Педагогический проект "Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и плачу"
проект (старшая группа) на тему

Баканова Лариса Викторовна

    Год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают, то в резкой форме.

Дети замыкаются на телевизоре, компьютере, стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других,

Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребенка со сверстниками, взрослыми людьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivlyayus_zlyus_boyus_raduyus_i_plachu.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Тема: «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и плачу».

Цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, страх, гнев.
  • Учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам – мимике, пантомимике, жестам.
  • Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
  • Обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитательные:

  • Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки)
  • Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
  • Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными  социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Актуальность

Год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают, то в резкой форме. Дети замыкаются на телевизоре, компьютере, стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других,

Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребенка со сверстниками, взрослыми людьми.

Условия реализации проекта:

  • Пропаганда важности данной теме всем участникам проекта;
  • Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская»,  
  • Атрибуты для игр-драматизаций;
  • Дидактические пособия;
  • Пиктограммы;
  • Уголок уединения;
  • Уголок настроения;
  • Взаимодействие  с  педагогами-специалистами  детского сада;
  • Еженедельная кружковая деятельность;
  • Ежемесячное обновление материала для родителей;
  • Индивидуальная и групповая работа с родителями.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста родители, педагоги.

Срок реализации: среднесрочный (октябрь – март)

Ожидаемый результат:

  1. повышение уровня эмоционального развития детей;
  2. заинтересованность родителей как участников образовательного процесса;
  3. эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса;
  4. создание атмосферы доверия и понимания при совместной работе детей и взрослы;
  5. создание чувства уверенности и спокойствия у детей от совместно проделанной работы:
  6. организация деятельности родителей.

Результативность опыта:

В результате проведенной работы мы наблюдали положительные изменения у детей:

  • Эмоции приобретают значительно большую глубину и устойчивость;
  • Преобладают положительные эмоции;  
  • Появляется постоянная дружба со сверстниками;
  • Развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
  • Ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;  
  • Эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
  • Наблюдается изменение характера детских рисунков;
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Этапы работы над проектом:

I этап –  организационно–подготовительный

  1. Определение темы, цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов.
  2. Обсуждение проекта с родителями, выявление средств необходимых для реализации  проекта. Мотивации родителей к участию в проекте.
  3. Определение содержания деятельности всех участников проекта, разработка плана.

     

II этап – практический

С детьми:

1 этап.  Знакомство детей с некоторыми базовыми эмоциями:

         Шаг 1. Первичное знакомство с чувствами

               Шаг 2. Обучение распознаванию и первичному проявлению чувств

2 этап. Обучение пониманию  относительности в  оценке чувства  

Шаг 1. Обучение умению понимать чувства других людей

3 этап. Итоговый

 

Работа по развитию эмоциональной сферы:

  • Комфортная организация режимных моментов;
  • Игротерапия: сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры, дидактические игры, игры на эмоции.
  • Психогимнастика: этюды, мимика, пантомимика.
  • Релаксационные методы
  • Задания, направленные на организованную совместную деятельность, составление рассказов, организация театрализованных игр
  • Использование наглядных пособий: фотографий, рисунков, схем, символов, графических изображений, пиктограмм
  • Кружковая работа
  • Проведение тематических занятий и бесед  познавательного характера
  • Физкультурные праздники и развлечения
  • Экскурсии. Целевые прогулки

С родителями:  

  • Разработка и проведение родительских собраний.
  • Привлечение к активному участию родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, днях здоровья, выставках.
  • Консультации и беседы с родителями.

Взаимодействие с педагогами:

с педагогом по музыкальному воспитанию, психологом и логопедом, с инструктором по физической культуре.

  • Организация и проведение конференций, консультаций в рамках обмена опытом с коллегами.
  • Подготовка публикаций.
  • Создание  картотеки по психогимнастике, картотека игр с агрессивными детьми, картотека стихотворений об эмоциях для детей, картотека игр на снятие мышечного напряжения.
  • Разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности «Дружба и доброта», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Путешествие в мир эмоций»
  • Оснащение проекта методическими пособиями.

III этап – рефлексивно-обобщающий  

Диагностический инструментарий:

«ЭМОЦИИ» - восприятие детьми графического изображения эмоций (радость, грусть, страх, гнев, удивление).

«СЕКРЕТ» - изучение взаимоотношений, эмоционального благополучия людей, их отношений со сверстниками.

«ЛЕСЕНКА» - определение самооценки ребенка и ожидание самооценки со стороны взрослого.

«ПОПУГАЙ» - изучение выразительности речи.

«ЗАКОНЧИ ИСТОРИЮ» - изучение осознания детьми нравственных норм (доброта – злость, трудолюбие – лень, щедрость – жадность

  • Обобщение результатов анкетирования.
  • Оценка эффективности реализации проекта.
  • Создание методических рекомендаций для родителей по теме.
  • Подготовка презентации по результатам проекта на итоговом педагогическом совете.   

Содержание работы          

содержание

срок

задачи

1-ый этап – накопление знаний

 

 

Чтение и анализ литературы по теме .Подбор творческих игр и творческих заданий.  Формирование детских групп.

Октябрь

Выявление неблагополучных семей,

Анкетирование родителей «Игровое общение с ребенком»

Ноябрь

Выяснить, какую  роль играет игра в общении с родителями и детьми

Консультация для педагогов «Эмоциональная культура педагогов»

Декабрь

Повысить эмоциональную культуру педагогов, развивать эмоциональную отзывчивость, выразительность, создавать благоприятный фон в группе

 

Памятка для родителей « Правила поведения и общения с детьми»

Декабрь

Познакомить родителей  с правилами поведения с детьми

2-ой этап - практический

 

 

Занятие «Я и моя семья»

октябрь

Расширять представления детей о своей семье, способствовать формированию заботливого, внимательного отношения к членам семьи, к чувствам, эмоциям, желаниям других.

Занятие «Радость»

ноябрь

Знакомство с чувством радости, умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние, понимать эмоции других людей.

Беседа с детьми «Как узнать настроение человека»

ноябрь

Продолжать формировать умение распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

ноябрь

Формирование убеждения у родителей в необходимости поддержания психологического комфорта для правильного развития и становления личности.

Занятие «Страх»

декабрь

Знакомство с чувством страха, изучение выражения эмоциональных состояний в мимике, развитие эмпатии, умении сопереживать другим.

Игры-упражнения «Маленький храбрец», «Воспитай свой страх»

Декабрь

Коррекция эмоции страха

 Стендовая информация «Детские страхи»

декабрь

О предотвращении детских страхов, и как бороться с существующими.

Занятие «Удивление»

январь

Знакомство с чувством удивления, закрепление мимических навыков.

«Время сюрпризов»-

Январь

Изготовление маленьких сюрпризов руками детей и родителей

Занятие «Злость»

февраль

Знакомство с чувством злости, тренировка умения различать эмоции

«Волшебный мешочек»

Февраль

 Изготовление родителями мешочка для снятия эмоциональных состояний у детей, вербальной агрессии.

Досуг «Мой папа –самый, самый»

Февраль

. Формировать положительное отношение к занятию спортом, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доставлять радость от участия в празднике.

Занятие «Печаль»

Март

Знакомство с чувством грусти, закрепление мимических навыков

Консультация для родителей  «Приобщаем ребенка к изобразительному искусству»

Март

  Учить и видеть красоту природы, распознавать настроение персонажей картины.

Веселый досуг с бабушками и мамочками»

март

Доставлять радость от участия в празднике,

3-ий этап – презентация проекта

 

 

Май

Закрепить имеющиеся представления о здоровом образе жизни, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, вызвать положительный эмоциональный настрой

Создание медиа-коллекции электронной презентации по теме: «Чувства, эмоции»  для дальнейшего использования в образовательном процессе.

Сообщение о результатах реализации проекта на педагогическом совете с помощью презентации.

Выступление на КМО

Май

Закрепить полученные в процессе реализации проекта знания, развивать творческое воображение, композиционные и технические умения

 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА                            В результате проведенной работы мы наблюдали положительные изменения у детей:  Эмоции приобретают значительно большую глубину и устойчивость,∙  преобладают положительные эмоции;  Появляется постоянная дружба со сверстниками;∙   Развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств    ;∙  Ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков∙ переживаний, интонаций голоса;  Эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации     ;∙  Наблюдается изменение характера детских рисунков

 Список используемой литературы:

  1. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста».,Творческий Центр,Москва, 2004г.
  2. Данилина Т.А. «В мире детских эмоций» , АЙРИС ПРЕСС, Москва, 2004г.

       3.Князева О.Л, «Я-ты, мы», Методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

        4.Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет», Ярославль,Академия Развития, 2001г

       .Крюкова С.В, Слободяник И.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Москва, «Генезис»,2003г.  

Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание дошкольников»Москва 2013г

    Мулько И.Ф.  «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет», Творческий центр,Москва 2004г.

Панфилова М.А.»Игротерапия общения»,Москва 2000г.

      .Пашкевич Т.Д. «Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет.Совместная деятельность, развивающие занятия.»Волгоград,2015г.

    Семенака С.И. «Уроки добра», коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет,Москва.2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие

Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...

программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь"

программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь"...

Психологический занимательный тренинг для детей подготовительных групп на тему: «Злюсь, боюсь и радуюсь».

Тренинг включает в себя игры и упражнения, направленные на ознакомление детей с различными эмоциями. Данные упражнения учат различать своё эмоциональное состояние и понимать эмоции других людей, прави...

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие

Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...

Методиская разработка досуга "Удивляюсь, злюсь, радуюсь..."

Развитие эмоциональной сферы детей.Дети в этот период всё больше начинают выражать свои эмоции и актуально с ними чаще,на вечерних досугах проигрывать эмоциональные сценарии....

Проект "Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и хвастаюсь"

Проект эмоционального развития детей дошкольного возраста, основанный на программе Крюковой С.В. и Слободник Н.П....