Система стандартизированного педагогического мониторинга, отражающего соответствие уровня развития детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Оценка промежуточных результатов на протяжении всего периода освоения образовательной программы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_sistema.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Система стандартизированного  педагогического мониторинга,

отражающего соответствие уровня развития

Пояснительная записка

Цель  – оценить промежуточные результаты на протяжении всего периода освоения программы (от 3 до 7 лет).

Мониторинг отражает:

- возрастные особенности детей;

- индивидуальные особенности ребенка;

-адекватность психолого-педагогической деятельности педагога по реализации образовательных целей ООПДО.

Ключевыми понятиями данных инструментов являются не знания, умения и навыки в конкретных предметных областях, а развитие  ребенка на данном возрастном этапе. Технология оценивания направлена на выявление степени эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса в ДОО. Все измерения носят диагностический характер для уточнения направления работы с ребенком в целях его благополучного развития.

Разработанные инструменты могут быть использованы в ряде ситуаций:

  • для проведения диагностических исследований в ДОО: при системном использовании инструментарий позволит выявить степень эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса, индивидуализировать работу с ребенком с целью улучшения освоения им основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • для проведения диагностики развития ребенка по запросу родителей, желающих получить диагностическую помощь (например, в ситуации получения детьми семейного образования);
  • для проведения мониторинговых исследований на уровне муниципалитета или региона в целях принятия решений о совершенствовании системы дошкольного образования (инструментарий применяется педагогами конкретного ДОО, участники процедуры оценки муниципального и регионального уровней могут «включаться» в мониторинг на одном из его заключительных этапов: обобщение результатов оценивания от разных ДОО на уровне муниципалитета или региона, анализ сводных данных). 

Инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка и  для  оценки готовности детей к школе:

– не используются для проведения каких-либо аттестационных процедур (в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся»);

не применимы в целях государственной аккредитации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций;

не применимы к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Инструменты направлены на диагностику общей культуры ребенка, динамику развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Полученные результаты диагностического обследования позволят уточнить направления  образовательной  работы с конкретным ребенком.

Диагностика предполагает заполнение карт развития (результаты наблюдения педагога за ребенком на протяжении года, а также результаты диагностических проб, каждая из которых позволяет отследить несколько параметров развития).

Карта развития представляет собой таблицу, в которой даны характеристики поведения, деятельности и некоторых представлений ребенка. В зависимости от того, насколько устойчиво сформирована каждая характеристика у ребенка (проявляется крайне редко, иногда, часто), она оценивается количественно (1, 2 или 3 балла соответственно).

Полученная сумма баллов  переводится в уровневый показатель, который позволяет определить, какому уровню – низкому, среднему или высокому – соответствует  развитие у конкретного ребенка на данном возрастном этапе. В последующем эти данные будут использованы для построения линейного графика, где уровни развития  сравниваются между собой.

Таким образом, данные карты развития позволят определить и построить дальнейшую образовательную работу и внесение необходимых уточнений в работу педагогов.

Карта развития для каждого возраста  делится на три части:

1. Психолого-педагогические части.

Часть 1 – оценивается семь интегративных качеств: показатели развития этих качеств определяются по результатам наблюдения педагога за ребёнком.

Часть 2 – оценивается уровень усвоения образовательной Программы ДОУ: показатель развития складывается из данных наблюдений педагога и результата выполнения самим ребёнком диагностических заданий.

2.Медико-педагогическая часть

Часть 3 – оценка по антропометрическим, физиометрическим показателям, физической подготовленности, двигательной активности детей и другим показателям).

Показатель развития определяется несколькими способами:

1. Наблюдение педагога за поведением ребенка.

2. Анализ детских работ.

3. Выполнение ребенком диагностических заданий.

Способ 1.

 «Наблюдение педагога за поведением ребенка». Осуществляется наблюдение за взаимодействием детей друг с другом и проявлениями умений и навыков в самообслуживании, трудовой деятельности и игре. Наблюдение носит ретроспективный характер.

Способ 2.

«Анализ детских работ». Анализ детских работ используется для оценки развития у детей умений в лепке. Вылепленные работы (за последний месяц образовательной работы в младшей группе)  оцениваются по таблице: выбирается соответствующая ячейка на листе "Исходные данные".  

Способ 3. «Выполнение ребенком диагностических заданий». Для оценки развития  характеристик исследуемого качества используются диагностические задания, которые проводятся индивидуально. Результаты выполнения ребенком каждого из заданий позволяют оценить сразу несколько характеристик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых заданий, способствующих овладению детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня навыками составления описательных рассказов

Предложенная система  игровых заданий способствует успешному овладению детьми с ОНР составлению описательных рассказов. Игровые задания требуют использования приобретённых ранее знаний в новых об...

«Система формирования этических норм поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГТ» «Хотим быть добрыми»

В современном обществе приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми рассматривается как одна из важнейших задач социально – личностного развития...

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию  детей дошкольного возраста  в разновозрастной  группе малокомплектной сельской дошкольной группы»...

Индивидуальная программа развития для ребенка с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста

Л.С. Выготский указывал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов. Важен не объем знаний, а их ос...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...