Использование элементов методики ТРИЗ в обучению дошкольников татарскому языку
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Хакимова Галия Ильгизаровна

Общение- самая значимая форма обучения детей татарскому языку и в этом направлении в своей работе я использую элементы методики ТРИЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hakimova_g.i.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов

методики ТРИЗ в обучении детей дошкольного возраста родному(татарскому) языку.

Хакимова Г.И.

воспитатель по обучению татарского языка  

МАДОУ “Детский сад № 145 комбинированного вида”

Ново-Савиновского района г.Казани                                                                              

Одна из актуальных проблем в системе образования Республики Татарстан – национально-региональный компонент, в частности вопрос обучение родному (татарскому) языку.

 Методика обучения родному (татарскому) языку является отраслью педагогической науки и имеет свои цели, задачи и содержание. Однако не все используемые на сегодняшний день методы обучения могут с максимальным успехом развить у дошкольников необходимые речевые умения и способности, так как опираются на закономерности механического запоминания. А это, в свою очередь, негативно влияет на формирование у детей мотивации к данному виду деятельности.

Для обучения родному языку детей-татар использую УМК «Туган телдә сөйләшәбез» (авторы Хазратова Ф.В., Зарипова З.М.), а для обучения русскоязычных детей УМК «Говорим по-татарски» (авторы Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Исаева Р.С.)  Однако практика выдвинула необходимость амплификации содержания обучения детей дошкольного возраста, опирающеюся на особенности детского развития: образное мышление, словотворчество и игру как ведущий вид деятельности. С данной целью я использую авторскую программу «Обучение детей дошкольного возраста татарскому языку с использованием методики ТРИЗ», которая рассчитана на старших дошкольников группы.

 Цель программы состоит в развитии фантазии, воображения, самостоятельного подведения итогов, логики, мышления, гибкости ума, самостоятельного выхода из различных ситуаций.

Особенности овладения татарским языком в дошкольном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящем на другом языке, со спонтанным овладением иными формами общения.

В этом направлении использую наиболее успешные элементы методики ТРИЗа. Задача заключается в том, чтоб расширить интерес детей, воспитание их любознательности. Интерес является не только условием для успешного выполнения работы, но и сам возникает в процессе ее осуществления. В тех  случаях, когда активная деятельность детей направлена на решение различных  познавательно-речевых задач, создаются благоприятные условия для переживания детьми радости открытия, радости изучения многого на другом языке.

Из элементов ТРИЗа по обучению детей татарскому языку использую 5 основных тем, это:

      - Обучение рассказыванию по картине (сначала рисуем все, что видим на картине, называем все на татарском языке, потом составляем логическую цепь и составляем интересный рассказ);

      -  Системный анализ;   

      - Составление самостоятельно своих загадок.

      - Обучение детей языку через сказки (самостоятельное составление и придумывание сказок);

       -    Нахождение логической связи между предметами, рисунками, явлениями.

Из элементов ТРИЗа  по обучению детей татарскому языку использую 5 основных тем, это:

  1. Обучение рассказыванию по картине (сначала рисуем все, что видим на картине, называем все на татарском языке, потом составляем логическую цепь и составляем интересный рассказ.

     

 2. Системный анализ:        Это что-то для чего-то

                                              Это что-то из чего-то

                                              Это что-то часть чего-то

                                               Чем-то было раньше что-то

                                               Что-то будет с этим что-то

                                               Есть противники у что-то

                                               Много есть друзей у что-то

    Например, давайте разберем этот стол - өстәл:

  1. Для чего: Өстәлдә ашыйм, эчәм, язам, рәсем ясыйм, уйныйм - Чтобы за ним есть, пить, писать, рисовать, играть.
  2. Из чего оно сделано: агачтан – из дерева
  3. Часть чего: өйнең өлеше, өй җиһазларының берсе (өлеше) - часть дома, часть мебели.
  4. Чем было раньше: урманда үсте, агач иде – росло в лесу, было дерево  и т.д.

  1. Составление самостоятельно своих загадок.

Например,             Инәле, чыршы түгел,

                                Гөмбә ярата, тиен түгел,

                                Кыш көне йоклый, аю түгел,

                                Сөт эчә, песи түгел.

                                                               (керпе)

                               Колючий но, не елка

                               Грибы любит, но не белка,

                               Зимой спит, но не медведь,

                               Молоко пьет, но не кошка.

                                                                      (ёжик)

  1. Обучение детей языку через сказки (самостоятельное составление и придумывание сказок). Многие педагоги понимают под этим лишь придумывание детьми новых сказок. Однако придумывание – такой этап, когда дети опираются исключительно на свой жизненный опыт, интуицию. Помощь взрослых в этом виде деятельности должна быть сведена до минимума. Поэтому целесообразнее вначале научить детей решать сказочные задачи, которые являются прекрасным инструментом для закрепления основных положений ТРИЗ и позволяют перейти к грамотному придумыванию своих собственных сказок. Использование сказочных задач объясняется не только тем, что в любой сказке неизбежно возникают противоречия между персонажами, которые необходимо разрешать, но и тем, что выход из создавшихся затруднительных положений зачастую зависит от выявления и использования различных ресурсов. Более того, при решении любой сказочной задачи дети стремятся с наименьшими затратами достичь идеального результата.
  2. Нахождение логической связи между предметами, рисунками, явлениями:

Все на свете похоже друг на друга, например: Өсәл – китап (стол – книга), какая между ними связь?

  1. Икесе дә агачтан - оба сделаны из дерева, кояш – алма (солнце – яблоко) – икесе дә түгәрәк, икесе дә сары  (оба круглые, оба желтые и т.д.)

На занятиях учитывая индивидуальные и психологические особенности детей, широко и успешно использую данные элементы методики ТРИЗ. Когда у ребенка развита фантазия, он больше думает и размышляет, самостоятельно делает выводы. Это само собой развивает речь ребенка, у него обогащается словарный запас на татарском языке, появляется масса интересных и увлекательных вопросов, на которые ребенок хочет найти ответ. А вот ответы мы уже учимся давать на татарском языке, через интерес ребенок по желанию овладевает родной (татарской) речью.

 Наш опыт показал, что дети с большим интересом ходят на занятия, для них это не просто занятие по татарскому языку, но и время, когда они самостоятельно сочиняют, думают, фантазируют, играют, проводят интересные опыты. Через эти приемы, дети непроизвольно обучаются языку, и они с удовольствием общаются на нем.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские игры по обучению дошкольников татарскому языку

ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ...

«Основные принципы использования УМК в ДОУ при обучении дошкольников татарскому языку»

Консультация для воспитателей «Основные принципы использования УМК в ДОУ при обучении дошкольников татарскому языку»...

Презентация. Использование сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности в процессе обучения дошкольников татарскому языку

Использование сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности в процессе обучения дошкольников татарскому языку...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Применение мультимедийных ресурсов по обучению дошкольников татарскому языку в рамках УМК «Говорим по-татарски»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Применение мультимедийных ресурсов по обучению дошкольников татарскому языку в рамках УМК «Говорим по-татарски»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.

quot;Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"(Г.С. Альтшуллер)....