о носе, об языке.

Воспитатель:  Предлагаю вам сейчас вспомнить, какие органы чувств  вы знаете? Предлагаю вам сегодня узнать о важности органа зрения и об особенностях его строения. Показываю  презентацию «кроссворд». Молодцы!

  1. презентация «Строение глаза».

Воспитатель: - Ребята,  посмотрите, перед вами орган зрения - глаз. Природа заботливо оберегает наши глаза: они расположены в особых углублениях – глазницах.   Посмотрите, глаз закрывается «дверцой»,  которая называется «веко» Ветер несет в лицо пыль – ее задержит реснички. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.

Сам глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи мы видим белковую и радужную оболочки глаза. Радужная оболочка бывает разного цвета, а в самом центре радужной оболочки находится  черная точка-зрачок.

Под действием света зрачок может то сужаться, то расширяться благодаря специальным мышцам. Далее свет проходит через особую прозрачную линзу – хрусталик.

Этот хрусталик крепится на специальных мышцах и может изменять свою кривизну – быть выпуклым, плоским или вогнутым. Кривизна хрусталика зависит от того, на каком расстоянии находится рассматриваемый объект.

  1. Игра-эксперимент «Зачем нам 2 глаза, а не один»

Мы с вами рассматривали  строение  одного глаза. А у нас с вами  сколько глаз?

Ответы детей:  2 глаза.

Воспитатель: А зачем нам 2 глаза? Я один закрываю глаз и все вижу.

 А давайте с вами узнаем «хорошо» один или два глаза?  

 Давайте пройдем в спальню.

- Кто  хочет поучаствовать в эксперименте? Выбираю 2 детей.

Итак, один ребенок закроет правой рукой  правый глаз, а другой ребенок левой рукой левый глаз. А теперь,  не поворачивая головы, что вы видите? (игрушки расположены в разных местах)

Ответы детей:  дети перечисляют, что они видят.

Воспитатель: молодцы! - А  кто хочет поучаствовать еще в одном эксперименте? Выбираю 2 детей. Завязываю глаза платком.

- А теперь, что вы видите?

Ответы детей:  ничего. Можно ли обойтись совсем без зрения ?  Почему?  

Подойдите к столу. Найдите на ощупь предметы? Какой предмет по форме, по величине, по  цвету?

Воспитатель: - Ребята, какой же можно сделать вывод?

Ответы детей:  С одним глазом хорошо, без 2 глаз плохо и т.д.

Воспитатель: - Ребята, к нам кто-то пришел в группу. Пойдемте!

Входит мед. сестра.

Воспитатель:  - Ребята, кто к нам пришел?

Ответы детей: мед. сестра.

Воспитатель:   - А как ее зовут? Чем занимается мед. сестра?

А какой можно сделать вывод?

Ответы детей: Елена Владимировна.

 Воспитатель:   - А какой можно сделать вывод?

дети: врач заботится о здоровье.

Мед. сестра: Здравствуйте ребята!

Воспитатель: - А кто у нас еще есть в детском саду?

Ответы детей: - врач

Воспитатель:   - А вы знаете, как ее зовут?

Ответы детей: врача зовут Анастасия Валерьевна, мед. сестру – Галина Викторовна.

  1. «Береги глаза».

Мед. сестра:  Ребята, глазки нужно беречь! А как мы бережем глазки?

Ответы детей:

Читаем  и рисуем за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.

Бережем глаза от колющих и режущих предметов, от палок и веток.

Едим продукты  с витаминами.

Гуляем на свежем воздухе.

Не трем  глаза грязными руками.

 Умываемся  ежедневно с мылом.

 Не смотрим близко и долго (более 1 часа) телевизор, не играем в компьютерные игры (более 15 мин.)

 Не читаем и не рисуем, лежа в постели.

  1. «Игра с картинками».

Мед. сестра: Я предлагаю поиграть в игру «хорошо-плохо». Я буду показывать  рисунки с изображением детей в разных ситуациях, когда ребенок бережет свои глаза, и когда нет.

-Давайте сравним эти ситуации,  и если вы считаете, что то, что изображено на рисунках, правильно для глаз, хлопайте в ладоши, а если неправильно, то закрывайте лицо руками.  Встаем в круг с детьми.

Варианты картинок:

Ребенок трет глаза грязными руками.

Ребенок вытирает лицо чистым платком.

Ребенок читает в транспорте.

Ребенок смотрит телевизор, сидя близко к экрану.

Ребенок читает, лежа в постели.

Ребенок смотрит телевизор на расстоянии от экрана.

Мед. сестра:  Ребята, теперь я уверенна, что вы будете беречь свои глазки. До свидания!

  1. «Гимнастика для глаз»

Воспитатель: А еще как  мы заботимся о глазах?

Ответы детей: упражнения для глаз, массаж глаз,  гимнастику для глаз.

-А теперь сделаем гимнастику для ваших глаз, чтобы они немножко отдохнули.

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет.

Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим "самолетом".

Правое крыло отвел, посмотрел,

Левое крыло отвел, посмотрел.

Отводят попеременно правую и левую руки и следят за ними взглядом

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

Делают вращательные движения руками перед грудью и следят за ними взглядом.

Поднимаюсь ввысь, лечу,

Возвращаться не хочу.

Встают на носочки и изображают полет самолета.- 2 раза.

Включаю грустную музыку.

Воспитатель: - А сейчас я попрошу вас сесть на стульчики.

  1. «Беседа о слепых» (видео-2-3 мин.)

Воспитатель: - К сожалению,  на земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?

Ответы детей: трудно перейти дорогу, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке.

Показываю видео.

Воспитатель: Наше государство заботится о таких людях.

 Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев.

 А также есть специальные светофоры для слепых, которые издают звук.

-Я думаю, ребята, нам надо  всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?

Ответы детей: Можно помочь ему перейти дорогу, спуститься по ступенькам, подсказать номер автобуса.

  1. Психолог релакс «Пальминг».

Психолог:- Ребята, а у меня есть еще одно предложение. Вы умеете глазками делать гимнастику для закрепления мышц, а я предлагаю научить вас расслаблять мышцы глаз.

  Выполняем упражнения  с детьми.

Воспитатель:  - Ой, спасибо большое! Наши глазки отдохнули, и у нас есть предложение!

  1. Тест «Что мы узнали»

Сейчас  мы с вами будем играть в игру, которая называется «Цветные вопросы».

Подходим к столу.

Ребята, перед вами, у каждого на столе  лежат разноцветные цифры. Сейчас я буду задавать цветные вопросы, а вы должны  будете выбрать правильный ответ, поставив цифру в кармашек.

Итак, первый вопрос  желтого цвета.

          Когда  чаще всего отдыхают наши глаза?

1 когда открытые;

2 во время сна;

3во время гимнастики.

Второй вопрос синего цвета.

Глаз по форме похож  на?

1 на конус

2 на шар;

3 на овал.

 Третий вопрос красного цвета.

       Хрусталиком называется:

1.особая прозрачная линза.

2. черная точка посередине глаза.

3. специальные мышцы.

Из каких оболочек снаружи  состоит глаз?

  1. Из радужной оболочки
  2. Из  белковой оболочки
  3. Из радужной и белковой оболочки

Четвертый вопрос  зеленого цвета.

Если ветер несет в лицо пыль, то ее задержит:

1.        Веко 2.Реснички. 3.бровиПятый вопрос оранжевого цвета.

Если ветер несет в лицо пыль, то ее задержит:

  1. Веко 2.Реснички. 3.брови

Из каких оболочек снаружи  состоит глаз?

  1. Из радужной оболочки
  2. Из  белковой оболочки
  3. Из радужной и белковой оболочки

Молодцы!  - А теперь посмотрите на фланелеграф.  Здесь прикреплены разноцветные квадратики. Итак, первый квадратик желтый. Желающие есть прикрепить кармашек с цифрой. Кто не согласен? Следующий вопрос был синего цвета и т. д.

Молодцы!

  1. Предложение.

Ребята,   а теперь как всегда, в этот день  вспомним правила.

Первое правило «Что узнал, то зарисуй»

Второе правило « Что узнал, расскажи другому»

Третье правило «Поиграй с родителями и узнай больше»

Ребята, вы продолжайте работать, а я провожу  гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Смотри во все глаза"

Роль зрения в полноценном развитии ребенка велика. Это обусловлено прежде всего тем, что, как известно, большой процент информации об окружающем мире получает ребенок через зрительный анализатор....

Проект «Смотри во все глаза!»

Проект «Смотри во все глаза!» для детей подготовительной группыГрупповойДолгосрочныйПознавательно-исследовательскийУчастники проекта: дети, воспитатели, родители...

Конспект занятия по валеологии "Смотри во все глаза"

Дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помо...

Проект в старшей группе "Смотри во все глаза"

 По статистике, уже половина современных школьников имеет дефекты зрения. В чем же причина ухудшения зрения у детей? Одна из основных - слишком большие нагрузки на органы зрения. Болезнь в...

смотри во все глаза

здоровьесбережение .конспект занятия...

«Смотри во все глаза»

«Смотри во все глаза». Конспект комплексного занятия по здоровьесберегающим технологиям...

Игра-беседа "Смотри во все глаза!"

Материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Материал представлен в игровой форме и доступен пониманию ребенка, позволяет донести до него важность выполнения правил безопас...