Поликультурный подход при организации работы в многонациональной группе детского сада.
статья на тему

Ханина Галина Александровна

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikulturnoe_obrazovanie_hanina.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Поликультурный подход при организации работы в многонациональной группе детского сада.

Приобщение дошкольников к социальной действительности, воспитание маленького гражданина – актуальная проблема современного дошкольного образования. Этнокультурное образование – это формирование знаний и уважительного отношения к культуре в целом и к представителям этой культуры в ближайшем окружении ребенка.

Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности, поскольку, с одной стороны ребёнок изначально толерантен, а с другой – именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих этнических и расовых предрассудков и конфликтов.

В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети разных национальностей. Мы работаем в старшей группе, списочный состав которой составляет 23 ребенка из них 8 детей разных национальностей, в том числе казахи, киргизы, аварцы, татары, лезгины, арабы. На момент поступления к нам в группу два ребенка вообще не разговаривали на русском языке. Мы считаем, что в детском саду все дети должны чувствовать себя одинаково комфортно, поэтому в первую очередь стремимся приобщать детей к основам национальной культуры, развивать межличностные отношения.

Для ребят были созданы условия, побуждающие их активно участвовать в жизни группы (совместных играх, занятиях, праздниках), общаться со взрослыми и сверстниками. В ходе общения происходит обмен информацией, эмоциями и чувствами участников, детки вовлечены с ситуацию сотрудничества, содействия и сопереживания. Те дети, которые испытывали трудности в общении на русском языке, достаточно быстро справлялись с ними.

Задачи, которые решаем в ходе работы:

Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре.  Поддерживать интерес к народной культуре своей страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).

Развивать представление о том, что Россия – большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.

Познакомить с расовым составом жителей нашей планеты, помочь понять многообразие ее этнического состава, объяснить, что в каждой стране живут люди разных национальностей.

Объяснять значение позитивного общения, сотрудничества с людьми разных стран и этносов.

Способствовать выражению отношения к жизни разных народов, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.

Для полноценной реализации данных задач были проведены беседы с детьми и анкетирование родителей, предположив, что воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения успешно тогда, когда выявлены знания и отношения детей к людям иных национальностей.

        Наблюдения за детьми и беседы, направленные на изучение национального чувства и выявление взаимоотношений между старшими дошкольниками, показали, что у большинства детей нашей группы доброжелательное отношение к людям ближайшего национального окружения, т.е. у  96,4% детей преобладает положительное чувство ко всем этническим группам. Однако у 3,6% дошкольников отмечается иное отношение к людям других национальностей. Можно предположить, что формирование отрицательного отношения к другим культурам и их носителям происходит под влиянием телевизионных репортажей о чрезвычайных событиях, комментариев родителей и других взрослых.

Результаты наблюдений за детьми совпадают с результатами исследований известных педагогов и психологов. Например, Н. П. Флегонтова в своей работе «Воспитание толерантности у детей в многонациональной группе детского сада» отмечает, что конфликты между детьми на межнациональной почве практически отсутствуют.

Освоение задач воспитания этнотолерантности у дошкольников осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной деятельности.

Знакомство с родным краем, достопримечательностями региона (создание альбомов с фотографиями, коллажей), любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром (знакомство с природными особенностями края), желание сохранить и приумножить богатства своей Родины, все эти представления необходимо формировать в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения личности ребенка к миру.

      Тема толерантного воспитания особенно была актуальна накануне празднования 70 – летия со Дня Великой Победы.  Великая Отечественная война явила миру изумительные образцы мужества и стойкости, героизма многонационального народа Советского Союза, сплоченность различных национальностей. Велась большая работа в этом направлении: в детском саду была создана «Книга памяти» (сборника авторских стихов и песен о войне, воспоминаний родных и близких, в чьи судьбы вторглась война), дети знакомились с героями Великой Отечественной войны разных национальностей.

Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в группе уголка поликультурного образования. По мере освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагается иллюстрации к сказкам русских народов и стран ближнего зарубежья, театр народов ближнего зарубежья, народные игрушки (матрешки, бирюльки, свистульки), игрушки из соломы и глины. Был создан мини-музей народной куклы сделанной своими руками, так же кукол в народных костюмах.

В процессе освоения поликультурного образования используются разнообразные формы работы с детьми: интегрированная непосредственно-образовательная деятельность, объединяющая различные виды детской деятельности (познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.), познавательные беседы, презентации, слайд-шоу, целевые прогулки, экскурсии, развлечения, фольклорные концерты, театрализованные представления.

Успешность педагогической работы в поликультурной образовательной среде во многом определяется ее этнокультурной направленностью, сформированностью таких общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые позволяют организовывать деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными традициями разных этнических групп и общностей.

Литература:

  1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС - 2014
  2. Захарова М. А. «Система работы с семьей средствами этнопедагогики» /

Управление ДОУ. - 2011 - №4

  1. Белоглазова Ю. А. «Работа по воспитанию у детей толерантного поведения» / Управление ДОУ. -  2010 - №7
  2. Н. П. Флегонтова «Воспитание толерантности у детей в многонациональной группе детского сада» / Детский сад от А до Я. – 2005. – №5

Анкета для родителей:

  1. В каком городе проживали, родились?

  1. На каком языке Вы произнесли первые слова?

  1. На каком языке разговариваете сейчас?  На каком языке разговариваете с ребенком?

  1. Какие национальные блюда Вы предпочитаете?

  1.  Какую национальную одежду Вы носите или носили (или, по крайней мере, видели)?

  1. Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?

  1. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?

Вопросы для беседы с детьми:

  1. На каком языке (-ах) разговариваете дома?

  1. Часто ли тебе родители читают сказки, стихи? На каком языке (-ах) читают?

  1. Ходишь ли ты вместе с родителями куда-нибудь в выходные дни? Куда вы чаще всего ходите?

  1. Чем ты больше всего любишь заниматься дома?

  1. В какие игры ты больше всего любишь играть дома? С кем ты играешь?

  1. Разрешают ли родители тебе смотреть телевизор? Какие передачи ты смотришь?

  1. Посещаешь ли  ты дополнительные занятия, кружки, секции? Какие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Поликультурный подход при организации работы с родителями в дошкольном учреждении»

Консультация для воспитателей«Поликультурный подход при организацииработы с родителями в дошкольном учреждении»...

Системный подход к организации сюжетно-ролевой игры в детском саду

  Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике...

Доклад на тему: "Поликультурный подход при организации работы в дошкольным учреждении" .

Поликультурное воспитание - это воспитание ребенка на культуре нарожов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры, его национальности....

Выступление на родительском собрании «Система организации работы в логопедических группах детского сада»

Информация для родителей о том, как организована работа логопедических групп в детском саду...