Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО
статья на тему

Кемаева Лариса Сергеевна

Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (опыт работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Кемаева Л.С., воспитатель, г. Нижнекамск,

МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №3"

Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

(опыт работы)

Театр. С этим словом у детей связано ощущение праздника, радости, веселья и, конечно же, сказки.

Важным средством в воспитании детей является развитие у них самостоятельной художественно-речевой деятельности. Эта тема охватывает все стороны воспитания дошкольников. Дети развивают свои умственные способности, память, речь, обогащают литературный язык. Они помогают взрослым готовить костюмы, декорации для спектакля. Участие в театрализованных представлениях воспитывает в детях ответственность, желание не подвести товарища, дает возможность познать себя, развивать свои артистические способности.

Общаясь с детьми на занятиях и в свободное время, я обратила внимание на то, что дети, благодаря «компьютерному веку», стали больше походить на «роботов». Стало больше жестокости, дети более конфликтны, озлоблены, не умеют договариваться, сопереживать сверстникам. А ведь всем известно, что если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов и в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически. Сделав выводы, я решила более серьезно заняться этой проблемой, используя театр.

С помощью театрализованной деятельности можно решить многие  проблемы, касающихся формирования положительных качеств личности ребенка. В театрализованных играх дети разыгрывают несложные представления по литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жестикуляцию). Можно продемонстрировать способы взаимодействия героев, их отношений.

На первом этапе моей работы необходимо было создать условия для театрализованной деятельности детей в группе: изготовили ширму, привели в порядок кукольный театр, плоскостной и объемный, теневой театр и театр игрушки.  Так же целесообразно в групповой комнате оформить уголок театра. Он может состоять из двух частей: «Волшебные превращения» и «Встречи с героями театра». Дети очень любят посидеть в уголке театра, полистать книги, познакомиться с пьесами-сказками. Необходимо, чтобы весь подобранный материал соответствовал сюжетам произведений, уже известных детям, был легким для запоминания.

Затем заинтересовала родителей с помощью консультаций и личных бесед.

Далее был самый ответственный момент – заинтересовать детей. Сначала я предложила несколько постановок сказок кукольного театра. Все происходило в игровой форме. Я известила детей (пришел Петрушка, принес телеграмму о том, что приедут артисты), были изготовлены «билеты» и «деньги» (готовили сами дети). Все с нетерпением ждали представления. По ходу спектакля было слышно дыхание каждого ребенка!

Решили регулярно (раз в неделю) показывать кукольные спектакли. Были поставлены «Теремок». «Репка», «Три поросенка», «Вершки и корешки» (инсценировка Неменовой). Наиболее удачным был спектакль «Теремок». В нем удалось добиться наибольшего успеха у детей. После просмотра спектакля дети потом еще долго отражали свои впечатления в самостоятельной художественно-творческой деятельности: рисовали, лепили, разыгрывали отдельные сценки, и не только в саду, но и дома (по рассказам родителей).

После просмотра спектакля «Вершки и корешки» я провела своего рода  «пресс-конференцию». Дети высказывали свои впечатления об увиденном. Они правильно поняли замысел: показать, что побеждают дружба, искренность, правдивость, доброта.

После спектаклей я преднамеренно оставляла кукол в коробке в доступном для детей месте. Много рассказывала о театре, артистах, декораторах и костюмерах. Дети с интересом поглядывали на кукол, брали в руки, пытались манипулировать ими. Не трудно было догадаться, что им самим очень хотелось побывать в роли артистов, научиться управлять непослушными куклами. Я начала обучать детей кукловождению. Для этого сначала показала и рассказала более подробно, как выглядят куклы, как их нужно держать, как двигать. Не легко было детишкам, но они очень старались.

Затем перешли к разучиванию текстов. Я добивалась большей эмоциональности речи у детей, на примере экранизаций сказок, аудиозаписей, как интереснее сказать реплику, чтобы ярче изобразить характер героя. Так же использовала частушки, четверостишья; устраивала конкурс «Угадай, кого покажу», где ребенок изображал кого-либо, а остальные – отгадывали. Появлению образной выразительности, характерных для разных ролей мимики, жестов, помогают игры-загадки типа «Угадайте, кто пришел?». Воспитатель предлагает узнать, представители каких профессий, знакомых детям, он изображает. Затем показывает не только действия, но и передает мимику, жесты, какие-то характерные движения, позы. Если детям эта игра понравится, то они сами могут загадывать друг другу загадки, подобные этим. По мере необходимости советовала, как лучше передать тот или иной образ, поощряла за хорошую имитацию, например, «Очень легко было узнать, что Алеша-шофер. Он сел, как будто в кабину, поправил зеркало, чтобы на дороге все было видно. Вы заметили, какое у него было серьезное лицо?». Все эти приемы очень помогли развить у детей эмоциональность речи, артистичность, пластичность, на сколько это возможно, фантазию.

Можно провести с детьми серию занятий, делая упор на обучение творческому рассказыванию в сочетании с интонационной выразительностью речи. Занятия нужно строить по принципу постепенного усложнения. Детей надо обучать описывать природу, место действия, портрет персонажа, его настроение.

Следующий этап – составление рассказов по образцу. Не все дети могут точно образно описать героя, речь их бедна, не выразительна, в ней мало эпитетов, сравнений. Этот пробел легко восполнить на других занятиях и в повседневной жизни. Детям можно предложить задание на придумывание эпитетов к разным словам. Поначалу дети теряются, им особенно трудно дается подбор сравнений, поэтому в качестве образца можно предложить выдержки из литературного произведения. Большую помощь в этой работе оказывают дидактические игры, такие как «Опиши предмет», «Я начну, а вы закончите». Они обогащают речь детей, делают более точным и выразительным язык. Необходимо уделить внимание и работе над интонационной выразительностью речи. Можно поучить детей читать стихи то удивленно, то насмешливо, то возмущенно. Сначала не всем удается сочетать интонационную выразительную речь с движением. Приходиться показывать, как передавать настроение героев сказки, их характер. Фигурки, используемые для инсценировок, должны всегда находиться в уголке театра. Они как бы побуждают детей к игре с ними. Так постепенно создается образ какого-либо героя.

Таким образом, у детей развилось желание самим активно действовать: разучивать роли, делать кукол, костюмы, маски, строить несложные декорации из подручного материала.

К концу учебного года у детей накопились знания и первоначальные навыки кукловождения, актерского мастерства, умение использовать эти навыки в самостоятельной художественной деятельности. Дети, с которыми проводиться эта работа, многому научатся, богаче и выразительнее станет их речь, появится желание самостоятельно составлять рассказы, сказки. У них зародиться интерес к театрально-игровой деятельности, а главное, мы приоткроем детям дверь в храм искусства, называемый удивительным словом – театр.

Для того, чтобы творческая деятельность детей продолжалась и дома, я старалась привлечь к этой проблеме и родителей: давала им консультации, приглашала на спектакли. Родители начали проявлять интерес, предлагать свою помощь. Некоторые дети поделились, что дома они тоже показывают спектакли вместе с родителями, сестрами и братьями. Проявление такого общего интереса сплачивает детей, родителей и нас, воспитателей.

В заключении хочется сказать, что я не ставила целью своей работы воспитать артистов-профессионалов. Но кем бы ни были наши дети в будущем, я верю, что они все будут творчески относиться к своему главному в жизни делу. В человеке всегда заложено творческое начало, и нам, взрослым, важно уметь его развивать.

Список литературы:

Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СП-б.: Союз, 1997

Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер»: для детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Караманенко Т.Н. Кукольный театр - дошкольникам. – М.: Просвещение, 1969.

Развитие социальной уверенности у дошкольников / под редакцией Безруких М.М. –М.: ВЛАДОС, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность как средство творческого развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО

В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший эстетический вкус, телерантность в социальном общении....

Арт - терапия как средство сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка....

Арт - терапия как средство сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Актуальность этой  проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка. В таких случаях и может пом...

«Театрализованная деятельность как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманестические, подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействвии с детьми, решая при этом р...

Семинар – практикум для педагогов: на тему: «Игра как средство социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными н...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...