Конспект открытого занятия «Пути повышения познавательной активности на занятиях развитиях речи»
план-конспект занятия по теме

Храмова Елена Александровна

Одни из путей повышения познавательной активности и пробуждения интереса у умственно отсталых детей является дидактическая игра, которая способствует созданию положительного эмоционального настроя вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности , улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно выполнять один и тот же материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент социальной защиты населения города Москвы.

Детский дом-интернат №24.

Открытое занятие в 6 б группе

«Пути повышения познавательной активности на занятиях развитиях речи»

                 Воспитатель

        Крюкова Е.А

Январь 2015 года

Цель:
1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.
2. Закреплять знание детей об овощах.
3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.
4. Продолжать обогащать словарь детей прилагательными характеризующими качества предметов ( большая, желтая, вкусная, сладкая).
5. Продолжать обогащать словарь детей словами-действиями (пошел, тянуть, прибежала, позвала).
6. Продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков через звукоподражании («мяу-мяу», «гав-гав», «пи-пи-пи»).
7. Воспитывать умение слушать внимательно, узнавать знакомое произведение, узнавать героев сказки в иллюстрации и игрушках.
8. Побуждать детей выражать удовольствие от встречи с литературным произведением, радость от эмоционального сотрудничества и сопереживания.
9.Повышение познавательной активности на занятиях развития речи.

Методы и приемы:
1. словесные: вопросы, беседа
2. наглядные: показ, рассматривание иллюстраций к сказке «Репка»
3. игровые: разыгрывание р.н.с. «Репка».
Материал и оборудование: Игрушки настольного театра, иллюстрации к сказке «Репка»,зимние иллюстрации ,кубики пирамидки ,карточки, магнитная доска, магнитные карточки.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Репка», рассматривание иллюстраций к сказке.
Словарная работа: тянуть, сажать , прибежала, позвала, большая, жёлтая , вкусная , сладкая.


План занятия.

  1. Организационный момент. Календарь природы.
  2. Сюрпризный момент, загадки к сказке «Репка»
  3. Коллективное рассказывание сказки «Репка» с опорой на наглядный материал.
  4. Обыгрывание сказки «Репка»
  5. Физкульт- минутка «Репка»

      6.   Выстраивание последовательности к сказке «Репка» : пирамидки, кубики, карточки.

        7. Игра «Что посадил дедка?»

         8. Итог занятия


Ход занятия :

  1. Организационный момент. Календарь природы.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

После осени пришла.

И сугробы намела.

(Зима.)

Снег на полях, 
Лед на водах, 
Вьюга гуляет. 
Когда это бывает?

(Зима.)

Скатерть бела 
Весь мир одела.

(Зима.)

Воспитатель : Ребята, о каком времени года идёт речь в этих загадках?

( о зиме)

А какой сейчас идёт зимний месяц? ( Январь)

Послушайте мой рассказ о погоде в январе.

 Вот она, настоящая русская зима - январь. Трещат крещенские морозы. Небосвод ясный и чистый, снег слепит глаза от яркого солнечного света. Чем ярче солнце, тем холодней день.

          В этот месяц не происходит особенно заметных природных изменений. Дни постепенно, пока незаметно, прибавляют в весе, солнце находится чуть выше, чем в декабре, над линией горизонта. Солнце в период крепких морозов светит особенно ярко, но при этом совершенно не делится теплом. Свет солнца ровный. ослепительный и холодный. На конец января приходятся крещенские морозы, погода становится зачастую безоблачной, ветер не сильный, а морозы сухие и пронзительные. Снег под ногами хрустит и сверкает тысячами ледяных кристалликов в слепящих лучах зимнего солнца.

А теперь я хочу прочитать вам стихотворение С.Маршака   «Январь»

Самуил Маршак

Круглый год. Январь

Открываем календарь -
Начинается январь.

В январе, в январе
Много снегу во дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.

Зима́ — одно из четырёх времён года, между осенью и весной.

Основной признак этого времени года — устойчивая низкая температура (ниже 0 градусов по Цельсию), во многих районах Земли выпадает и ложится на поверхность земли снег.

На доске картинки времена года. Воспитатель приглашает к доске детей и предлагает им перечислить и показать признаки зимы на картинка, назвать зимние месяцы по картинкам.

И так ребята мы вспомнили какое сейчас время года, перечислили признаки зимы назвали зимние месяцы, какой зимний месяц идёт сейчас и описали погоду в январе, отгадали загадки о зиме, послушали стихотворение про январь.Молодцы!!!

Сюрпризный момент, загадки к сказке «Репка»- Здравствуйте, ребята!

Я сегодня  к вам пришла,

Сундучок вам принесла,

Сундучок-то не простой,

Он волшебный, не пустой!

Сказка в сундучке живёт.

Воспитатель открывает сундучок и произносит:

- Ой, какой здесь беспорядок!

Срочно помощь мне нужна.

Вы, ребята, помогите,

В сказке порядок наведите.

Воспитатель из волшебного сундучка по очереди достает магнитные фигуры к сказке «Репка»

Воспитатель выстраивает героев сказки, которых дети отгадали  на доске по порядку

1.Круглый бок, желтый бок                      

    Сидит на грядке колобок.                          

    Врос он в землю крепко.                              

    Что же это?                                                  

                                    (Репка.)                                                                      

2. Он седой и с бородой,

    Очень старый и хромой. Кто это?

                                      (Дед)

3. Она старенькая, седая, добрая и простая,

     В доме с дедушкой  живет. внучка как ее зовет (бабушка)

 4. У дедушки и бабушки девочка живет

     Как же эту девочку бабушка зовет?

                                             (Внучка)  

5.Гладишь – ласкается,                              

  Дразнишь – кусается,                                  

  На цепи сидит,                                                        

 Дом сторожит.

              (Собака).

6.У нее четыре лапки, лапки - цап – царапки,

   Пара чутких ушей и она гроза мышей

                                         (Кошка)

7.Под полом таится и кошки боится.  

                                          (Мышка)

- Ребята, из какой русской народной сказки все эти герои?  (Репка) 

Ребята, вы отгадали все загадки из волшебного сундучка, правильно назвали сказку. Молодцы!!!

3.Коллективное рассказывание сказки «Репка» с опорой на наглядный материал.

- А сейчас мы будем рассказывать сказку вместе. Я начну,  а вы, кто знает эту сказку, мне помогайте  «Посадил дед… ( репку).

Дети вместе с воспитателем рассказывают сказку репка

(Рассказ сопровождается показом персонажей сказки на доске)

- Воспитатель :ребята, ответьте на мои вопросы по сказке

- Кто живет в этой сказке?(бабка,, дедка,, внучка,, Жучка,, кошка Мурка, ,мышка, репка) – воспитатель показывает фигурки на доске

-Ребята, а кто посадил репку? (дедка).
-Дед один тянул репку? А кто ему помогал? ( ответы детей)
-Молодцы! Правильно. А как дед звал бабку? («Бабка, идем репку тянуть!»)
-А как бабка звала внучку?(Жучку, кошку, мышку) ( ответы детей)
-Молодцы! Правильно. Ребята, как вы думаете, дед, бабка, внучка, кошка, Жучка и мышка радовались репке? (ответы детей)

Давайте и мы сними порадуемся.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку, 
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
-Вот как  здорово мы повесилились и порадовались вместе с героями сказки.

Дети, мы сейчас все вместе с вами рассказали сказку «Репка», ответили на все вопросы по сказке, порадовались и повеселились вместе с героями сказки. Молодцы!!!


4.Обыгрывание сказки «Репка»

-Ребята, а сейчас  давайте  обыграем эту  сказку.  Для этого, вы  сами выберете  -   кто из вас  каким персонажем сказки будет

 (Дети разыгрывают эту сказку. Воспитатель только наблюдает за игрой детей.  Игра – драматизация. ).

 - Молодцы, вы очень интересно обыграли эту сказку.  

 

  1. Физкульт- минутка «Репка»

- А теперь давайте поиграем.

                                     Физкультминутка «Репка»  

В огород мы пойдем.                               Дети идут по кругу и изображают 

Овощей наберем.                                      как будут набирать овощи.

В огороде нашем

Нет нашей репки краше!                          Поглаживают руками лицо

Круглый бок,                                             Повороты    в стороны

Желтый бок                                                Наклоны в стороны

Сидит на грядке колобок                          Дети приседают

Врос он в землю крепко

Потянем его детки!                                        Наклоны вперед  

Тянем - потянем

 Вот и вытащили репку!                             Руки  поднимают вверх

А она сочна, кругла, больша,                                  Руки в стороны

Одним словом удалась –

Желтым солнышком зажглась!                Дети закрывают глаза, жмурятся

                                                                            Руки поднимают вверх

Молодцы!!!

  1. Выстраивание последовательности к сказке «Репка» : пирамидки, кубики, карточки.

Ребята,  посмотрите пожалуйста на доску. На ней вы видите из магнитных фигурок выстроена последовательность к сказке. А вот на столе у меня наборы пирамидок, кубиков, карточек, на которых нарисованы картинки к сказке «Репка» и нужно по желанию взять набор пирамидок, кубиков или карточек и выстроить последовательность сказки. (Дети которые могут выполняют задание самостоятельно, другим детям, воспитатель оказывает индивидуальную помощь или работает с ними  «рука, в руку»)

Воспитатель индивидуально проверяет и помогает исправить ошибки в постороении последовательности.

Молодцы!!! Вы все постарались и правильно выстроили последовательность сказки

 Воспитатель вешает на доску иллюстрации к сказке

-Ребята, а кто посадил репку? (дедка) .

-Дед один тянул репку? А кто ему помогал? (ответы детей)

-Молодцы! Правильно. А как дед звал бабку? («бабка, идем репку

тянуть! »)

-А как бабка звала внучку (Жучку, кошку, мышку) (ответы детей)

-Молодцы! Правильно. Ребята, как вы думаете, дед, бабка, внучка, кошка,

Жучка и мышка радовались репке? (ответы детей)

Кто помог вытащить репку?

Воспитатель: Но мне кажется - дружба. Когда мы вместе, нам под силу любые дела, я предлагаю вам сказать какие вы дружные ребята.

Дети, взявшись за руки, образуют круг:

Мы дружные ребята,

Не ссоримся совсем,

Мы дружные ребята,

Скажите это всем!

  1.  Игра «Что посадил дедка?»

Что посадил дедка? (репку)Воспитатель вывешивает на доске плакат, на котором изображены разные овощи в том числе и репка и приглашает к доске ребят, чтобы они показали что посадил дедка ( на доске плакат, на котором нарисованы разные овощи, нужно правильно выбрать репку)

Молодцы!!! Вы правильно узнали и показали репку.

Ребята, Какая репка на вкус?  (сладкая)Какая репка? ( большая, жёлтая)

- Кто знает, что едят у репки, вершки или корешки?   (корешки)


         8. Итог занятия

Дети, сегодня на занятии мы с вами отгадывали загадки, читали стихотворения, отвечали на вопросы, рассказали и обыграли сказку «Репка», поиграли в кубики и пирамидки, из карточек выстраивали последовательность сказки репка, радовались вместе с героями сказки репке. Занятие подошло к концу. Сказка «Репка» прощается с вами(воспитатель убирает фигурки в волшебный сундучок)и пусть волшебный сундучок принесёт нам в следующий раз новую сказку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов)

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов...

Конспект открытой интегрированной НОД по знакомству с окружающим и развитию речи на тему: «Мой дивный град!»

Занятие -экскурсия по знакомству с основными достопримечательностями Санкт-Петербурга. Рассчитано для детей 6-7 лет. Развивет речь, воспитывает любовь к родному городу и его жителям....

Конспект открытой интегрированной -образовательной деятельности по художественной литературе и развитию речи с элементами математики.

Тема: «В поисках восьмого чуда света»Программное содержание:Обучающие задачи:1.     Уточнить и обогатить знание детей о народных и авторских сказках2.     Учить...

Конспект открытой организованной образовательной деятельности в младшей группе по развитию речи «В поисках хорошего настроения»

Цели: Активизация и развитие речи детей, обогащение словарного запаса.Задачи:- Закрепить умение подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы);- Продолжать учить произносить звукосочетания ...

Конспект открытой интегрированной ООД по познавательному и художественно-эстетическому развитию для детей второй группы раннего возраста “Виды транспорта”

Конспект открытой интегрированной ООД по познавательному и художественно-эстетическому развитию для детей второй группы раннего возраста“Виды транспорта&rdquo...

Конспект открытой интегрированной ООД по познавательному и художественно-эстетическому развитию для детей второй группы раннего возраста Тема: “Осеннее дерево”

Конспект открытой интегрированной ООД по познавательному и художественно-эстетическому развитию для детей  второй группы раннего возраста  Тема: “Осеннее дерево&rdquo...