"В гостях у народных мастеров" НОД с использованием современных образовательных технологий (здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД в подготовительной к школе группе с использованием современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_gostyah_u_narodnyh_masterov.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

                               Конспект НОД образовательной области

                              «Художественно - эстетическое развитие»

                              С детьми подготовительной группы

                              «В гостях у народных мастеров»

                                                                                    Разработчик:

                                                                                     Асланян Наира Армиковна

                                                                                    Воспитатель МБДОУ ЦРР

                                                                                   ДС №26 «Петушок» г. Туапсе.

Форма проведения: тематическое занятие.

 Цель: обобщить знания детей  о  глиняных игрушках: дымковских и филимоновских.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное, физическое развитие.

Задачи:

  • Оздоровительные:                                                                                                                

Способствовать укреплению опорно - двигательного аппарата;

Формированию правильной осанки;

Развитию глазомера.

  • Образовательные:

Познакомить детей с  самой популярной народной деревянной игрушкой,  матрешкой;

          Учить детей различать разные техники росписи;

          Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов;

  • Развивающие:

Развивать творческую фантазию детей и навык самостоятельно придумывать рисунок.

  • Воспитательные:

продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве;

  • формировать представления о добре и зле;
  • формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
  • показать связь между всеми видами народного творчества (народными промыслами, русским фольклором).

        Предварительная работа: презентация на тему: « Народные умельцы и их промыслы», чтение литературы.

Методы и приёмы:

  • Наглядные: наглядно - зрительные.
  • Словесные:  рассказ, объяснение, пояснение, указание, вопросы к детям, словесная инструкция.
  • Практические: самостоятельное выполнение.

Материалы:

  • выставка игрушек -

Дымковских, Филимоновских, Вологодских; матрешек; посуды - Хохлома,   Гжель, Жостово;

  • карусель;
  • силуэты матрешек, выточенных из дерева (не расписанных);
  • стаканчики с водой;
  • кисти, салфетки, подставки для кистей;
  • карандаши;
  • фломастеры;
  • шаль расписная;
  • ложки деревянные, музыкальные инструменты;
  • самовар;
  • сушки;
  • бублики;
  • чай;
  • чашки;
  • «письмо-просьба» от народных мастеров.

Аппаратное обеспечение: мультимедийное оборудование для видео презентации: «Народные умельцы и их промыслы».

Программное обеспечение: аудиозапись с русскими народными песнями.

Реализация федеральных государственных стандартов:

  •  Использование игровых ситуации, способствующие эффективному процессу            получения детьми знаний, умений и навыков при проведении непосредственно образовательной деятельности;
  • Использование ИКТ.

Содержание образовательной ситуации:

Воспитатель: Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг! Правда дети, тут красиво, аж захватывает дух.

Посмотрите, какие здесь игрушки, да посуда собрана. Они не простые, их сделали русские мастера-умельцы из Дымково, Городца, Хохломы, Гжели, Жостово, Вологды. А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь.                                Отгадайте-ка загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Дети:         Это дымковская игрушка.

Воспитатель: Давайте подойдем поближе и рассмотрим их.

Какие краски использовали мастера?

Дети:        Красную, желтую, синею, черную, голубую, оранжевую.

Воспитатель: Да,  эти яркие, праздничные, а какие элементы Дымковской росписи вы знаете?

Дети:        Клеточки, полоски, линии, кружочки , нелепы, волнистые линии.

Воспитатель: (показывает на водоноску, петушка, озвучивает их название).

А сейчас мы отправляемся в Подмосковье.

Есть в России такое местечко, где белая рощица, синяя речка,

В этой негромкой российской природе,

Слышится эхо негромких мелодий.

И светит вода родниковая,

И дыхание ветра свежей Расцветает Гжель васильковая Незабудковая Гжель.

Воспитатель: Ребята, а почему в стихотворении Гжель называют васильковой и незабудковой?

Дети:        Потому, что мастера используют в росписи синие и голубые цвета.

Воспитатель: Где расположен узор?

Дети:        В центре изделия.

Воспитатель: С чего начинали расписывать узор?

Дети:        С крупных деталей, лепестков, сердцевины, стебля, листьев, бутона

Воспитатель: А что раскрашивают потом?

Дети:        Край дна, а затем ручку. Их часто закрашивают сплошь синей краской.

Воспитатель: А вот и Хохлома!

Как волшебная жар-птица не выходит из ума Чародейка, мастерица, золотая хохлома.

Хохломская роспись, алых ягод россыпь Отголоски лета в зелени травы Рощи, перелески, шелковые всплески Солнечно-медовой, золотой листвы.

Вот она какая, Хохлома. В такой посуде, любая еда покажется,

Веселой и праздничной, сказочно-вкусной.

А какие элементы хохломской росписи вы знаете?

Дети :        Это разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябины,

травка, завитки, листья, цветы.

Воспитатель: Ребята, правда, красиво в «Городе Мастеров»?

Но вот смотрю, на столе, что-то еще есть под красиво-расписной шалью... А это мы можем узнать, после того как отгадаем загадку.

Только уж загадку до конца дослушайте. Она вам о многом расскажет: алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек

 Упирается рука в деревянные бока

 А внутри секреты есть

Может три ,а может шесть

Разрумянилась немножко

 Наша русская        (матрешка).

Сделать матрешку непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, чтобы ни сучка, ни задоринки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрешки, лишь потом их размер становится больше и  больше. Делают матрешки в разных городах России и все они отличаются росписью, (под Гжель, Хохлому, Жостово, под Палех),

А знаете ли вы, что самыми любимыми игрушками в народе были матрешки. Российский народ богат любовью к своей родной земле, к своим детям. Вот для них и придумывали мастера всякие игрушки, да забавы. И делали их из разных материалов: из глины, из дерева из ткани. Женщины куколок мастерили для своих дочек. Видно такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселится умеет. А что за веселье без игрушки, без забав и игр.

Воспитатель: Давайте поиграем в р /н игру «Карусель».

Еле, еле, еле.

 Завертелись карусели.

 А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

 Тише, тише, тише, тише

Карусель остановите

 Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра.

(игра проводится два раза.)

Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь записка какая-то. От кого же она?

Давайте прочитаем.

Дети: (читают) - От мастеров.

Воспитатель: (читает письмо). Здравствуйте, дорогие ребята! Мы делаем изделия для ярмарки Ярмарка скоро, а работы еще много.

Не поможете ли нам? Как на Руси водится:

Вместе дело спорится, а врозь, хоть брось!

Воспитатель: Мы с удовольствием поможем, правда, ребята?

Вы сейчас превращаетесь в народных мастеров.

Посмотрите, для каждого мастера приготовили рабочее место со всем необходимым.

(звучит р /н музыка, тихо)

(Начинается работа, воспитатель помогает детям советом, подсказкой). Выставляют работы на ярмарку, рассматривают.

Воспитатель: Ну, что, все готово к ярмарке?

Дети:        Да.

Воспитатель: Вот вы потрудились и поиграли, а теперь давайте веселиться.

Устроим веселый оркестр. (с бубнами, ложками, под р/н музыку «Светит месяц», или «Коробейники»).

Воспитатель: А теперь, приглашаю всех на чай,

С пряниками, сушками,

Пышными ватрушками.

Дети подходите, вместе почаевничаем.

(звучит песня р /н «Ах вы сени, мои сени»)

Рефлексия:                               Конспект НОД образовательной области

                              «Художественно - эстетическое развитие»

                              С детьми подготовительной группы

                              «В гостях у народных мастеров»

                                                                                    Разработчик:

                                                                                     Асланян Наира Армиковна

                                                                                    Воспитатель МБДОУ ЦРР

                                                                                   ДС №26 «Петушок» г. Туапсе.

Форма проведения: тематическое занятие.

 Цель: обобщить знания детей  о  глиняных игрушках: дымковских и филимоновских.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное, физическое развитие.

Задачи:

  • Оздоровительные:                                                                                                                

Способствовать укреплению опорно - двигательного аппарата;

Формированию правильной осанки;

Развитию глазомера.

  • Образовательные:

Познакомить детей с  самой популярной народной деревянной игрушкой,  матрешкой;

          Учить детей различать разные техники росписи;

          Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов;

  • Развивающие:

Развивать творческую фантазию детей и навык самостоятельно придумывать рисунок.

  • Воспитательные:

продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве;

  • формировать представления о добре и зле;
  • формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
  • показать связь между всеми видами народного творчества (народными промыслами, русским фольклором).

        Предварительная работа: презентация на тему: « Народные умельцы и их промыслы», чтение литературы.

Методы и приёмы:

  • Наглядные: наглядно - зрительные.
  • Словесные:  рассказ, объяснение, пояснение, указание, вопросы к детям, словесная инструкция.
  • Практические: самостоятельное выполнение.

Материалы:

  • выставка игрушек -

Дымковских, Филимоновских, Вологодских; матрешек; посуды - Хохлома,   Гжель, Жостово;

  • карусель;
  • силуэты матрешек, выточенных из дерева (не расписанных);
  • стаканчики с водой;
  • кисти, салфетки, подставки для кистей;
  • карандаши;
  • фломастеры;
  • шаль расписная;
  • ложки деревянные, музыкальные инструменты;
  • самовар;
  • сушки;
  • бублики;
  • чай;
  • чашки;
  • «письмо-просьба» от народных мастеров.

Аппаратное обеспечение: мультимедийное оборудование для видео презентации: «Народные умельцы и их промыслы».

Программное обеспечение: аудиозапись с русскими народными песнями.

Реализация федеральных государственных стандартов:

  •  Использование игровых ситуации, способствующие эффективному процессу            получения детьми знаний, умений и навыков при проведении непосредственно образовательной деятельности;
  • Использование ИКТ.

Содержание образовательной ситуации:

Воспитатель: Что я вижу! Что за диво! Сколько радости вокруг! Правда дети, тут красиво, аж захватывает дух.

Посмотрите, какие здесь игрушки, да посуда собрана. Они не простые, их сделали русские мастера-умельцы из Дымково, Городца, Хохломы, Гжели, Жостово, Вологды. А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь.                                Отгадайте-ка загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Дети:         Это дымковская игрушка.

Воспитатель: Давайте подойдем поближе и рассмотрим их.

Какие краски использовали мастера?

Дети:        Красную, желтую, синею, черную, голубую, оранжевую.

Воспитатель: Да,  эти яркие, праздничные, а какие элементы Дымковской росписи вы знаете?

Дети:        Клеточки, полоски, линии, кружочки , нелепы, волнистые линии.

Воспитатель: (показывает на водоноску, петушка, озвучивает их название).

А сейчас мы отправляемся в Подмосковье.

Есть в России такое местечко, где белая рощица, синяя речка,

В этой негромкой российской природе,

Слышится эхо негромких мелодий.

И светит вода родниковая,

И дыхание ветра свежей Расцветает Гжель васильковая Незабудковая Гжель.

Воспитатель: Ребята, а почему в стихотворении Гжель называют васильковой и незабудковой?

Дети:        Потому, что мастера используют в росписи синие и голубые цвета.

Воспитатель: Где расположен узор?

Дети:        В центре изделия.

Воспитатель: С чего начинали расписывать узор?

Дети:        С крупных деталей, лепестков, сердцевины, стебля, листьев, бутона

Воспитатель: А что раскрашивают потом?

Дети:        Край дна, а затем ручку. Их часто закрашивают сплошь синей краской.

Воспитатель: А вот и Хохлома!

Как волшебная жар-птица не выходит из ума Чародейка, мастерица, золотая хохлома.

Хохломская роспись, алых ягод россыпь Отголоски лета в зелени травы Рощи, перелески, шелковые всплески Солнечно-медовой, золотой листвы.

Вот она какая, Хохлома. В такой посуде, любая еда покажется,

Веселой и праздничной, сказочно-вкусной.

А какие элементы хохломской росписи вы знаете?

Дети :        Это разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябины,

травка, завитки, листья, цветы.

Воспитатель: Ребята, правда, красиво в «Городе Мастеров»?

Но вот смотрю, на столе, что-то еще есть под красиво-расписной шалью... А это мы можем узнать, после того как отгадаем загадку.

Только уж загадку до конца дослушайте. Она вам о многом расскажет: алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек

 Упирается рука в деревянные бока

 А внутри секреты есть

Может три ,а может шесть

Разрумянилась немножко

 Наша русская        (матрешка).

Сделать матрешку непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, чтобы ни сучка, ни задоринки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрешки, лишь потом их размер становится больше и  больше. Делают матрешки в разных городах России и все они отличаются росписью, (под Гжель, Хохлому, Жостово, под Палех),

А знаете ли вы, что самыми любимыми игрушками в народе были матрешки. Российский народ богат любовью к своей родной земле, к своим детям. Вот для них и придумывали мастера всякие игрушки, да забавы. И делали их из разных материалов: из глины, из дерева из ткани. Женщины куколок мастерили для своих дочек. Видно такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселится умеет. А что за веселье без игрушки, без забав и игр.

Воспитатель: Давайте поиграем в р /н игру «Карусель».

Еле, еле, еле.

 Завертелись карусели.

 А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

 Тише, тише, тише, тише

Карусель остановите

 Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра.

(игра проводится два раза.)

Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь записка какая-то. От кого же она?

Давайте прочитаем.

Дети: (читают) - От мастеров.

Воспитатель: (читает письмо). Здравствуйте, дорогие ребята! Мы делаем изделия для ярмарки Ярмарка скоро, а работы еще много.

Не поможете ли нам? Как на Руси водится:

Вместе дело спорится, а врозь, хоть брось!

Воспитатель: Мы с удовольствием поможем, правда, ребята?

Вы сейчас превращаетесь в народных мастеров.

Посмотрите, для каждого мастера приготовили рабочее место со всем необходимым.

(звучит р /н музыка, тихо)

(Начинается работа, воспитатель помогает детям советом, подсказкой). Выставляют работы на ярмарку, рассматривают.

Воспитатель: Ну, что, все готово к ярмарке?

Дети:        Да.

Воспитатель: Вот вы потрудились и поиграли, а теперь давайте веселиться.

Устроим веселый оркестр. (с бубнами, ложками, под р/н музыку «Светит месяц», или «Коробейники»).

Воспитатель: А теперь, приглашаю всех на чай,

С пряниками, сушками,

Пышными ватрушками.

Дети подходите, вместе почаевничаем.

(звучит песня р /н «Ах вы сени, мои сени»)

Рефлексия:

Ребята, что вам сегодня понравилось?

Ребята, что вам сегодня понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Придумывание загадок - описаний о полевых и луговых цветах". Использование современных образовательных технологий: Здоровьесберегающая технология и Мнемотехника.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД в средней группе с использованием современных образовательных технологий (здоровьесберегающие технологии) «Жили – были овощи»

Социально-коммуникативное развитие:1.     Поддерживать у дошкольников желание общаться друг с другом, со взрослыми.2.     Воспитывать у детей культуру поведения...

Непрерывная образовательная деятельность детей с использованием современных образовательных технологий: Здоровьесберегающих, ТРИЗ, Мнемотехника, ИКТ «К нам весна шагает»

Цель: закрепить знания о весенних изменениях в природеЗадачи:Образовательные:Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связиУпражнять в умении отгадывать загадкиУпражнять в умении ра...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «В поисках друзей» для детей среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, ИКТ - технологии

Программное содержаниеЗадачи:Образовательные:закреплять умения распознавать эмоциональные состояния;активизировать словарь детей по теме «Эмоции» (страх, страшно, испуганный, радость, радо...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Смешарики в гостях у детей» для детей дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, моделирования

Цель: развивать умения использовать в речи прилагательные, обозначающие свойства предметов;  существительные, обозначающие названия частей.Задачи:1. Образовательные- развивать связную монологичес...

Использование современных образовательных технологий: здоровьесберегающая технология

Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, на...