ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему


Предварительный просмотр:

Сафина

Алсу Ильсуровна,

старший воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 161 комбинированного вида»

Приволжского района, г. Казань, Бичарина С.Л.воспитатель, Юсупова Л.И. воспитатель.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНЫХ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Впервые понятие «образовательная про-

грамма» было представлено в Законе Россий-

ской Федерации «Об образовании» в 1992 году,

где, наряду с государственными образователь-

ными стандартами, образовательными учреж-

дениями и органами управления образованием,

образовательная программа является составной

частью системы образования Российской Феде-

рации. В нем (согласно п. 5 ст. 14 Закона Рос-

сийской Федерации от 10 июля 1992) установ-

лено, что «содержание образования в конкрет-

ном учреждении определяется образовательной

программой (образовательными программами),

разрабатываемой, принимаемой и реализуемой

этим учреждением самостоятельно» [3, с. 16]. В

компетенцию и ответственность каждого обра-

зовательного учреждения включена разработка

и утверждение основной общеобразовательной

программы на основе федеральных государст-

венных требований и примерных основных об-

щеобразовательных программ дошкольного

образования.

С

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса

Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации дошкольного образования

271

Современные программы дошкольного об-

разования классифицируются на вариативные

и альтернативные; базовые, федеральные, ре-

гиональные, муниципальные; основные и до-

полнительные; примерные; комплексные и

парциальные программы [7, с. 9].

Вариативные и альтернативные программы

различаются по философско-концептуальным

основам (взгляды авторов на ребенка, на за-

кономерности его развития, а, следовательно,

и на создание условий, которые способствуют

становлению личности). Основная программа

определяет весь спектр общеразвивающих (в

том числе коррекционных) задач и все содер-

жательные аспекты деятельности ДОУ в реа-

лизации основных образовательных услуг. В

рамках реализации основной образовательной

деятельности ДОУ могут применяться спе-

циализированные (парциальные) программы.

Необходимо отметить, что значительная часть

ответственности в комплексных программах

лежит на плечах авторского коллектива. В

Федеральных же требованиях установлены 10

образовательных областей в обязательной

части программы и в каждой из них сформу-

лированы основные задачи. Таким образом,

образовательное учреждение ответственно за

реализацию всех образовательных областей в

полном объеме, какую бы при этом ком-

плексную (авторскую) программу оно не ис-

пользовало.

В качестве первоосновы любой основной

общеобразовательной программы дошкольно-

го образования выступают ФГТ и примерная

основная общеобразовательная программа –

документы федерального уровня. Они опре-

деляют всю обязательную часть основных об-

разовательных программ дошкольного обра-

зования (80% от общего объема), в том числе

задачи, содержание, объем образовательных

областей, основные результаты освоения про-

граммы, подходы и принципы построения об-

разовательного процесса, целевые и ценност-

ные ориентиры семьи, общества и государст-

ва РФ в сфере дошкольного образования.

Примерная основная общеобразовательная

программа – это основа для разработки ос-

новной общеобразовательной программы до-

школьного образования ДОУ [7, с. 21].

Первой примерной основной общеобразо-

вательной программой дошкольного образо-

вания стала программа «Успех», под научным

руководством Асмолова А.Г. Программа с

октября 2009 года по декабрь 2010 года про-

ходила апробацию в 7 пилотных регионах

субъектов РФ. В программе «Успех» впервые

учитываются особенности гендерного воспи-

тания, основной целью которого является ов-

ладение способами общения и взаимодейст-

вия со сверстниками противоположного пола,

а также формирование собственной гендер-

ной идентичности (осознание себя в качестве

представителя определенного пола). Успех –

это и признание окружающих, и одобрение

достижений. Успех – это еще и результат пра-

вильно организованного, полноценного раз-

вития детей.

Успешность маленьких россиян – результат:

– социально-личностного развития,

– познавательно-речевого развития,

– единства физического развития и воспи-

тания культуры здоровья,

– художественно-эстетического развития

[2, с. 15].

В основу примерной основной общеобра-

зовательной программы дошкольного образо-

вания «Мир открытий», научным руководи-

телем которой является Людмила Георгиевна

Петерсон, положена новая концепция, реали-

зующая системно-деятельностный подход в

современном образовании на основе общей

теории деятельности, представленная в дидак-

тической системе деятельностного метода

Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»). «Мир от-

крытий» – это:

– открытие каждым ребенком окружающе-

го мира, а также самого себя как личности и

других людей в этом мире – в процессе собст-

венной деятельности;

– открытие новых эффективных инстру-

ментов развития деятельностных способно-

стей и коммуникативно-нравственных качеств

личности,

– открытие педагогами новых путей само-

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса

Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации дошкольного образования

272

реализации,

– открытие родителями возможности более

глубокого понимания собственных детей и

новых смыслов в собственной судьбе [5, с. 7].

Девиз программы «Детство» – «Чувство-

вать – Познать – Творить». Все содержание

программы условно объединяется вокруг че-

тырех основных блоков: Познание, Гуманное

отношение, Созидание, Здоровый образ жиз-

ни. Цель примерной программы: обеспечение

всестороннего развития ребенка в дошколь-

ный период: интеллектуального, физического,

эмоционального, нравственного, волевого,

социально-личностного, – через соответст-

вующую его возрастным особенностям разви-

вающую среду [1, с. 5].

Название программы «Истоки» (под ред.

ЛА. Парамоновой) отражает значение дошко-

льного детства как уникального возраста, в

котором закладываются основы всего буду-

щего развития человека. В основу Программы

положена концепция психологического воз-

раста. Психологический возраст не совпадает

с хронологическим и один психологический

возраст по своей продолжительности не равен

другому. Программе выделены следующие

психологические возрасты:

– эпоха раннего детства, состоящая из двух

периодов – младенчества (от рождения до го-

да) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет);

– период дошкольного детства, состоящий

из двух фаз – младшего дошкольного (от 3 до

5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5

до 7 лет).

Такая возрастная периодизация позволяет

видеть индивидуальную перспективу разви-

тия каждого ребенка [6, с. 19].

Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования «От рождения до

школы» под ред. Н.Е. Вераксы – это, по сути,

доработанная в соответствии с ФГТ основная

программа Васильевой. Примерная Програм-

ма Вераксы «От рождения до школы» строит-

ся на принципе культуросообразности. Реали-

зация этого принципа обеспечивает учет на-

циональных ценностей и традиций в образо-

вании, восполняет недостатки духовно-

нравственного и эмоционального воспитания.

Главный критерий отбора программного ма-

териала – его воспитательная ценность, высо-

кий художественный уровень используемых

произведений культуры. Ведущие цели Про-

граммы:

– создание благоприятных условия для

полноценного проживания ребенком дошко-

льного детства;

– формирование основ базовой культуры

личности;

– всестороннее развитие психических и

физических качеств;

– подготовка к жизни в современности об-

ществе, к обучению в школе;

– обеспечению безопасности жизнедея-

тельности [4, с. 31].

В настоящее время ведется разработка

проекта федерального закона «Об образова-

нии в Российской Федерации». Важно, что в

данный законопроект включены положения о

наделенииМинистерства образования и науки

Российской Федерации полномочиями по ут-

верждению перечня соответствующих при-

мерных основных образовательных программ.

Данный перечень будет утверждаться по ре-

зультатам экспертизы таких примерных про-

грамм. Вышеперечисленные примерные ос-

новные общеобразовательные программы

дошкольного образования и другие ком-

плексные программы дошкольного образова-

ния, авторские коллективы которых в на-

стоящее время корректируют свои програм-

мы, дорабатывают их на предмет соответст-

вия ФГТ («Радуга», «Из детства в отрочест-

во», «Детский сад – дом радости» и др.) для

включения в указанный перечень также будут

обязаны пройти экспертизу [8].

Таким образом, любое дошкольное учреж-

дение для разработки своей основной образо-

вательной программы дошкольного образова-

ния сможет выбрать примерную основную

образовательную программу дошкольного

образования только из числа тех, которые бу-

дут включены в указанный перечень, утвер-

жденный приказомМинистерства

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А.

Примерная основная общеобразовательная про-

грамма дошкольного образования «Детство». –

СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 528 с.

2. Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н.

и др., под научным руководством Асмолова А.Г.

Примерная основная общеобразовательная про-

грамма дошкольного образования «Успех». – М.:

Просвещение, 2010. – 255 с.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании»

(Закон Российской Федерации «Об образовании»

приводится в редакции, вступающей в силу с 1

января 2005 года). – Казань: РИЦ «Школа», 2004.

– 68 с.

4. Основная общеобразовательная программа до-

школьного образования «От рождения до школы»

/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация и стимулирование труда, как метод управления педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации дошкольного образования

Мотивация и стимулирование труда педагогов дошкольных учреждений сегодня обуславливается целым радом факторов. В сложившейся ситуации важна эффективность деятельности педагогов......

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема "Структура и содержание примерных основных  образовательных  программ дошкольного образования" http://file1.inet21.com/05/26/42/filestore/ДОУ_сборник.pdf...

Особенности организации воспитательного образовательного процесса в условиях двуязычия.

Двуязычные дети, как показывают исследования, по развитию опережают своих сверстников. Они более любознательны, у них лучше развиты внимание и память....

Особенности организации воспитательно - образовательного процесса в условиях двухъязычия.

Научиться говорить на другом языке означает не только выучить слова и фразы, но и воспитывать в себе толерантное отношение к другой культуре....

Мастер-класс для педагогов: «ЛЕГО - конструирование как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС дошкольного образования»

Добрый день, уважаемые коллеги! LEGO (в переводе с датского) – означает увлекательная среда. И я предлагаю вам погрузиться в эту увлекательную среду.От рождения детям присуще стремлени...

Особенности организации воспитательного образовательного процесса в условиях двуязычия

Часто двуязычие в семье становится злосчастным камнем преткновения. Вспомним времена Советского Союза. Тогда в стране были распространены смешанные браки. СССР славился, как многонациональная страна. ...