"Экологическое воспитание детей в старшей группе"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Рамазанова Наиля Наилевна

Методическая  работа с заданиями для НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc451 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №236»

Московского района Г.Казани

Экологическое воспитание детей в старшей группе

 Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

     Экологическое воспитание – это сложный педагогический процесс, который формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе. Мы хотим воспитать в ребенке уважение к близким, к самому себе, к окружающим его людям. «Что посеешь, то и пожнешь», - говорим мы. Все это относится и к экологическому воспитанию.

      Отношение к природе является важным показателем экологической культуры. При этом под правильным понимается такое отношение, которое сложилось на знании конкретных экологических зависимостей, существующих между любым живым организмом и средой его обитания. Без учета потребностей конкретного растения, животного невозможно правильное, а значит, гуманное взаимодействие с ним. Подразумевается то, что ребенок владеет пониманием экологических зависимостей на вербальном уровне: он может сам сказать, пояснить (при хорошем развитии речи), почему надо так поступать, или (при недостаточном развитии речи) понимает слова взрослого, который ему объясняет, просит, запрещает. Осознанно-правильное отношение дошкольника к природе в разных ситуациях и у разных детей может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок. Практический метод позволяет формировать необходимое отношение, прежде всего в процессе ухода за живыми существами. Но наравне с практическими действиями большое значение имеет содержание сопутствующих пояснений, которые дети получают от воспитателя. Действие и слово дополняют друг друга — это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец взаимодействия человека с природой на конкретном примере обитателей живого уголка.

       Многообразие явлений природы, окружающей дошкольников, создает для воспитателя условия для организации наблюдений. Общая педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир. При таком подходе наблюдение становится целостным педагогическим процессом, совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей. При этом действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно-образовательной задачи, а умственные усилия детей — на полноценное восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации. Наблюдение развивает у детей разные оттенки отношения к природе: познавательный интерес, эстетические переживания, сочувствие.

         Рождению эстетического отношения к природе в процессе наблюдений способствует детальное и чувственное восприятие объекта, всех его сенсорных особенностей — формы, окраски, пропорций, размера и др. Наблюдения, специально посвященные красоте объекта, развивают в детях способность видеть и чувствовать гармонию формы, цвета, линий, пропорций, их взаимосвязь и функциональность у каждого животного и растения.

        Для формирования осознанно-правильного отношения к природе посредством наблюдения имеет значение деятельность моделирования — ведение календарей природы, отражение в них результатов наблюдений. Педагог учит дошкольников самостоятельно заполнять страницы календаря, ориентироваться в его параметрах, правильно пользоваться соответствующей символикой. Большое значение имеет то, что эта совместная деятельность длительно протекает во времени, осуществляется периодически-постоянно на протяжении всего учебного года. Отношение, возникающее у старших дошкольников к наблюдению и моделированию его результатов, — это познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности одновременно, а это очень важно для личности ребенка накануне его поступления в школу.

      Рождение положительного отношения детей к природе в процессе использования словесного метода обусловлено сущностью общения как желанной для детей деятельности, приносящей им удовлетворение. Доброжелательность, проникновенность и искреннее участие воспитателя в разговоре с детьми утверждает их положительное отношение к содержанию беседы. Учебный диалог также способствует выработке осознанно-правильного отношения к явлениям природы, особенно если педагог акцентирует внимание на форме речевых сообщений, на умении дошкольников правильно построить высказывание, объяснить взаимосвязь объектов.

     Игровая деятельность как самомотивированная и, несомненно, приносящая дошкольникам большое удовольствие, легко и быстро вызывает положительное отношение к ее содержанию. Игра, специально организованная воспитателем и привнесенная процесс познания природы, с успехом выполняет функцию метода экологического воспитания, который облегчает детям усвоение экологических знаний и формирует осознанно-правильное отношение к их содержанию.

Задания для НОД

Цели:

-сформировать  начала экологической культуры у детей; осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-учить практическим действиям по охране природы;

-развивать умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

1. Рассмотри картинки. Как ты думаешь, почему в первом случае земной шар радостный, а во втором – грустный? Что изменилось?

2. Рассмотри рисунок. Подумай, где ты мог видеть этот знак? О чем он говорит?

3. Рассмотри картинки. Расскажи, правильно ли себя ведут ребята.  

4. Бываешь ли ты с родителями на природе? Расскажи, что тебе нравится на  этой картинке, а что нет. Каким должен остаться лес после вашего ухода?

Что тебе нравится на этой картинке, а что нет? Расскажи, как ты отдыхаешь с родителями в городе?  Оставляете ли вы после себя мусор?

5. Расскажи, что в этой картинке не правильно?  Как надо вести себя в лесу? Почему?

6.  Что дети делают правильно? Закрась кружок зеленым цветом.

7. Рассмотри картинки. Раскрась только те, на которых дети поступают правильно.

8. Знаешь ли ты, откуда к нам приходит вода? Соедини стрелками ход воды от речки до речки. Расскажи, почему нельзя загрязнять водоемы?

Рассмотри картину и попробуй рассказать круговорот воды в природе.

9.  От каких поступков зависит будущее нашей земли? Проведи стрелки.

10. Рассмотри картинки. Что сохраняет природу -  раскрась зеленым цветом, а что уничтожает природу – красным цветом.

Во всей вселенной

Земля одна.

Что будет делать

Без нас она?

Давайте, дети,

К тому стремиться,

Чтоб с нами жили

И зверь, и птица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе. Воспитатель второй ква...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей группе. Тема: «Волшебница – вода».

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей группе.   Тема: «Волшебница – вода»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей в старшей группе "Знатоки природы"

Цель: Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.Задачи: • Закрепить представления детей о живой и неживой природе;• Вырабатывать умение быстро находить пра...

Перспективный план по экологическому воспитанию детей в старшей группе.

              Старшая группа.                      ...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей в старшей группе «Волшебница вода»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель.Закреплять знания о состояниях воды.Развивать умение делать выводы, умозаключения.Воспитывать бер...

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу». план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе....