ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья на тему

СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА В ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛЕ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 5(2014) И В НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ  "ОБРАЗОВАНИЕ.ДЕТИ. ТВОРЧЕСТВО." (ВЫПУСК № 8/2014)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_detey.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы статьи Алдохина Г.А., Мамелина Ю.В.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Последнее десятилетие неуклонно характеризуется ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными причинами, способствующими этому, считаются cледующие:

– увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия);

– ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки и отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.

Исследования детей с ограниченными возможностями здоровья  (далее – детей с ОВЗ), проведенные современными учеными, показывают недостаточный уровень сформированности не только речевого  развития, но также крупной и мелкой моторики, дыхательного и речевого аппарата и психического состояния.

В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов Министерства образовании Российской Федерации.

На основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, ФГОС ДО, каждый ребенок имеет право на посещение ДОУ. При этом должны быть учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе – детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:

– с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта;

– с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА (аутизм);

– с задержкой  и комплексными нарушениями развития, дети с синдромом Дауна.

Таким образом, самым главным приоритетным направлением в работе педагога с подобными детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

В России существуют сады разной направленности, а именно:

– детский сад общей направленности,

– детский сад с уклоном изучения того или иного предмета,

– оздоровительный детский сад,

– детский сад компенсирующего вида,

– детский сад комбинированного типа.

           В таких ДОУ детям с  ограниченными возможностями здоровья оказывают необходимую всестороннюю квалифицированную помощь. Здесь решают важные задачи – воспитательные,  коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные.

           Вместе с тем для обеспечения успешной адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ следует проводить очень большую подготовительную работу со стороны родителей, необходимо их активное и осознанное участие в решении проблем адаптационного периода. Для этого родители должны владеть информацией о возможных трудностях адаптации, их причинах, особенностях взаимодействия с ребенком в адаптационный период, условиях взаимодействия со специалистами ДОУ.

             Создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений.

 Основными направлениями проводимой работы являются:

– раннее выявление детей с отклонениями в развитии для осуществления ранней коррекции;

– комплексное обследование детей педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;

– разработка педагогами  индивидуальных маршрутов развития детей, а также создание рабочей программы по возрастам;

– бесспорным плюсом коррекционных групп становится то, что учителя-логопеды и дефектологи находятся непосредственно с детьми в течение всего дня, и это дает им возможность наблюдать за детьми в различных видах деятельности и режимных моментах, имея возможность фиксировать и впоследствии корректировать отклонения;

– социально-психологическое изучение семьи;

– обязательное взаимодействие с семьями детей и ежедневное вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс;

– работа консультативного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные учреждения.

Дети с ОВЗ имеют возможность получить качественное образование и лучше адаптироваться к современной жизни. Здоровым же детям это позволит развить толерантность, ответственность, взаимодействие, взаимопонимание и взаимоуважение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

К сожалению, в последнее время прослеживается тенденция закрытия коррекционных групп или их перепрофилирования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в группы комбинированной направленности, так как в дошкольном учреждении  финансирование стало подушевое, коррекционные группы оказались экономически невыгодны.

Это обусловлено следующими показателями, проистекающими из специфики детей, посещающих коррекционные группы.

Во-первых,  списочного состава в коррекционной группе получается почти  в два раза меньше, чем в массовых типовых группах (до 15 детей).

Во-вторых, для работы в подобных группах требуются дополнительные финансовые затраты по привлечению специалистов узкого профиля. К таким специалистам относятся учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог. Этим сотрудникам полагается оплачиваемый удлиненный отпуск, а так же надбавка 20% за работу с детьми с ОВЗ.

В-третьих, важную роль в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья играет окружающее пространство, которое стимулирует активность ребенка, делает его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.

Особенности детей с ОВЗ предполагают на первоначальном этапе работы насыщение сенсомоторного пространства, так как при дефектах подобного типа, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточная сформированность эмоционально-волевой  сферы. 

Дополнительных затрат также требует оснащение предметно-развивающей среды групп.

Опыт показывает, что многие дети, получив своевременную помощь квалифицированных специалистов в детских садах комбинированного типа, могут успешно продолжать обучение в общеобразовательных (некоррекционных) школах. Поскольку коррекционные группы специально предназначены для того, чтобы дети получили коррекционную, психолого-педагогическую помощь специалистов и прошли социальную адаптацию внутри группы, а впоследствии при поступлении в школу имели равные стартовые возможности.

Поэтому следует констатировать, что закрытие коррекционных групп приведет к уменьшению количества детей, которые могут получить своевременную высококвалифицированную помощь по исправлению особенностей их психологического и физического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

Данная статья отражает комплексное сопровождение детей в дошкольном образовательном учреждении. В ней раскрывается содержание работы специалистов ДОУ, направления работы службы сопровождения....

Статья "Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

В статье раскрыты особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне не...

Методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов. И настоящие методические рекомендации призваны помочь педагогам организо...

статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Последнее десятилетие неуклонно характеризуется ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья...

Презентация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в условиях ДОУ»

Информация для педагогов, предоставлена в виде слайдовой презентации. Подготовлена для выступления на педагогическом совете....

Особые условия - особым детям.Система психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ.

 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие ...