Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса
консультация на тему

выступление на тему: «Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса»  на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды в современном детском саду» для воспитателей г.Нижнекамска на базе МБДОУ № 73

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса.

Термин ''предметно-развивающая среда'' появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20 столетия , но в рамках проблемы исследования начали проводиться значительно раньше. В самом широком (социальном) контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация .

Развивающая  предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Предметная среда детства предоставляет ребёнку условия для творческого духовного развития и возможность ‘’вычерпать‘’ из неё информацию , необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Эта среда должна отвечать принципам обогощенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребёнка.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Под развивающей предметно- пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановк , рационально организованную в пространстве и времени , насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами .В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в группе.

Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность  испытывать и использовать свои способности , стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности , творчества. Правильно организованная развивающая среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. В условиях развивающей среды ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

В создании развивающей среды очень важно учитывать особенности каждой группы : возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Специальным образом организованная среда способна оказывать активирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению , стимулировать становление ребёнка как субъекта разных видов деятельности , обеспечивать самоутверждение , свободу выбора и направление действий.

           Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности , а также присущих ей видов деятельности . Она способствует формированию разносторонних способностей , субъектных качеств дошкольника , обозначает его индивидуальность , стимулирует разные виды  активности , создает благоприятный психологический климат в группе , создавая реальные и разнообразные условия для её проявления. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно – ориентированной модели дошкольного образования.

Принципы построения развивающей предметной среды

Содержание основных принципов построе-

ния развивающей среды

Примеры реализации принци-

пов построения развивающей

среды детского сада

Принцип дистанции-позиции при взаимодейст-

вии взрослого и ребёнка. Партнёрство в общении

Возможность уединения

Принцип уважения к потребностям ребёнка (потребность в движении, общении, познании, одобрении, самостоятельности):

-наличие свободного пространства;

-доступность оборудования и его   многообразие;

-нежесткое зонирование групповых помещений.

Одно из условий среды ,которое даёт возможность педагогу приблизиться к позиции ребёнка ,а ребёнку ‘’подняться’’ до позиции воспитателя. Ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»)

Важно воспитателю для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребёнком, и с группой детей в целом.

Использование разновысокой мебели  (горки, подиумы, уголки).Можно использовать ярусное игровое оборудование, основное требование к нему –безопасность.

Трансформация детской мебели: в круг, буквой П, буквой Т.

Уголок «взрослой»мебели :диван и стол (например кухонный уголок)

Размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

-спокойная : учебная,'' уголок уединения' ',уголок книги;

-средней интенсивности: театрализованная , музыкальная ,зона конструирования;

-зона насыщенного движения: спортивный уголок.

Принцип активности

Условия для самостоятельной детской деятельности и творчества

Уважение результатов детской деятельности

Это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды. Принцип уважения к мнению ребёнка (учет мнений, пожеланий детей при построении среды ,её изменении , обогащении ).Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами , повышая тем самым функциональную активность ребёнка .Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления .При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.

 

Использование  модульного оборудования можно использовать для смены конкретного цветового решения в групповом помещении, для повышения активности людей, находящихся постоянно в одном помещении;

центров песка и воды;

творческих мастерских (книжный уголок, уголок для рисования, где стоит мольберт, листы бумаги разного размера, мелки, карандаши, краски, спортивный уголок, где при помощи пиктограмм дети самостоятельно могут определить ,как можно использовать тот или иной спортивный инвентарь);

наборов инструментов( для уборки помещений и улицы, обработки клумб и т.д.)

использование стен (например «стена творчества»предоставлена в распоряжение детей ,они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая  как индивидуальные ,так и коллективные работы; другие стены могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий .

Принцип стабильности-динамичности

возможность гибкого изменения

Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитее, а послезавтра – станет тормозить его. Понимая ситуацию, что ребёнок не «пребывает» в среде , а преодолевает её, постоянно меняется , а следовательно , меняется для него и его окружение. Для того ,чтобы оно все же оставалось приемлемым для ребёнка , удобным , надо дать ему возможность менять окружающую среду , вновь и вновь созидать её в соответствии со своими вкусами и настроениями.

Использование сборно-разборной мебели,

игрушечной мебели,

емкостей для хранения игрушек,

многофункциональные игрушки,

мягкие плоскости, подиумы для отдыха, модули,

здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой)

Использование игрового спортивного оборудования,

игровых столов сложной конфигурации,

мебель – трансформер,

вертикальных разделителей,

кукольного театра,

костюмерной,

игрушек – заменителей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования  позволяет ребёнку не только искать и осваивать истину , но и «уходить»от неё в фантазию , в грёзы ,не только творчески строить , но и разбирать построенное , видеть не только прекрасное , но и безобразное.

Среда  должна представлять единый комплекс –цветовой ,звуковой, кинестетический(движение, осязание, обоняние и др.) модальностей.

Построение непересекающихся сфер активности позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно заниматься , не мешая друг другу , разными видами деятельности.

Организация функциональных помещений предусматривает  определения мест для размещения игрового оборудования так, чтобы была задействована не только групповая комната , но и другие помещения.(Спальная комната может быть использована для «тихих» игр, там же можно разместить пособия для развития движений; следует внимательно отнестись к возможностям использования раздевальной комнаты ,её ниши и стен ;так же особого внимания требует организация ванной комнаты, где возможно организовать эксперименты с водой и специальную ''мокрую игровую зону''.

Условно , в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы  ребенка:

-зона познавательного развития(учебная);может быть представлена мини-лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос), в ней имеются энциклопедии, игротеки;

-зона художественно-эстетического развития представляется средствами для изодеятельности ,детской художественной литературы, детскими музыкальными инструментами, ''стеной'' творчества, образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д;

-«лаборатория»содержит материал для проведения опытов;

-театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками , декорациями, ширмами;

-зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;

-в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями «Программы» имеются растения ,животные ,макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;

-игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства;

-конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного ,мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания , схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;

-«уголок уединения.»

-для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс , нестандартное оборудование для физического развития детей.

Для этого используются ширмы, нетрадиционно располагается мебель и оборудование, знаки и символы, стойки с цветами, подвижные перегородки и пр.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка

Эмоциональная насыщенность –неотъемлемая черта развивающей среды. Учитывая то ,что ребёнок в детском саду находится целый день ,то необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности.

Уголки уединения, личное пространство для каждого ребёнка-это специальное для ребёнка организованное место ,собственный «уголок»- то место где можно побыть одному

Для того чтобы обеспечить каждому ребёнку личное пространство , то есть собственное место, где он мог хранить свои секреты,  можно сшить индивидуальные сумочки ,кармашки на стульчики, в эту систему включаются и структурные ёмкости (например контейнеры) для личных вещей, игрушек, книг и т.п., принадлежащих только ребёнку  .Каждый ребёнок должен быть обеспечен кроватью и шкафом для  хранения одежды.

Для формирования и развития полноценного образа «Я» необходимо наличие в помещении разновеликих зеркал.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды. В группе должно быть не только уютно и комфортно ,но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного.

Сочетание категорий эстетического в разных видах искусства

Тематические выставки помогают ребёнку лучше познакомиться с народным творчеством.

С помощью колокольчиков и тарелок, которые размещены в удобном месте  ребёнок может импровизировать, наполняя комнату перезвоном.

После занятий в течение 3-5 минут можно устраивать музыкальные паузы, «минутку радости»,этюды на релаксацию , перед сном под спокойную классическую музыку –«минутку тишины» или слушание короткой сказки, в течение дня –«динамический час»(по перспективному плану)

Принцип открытости-закрытости

(развивающая предметно-пространственная среда должна иметь характер открытой , не замкнутой системы , способной к изменению , корректировке и , самое главное , развитию; такая система должна быть не только развивающей , но и развивающейся).Этот принцип может быть представлен в нескольких аспектах:

-открытость природе(способствует единству Человека и Природы);

-открытость культуре в её прогрессивных проявлениях;

-открытость обществу (особым правом участия в жизни детского учреждения пользуются родители);

-открытости своему «Я»,собственного внутреннего мира.

Организация «зелёных комнат»,»зимних садов» в помещениях.

Альбомы и папки с фотографиями должны хранится в доступном для ребёнка месте ,чтобы он мог по своему желанию рассматривать их.

Открытость обществу , народу формируется через расширение знаний о родном городе ,иллюстрации ,гербы, кукол в национальных костюмах. Декоративно-прикладное искусство способствует приобщение детей к русской народной культуре.

Принцип учёта половых и возрастных различий детей реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами

Создание специализированных игровых зон

-для мальчиков: ’’Уголок мастера”,транспортные игрушки ,конструктор ''Лего'' и многое другое, что привлекает именно мальчиков;

-для девочек :куклы различных размеров, ''Дом быта'','' Магазин'' ,доктор и многое другое ,что привлекает именно девочек

                                   

Требования к условиям реализации программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Перед педагогами ДОО стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной среды, включающей в себя следующие аспекты:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.

Согласно ФГОС ДО создаваемая в ДОО образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:

  • гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
  • способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
  • создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. Наполнение ориентировано на систематическое дополнение, обновление, вариативность. Пространственная организация среды – форма, а наполнение – содержание. Большую роль в организации образовательной среды играет баланс формы и содержания.

Алгоритм проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО предполагает поиск ответов на следующие вопросы.

«КОГО учить и воспитывать?» - учет психологических и физиологических особенностей дошкольников.

«ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» - определение целей и задач по всем направлениям развития и образования детей.

«ЧЕМУ учить?» - осознанное отношение к наполнению предметной среды.

«КАК учить и воспитывать?»- выбор методов и технологий образовательного процесса.

Проблемы в организации предметно-развивающей среды  в дошкольных образовательных организациях

1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).

3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).

4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.

5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.

6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.

7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.

8. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.

Среда, окружающая ребенка и влияющая на его развитие, должна быть безопасной, способствовать укреплению здоровья, созданию комфортных условий для воспитания. При формировании развивающей среды важно учитывать особенности детей группы: возраст, уровень развития, интересы, способности и склонности.

Организация предметно-развивающей среды – непременный элемент в осуществлении педагогического процесса, носящий развивающий характер. В связи с этим наиболее важные задачи развивающей среды можно определить таким образом:

  • предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности;
  • предметно-пространственная среда должна обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей;
  • среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления личного опыта;
  • предметно-пространственная среда должна выступать условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;
  • развивающая среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.

    Основания для проектирования предметно-развивающей среды ДОУ

Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно-пространственная среда проектируется на основе:

  • реализуемой в детском саду образовательной программы;
  • требований нормативных документов;
  • материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);
  • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
  • общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).

Нормативные документы, регламентирующие отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов являются:

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 -13", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26;
  • письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;
  • письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
  • Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  • Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

  • избавиться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
  • создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «Глаз- рука»), роста и предметного мира взрослых;
  • исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антрометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с  ФГОС должна осуществляться по видам детской деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, элементарно-трудовой, изобразительной.

Функции образовательной среды ДОУ:

  • Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
  • Информационная функция обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.
  • Функция сохранения психологического здоровья
  • Воспитывающая функция.
  • Развивающая функция среды является ведущей. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования педагоги должны придерживаться следующих принципов (по В.А.Петровскому):

  • Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки). Каждый ребенок может найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
  • Принцип активности, самостоятельности, творчества предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Привлечение воспитанников к совместному изменению предметно – развивающей среды провоцирует развитию познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Обязательным в оборудовании являются: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
  • Принцип стабильности-динамичности представляет возможность изменения среды. В игровых комнатах каждой возрастной группы должны быть:

(сборно-разборная мебель, игрушечная мебель, емкости для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха, игровое спортивное оборудование,  игровые столы сложной конфигурации, мебель - трансформер,  вертикальные  разделители, кукольный театр,  костюмерная,  игрушки-заменители)..

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон.

  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны или центры позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам. Важно иметь большое количество «подручных» материалов, которые творчески используются для решения различных игровых проблем (проволока, ленточки, пуговички и т.п.)
  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов предполагает эстетичное оформление группы: картины, скульптура. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.
  • Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми обществе нормами. Следует включать материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам: детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

       Варианты построения развивающей среды

  • Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
  •  Использование помещений спальни и раздевалки.

Создавая предметно-развивающую необходимо помнить правила:

  • среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции; (Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса).
  • необходимо гибкое и вариативное использование пространства; (Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка).
  • форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;
  • элементы декора должны быть легко сменяемыми;
  • в каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности;
  • организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы;
  • цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами; 
  • при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности; 
  • предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:

  • игровых зон;
  •  зон уединения;
  • современных игрушек;
  •  развивающих игр;
  • дидактического и демонстрационного материала;
  •  материала для продуктивной деятельности;
  •  атрибутики для творческой деятельности;
  • уголков экспериментирования;
  • уголка природы;
  •  логопедического уголка;
  •  фонотеку, видеотеку;
  • спортивного инвентаря и оборудования и т.д.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

  • спокойная: учебная, «уголок уединения», уголок книги;
  • средней интенсивности: театрализованная, музыкальная, зона конструирования;
  • зона насыщенного движения: спортивный уголок.

Условно, в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка:

  • зона познавательного развития (учебная); может быть представлена мини-лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос)в ней имеются энциклопедии, игротеки;
  • зона художественно-эстетического развития представляется средствами для изодеятельности, детской художественной литературы, детскими музыкальными инструментами, ''стеной'' творчества, образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.;
  • «лаборатория» содержит материал для проведения опытов;
  • театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками, декорациями, ширмами;
  • зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;
  • в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями ООП имеются растения, животные, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;
  • игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства;
  • конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;
  • «уголок уединения»;
  • для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс, нестандартное оборудование для физического развития детей.

Предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета» в детском саду

Разработка и создание оригинальной современной ПРС кабинета с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и создать конкуренци...

Презентация проекта «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета» в детском саду

Разработка и создание оригинальной современной ПРС кабинета с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и создать конкуренци...

Тема: «Участие родителей в построении предметно- пространственной развивающей образовательной среды в условиях ДОО и дома»

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметно – пространственной среды. Организация развивающе...

Консультация для воспитателей на тему «Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования»

Правильно созданная развивающая предметно-пространственная  среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действова...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...