Методическое пособие по использованию инновационной ТРИЗ технологии в образовательном процессе ДОО (для воспитателей подготовительных групп)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

В пособии представлены игры и тренинги на формирование у детей системного мышления; игры с элементами ТРИЗ наумение выявлять ресурсы объекта; игровые приемы обучения творческому рассказыванию с использованием ТРИЗ. Пособие может быть полезным как для воспитателей, так  и для родителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ И ТРЕНИНГИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

«Повторялка» Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

  • Я – лягушка. Я умею прыгать.
  • Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
  • Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

«Я еду в деревню» Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.

«Неумейка» Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». И так далее.


«Салат из сказок» Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.
Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т.д.

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ  НА УМЕНИЕ ВЫЯВЛЯТЬ РЕСУРСЫ ОБЪЕКТА

«Аукцион»  На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает и выигрывает.
- Что можно делать ложкой? (кушать, перемешивать, копать, и т. д.)

Упражнения на раскрытие функций объекта

«Что умеет делать?» Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и.т.д. Предложите детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной Шапочке. Как велосипед помог бы ей?

«Мои друзья» Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей.
- Я – водяной. Мои друзья – те, кто живёт в воде.
Дети подходят к ведущему, называя подходящие предметы
.


Упражнения на нахождение путей развития ситуации
«Что было – чем стало»

 Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала:
- Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички).
- Было зёрнышком, а стало…(деревом)
- Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что растаял и.т.д.
- Было зелёным, а стало жёлтым. Что это?
Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан.


ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ
Составление рассказов от лица разных героев

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.
Ход занятия:
1. Предложить детям «превратиться» в кого-нибудь или во что-нибудь(целый объект или его часть, например: береза или ее ветка).
2. Выбрать специфическую характеристику объекта, например: старая береза или больная ветка.
3. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

             (Пример рассказа по картине с изображением березы )

«Мудрая береза»

«Я — береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить будку, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо и благополучно».

Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

Пример рассказа:

«Я глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и пушистая, а у собаки — жесткая и гладкая. Язычок у собаки мокрый и теплый, а нос холодный. Молоко в миске теплое, а в другой миске мясо холодное. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека, и в будке собаки. Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле — жестко и больно».

Разработала воспитатель МАДОУ №3

 Нина Николаевна .Михайленко 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №3 города Крымска

муниципального образования Крымский район

Методическое объединение

Тема: « Использование современных инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ»

(для воспитателей подготовительных групп)

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0299125.wmf

                                                            2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование инновационных педагогических технологий в образовательной деятельности с детьми по социально-коммуникативному развитию"

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребё...

Использование инновационных педагогических технологий в образовательной деятельности

Использование инновационных педагогических технологий  в образовательной деятельности...

Использование инновационных педагогических технологий в образовательной деятельности

инновационные технологии в образовательной дечтельности....

Педагогический опыт «Использование элементов ТРИЗ-технологии в образовательной работе с дошкольниками»

Данный опыт работы может помочь молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Все представленные методы и приемы могут бы...

Практикум " Использование игр ТРИЗ на занятиях по обучению грамоте, в подготовительной группе.

В данном практикуме хочу познакомить педагогов с использованием игр ТРИЗ технологии на занятиях по обучению грамоте....