« Особенности построения предметно – развивающей среды в старшей группе»
материал (старшая группа) по теме

Насенкова Ирина Вячеславовна

Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребёнку возможность заниматься любимым делом. 

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально – практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Возможность получения подобного опыта расширяется при условии создания в группе развивающей среды, отвечающей современным требованиям, позволяющей включать в активную познавательную, творческую игровую деятельность всех детей группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _osobennosti_postroeniya_predmetno_-.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на  районном методическом объединении на тему:

« Особенности построения предметно –

              развивающей среды в старшей группе»

                                          Воспитатель МБДОУ

                               «Детский сад  №2 г.Калининска

                                       Саратовской области»

                                                         Насенкова И.В.

               г.Калининск – 2013г.

Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребёнку возможность заниматься любимым делом.  

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально – практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Возможность получения подобного опыта расширяется при условии создания в группе развивающей среды, отвечающей современным требованиям, позволяющей включать в активную познавательную, творческую игровую деятельность всех детей группы.

При организации развивающей среды мы придерживались следующих принципов.

Принцип индивидуальной комфортности, он заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребёнка. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает ребёнку легче адаптироваться.

Важным при организации предметно – развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей.

Мы стремимся создать в группе условия, как для совместной деятельности, так и для индивидуальной., поэтому мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации игровых зон и уголков, в нашей группе созданы условия для разных видов детской деятельности ( игровой, продуктивной и исследовательской). Предметно развивающая среда в старшей группе должна отвечать принципам активности, самостоятельности, творчества.

Для того чтобы каждый ребёнок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определённого вида деятельности.  Они не имеют четкого разграничения  - это позволяет один и тот же уголок по желанию ребёнка быстро преобразовать в другой.

В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Так, например природный уголок может стать местом уединения, книжным уголком или исследовательским центром.

В соответствии с принципом индивидуального подхода в группе предусмотрены зоны для персональных выставок творческих работ детей. Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы и наклонности как мальчиков, так и девочек.

В нашей группе проделана большая работа по созданию развивающей среды . Природный уголок  у нас служит не только украшением группы, но и местом саморазвития ребёнка. Мы подобрали и разместили в нём растения, требующие разных способов ухода, приготовили необходимое оборудование: лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы, родители сшили передники.  Так же в уголке природы осенью мы выставляли поделки из природного материала на тему: «Осенняя фантазия»

Так же у нас есть зона: «Юный художник», здесь ребята в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликации. В распоряжении детей мелки, акварель, карандаши, фломастеры и др. пред. Здесь же есть место для небольшой выставки детских работ. Совсем недавно мы делали выставку: «Наше творчество», где выставлялись разные детские работы. Нередко здесь же мы организовываем персональные выставки работ того или иного ребёнка.

В группе так же выделены зоны для сюжетно – ролевых игр – «Больница», «Семья», Парикмахерская». Атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия (уголок уединения)., который располагает детей к тихим беседам, к чтению книг и т.д. Хотя он отделён от других зон лёгкой шторкой, дети чувствуют себя спокойно и комфортно.

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Мы оснастили его необходимыми атрибутами -  это всевозможные игрушки – транспортные средства, фуражка полицейского, жезл регулировщика и многое другое, но самым хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

 Физкультурный уголок так же вписывается в пространство групповой комнаты  (его изготовили родители). Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Дети с удовольствием закрепляют разные виды движений: прыжки, метание, подлезание. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Ещё очень важный объект развивающей среды – это театральный уголок. В нём размещены ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, пальчиковый и другие виды театров. Дети  - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в разных играх драматизациях, кукольных спектаклях, и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Ещё так же важный объект – это «Строительный центр», он у нас размещён в одном месте и занимает немного пространства. Содержимое  строительного уголка ( конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами игровой деятельности (с/р играх, играх драматизациях).

Неизменной популярностью у детей пользуется «Исследовательский центр». На полочках размещены разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки и т.д. Всё это вызывает у детей особый интерес. Дети с удовольствием повторяют  опыты  проделанные на занятии. Так же дети с интересом рисуют на камнях, разных насекомых.

 Хорошо организованная предметно – развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушениями зрения

Содержание семинара-практикума "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА  В ДОУ для детей с нарушениями зрения":1. Выступления из опыта...

Особенности построения предметно-развивающей среды для детей 4-5 лет в дошкольном образовательном учреждении.

Особенности организации предметно-развивающей среды в средней группе ДОУ с учетом Федеральных государственных требований,основных принципов построения,возрастных особенностей,используя тематические не...

Особенности организации предметно - развивающей среды в старшей группе

Шибанова Н.В., воспитатель Особенности организации предметно-развивающейсреды в старшей группе МАДОУ «Детский сад № 55» г.Перми «Звездочки» В соответствии с ФГТ к  структуре ООП Д...

Построение предметно-развивающей среды в старшей группе "Шалунишки" в соответствии с ФГОС. МБДОУ № 104/ г. Красноярск

Построение предметно-развивающей среды в старшей группе "Шалунишки" в соответствии с ФГОС.МБДОУ № 104/ г. КрасноярскВоспитатель: Гимостьянова Н.А. Правильная организация предметно...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...

Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ  В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для ус...

«Особенности построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО»

В презентации раскрывается тема об особенностях построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО. Как влияет на дет...