Формирование взаимоотношений у старших дошкольников, их влияние на повседневную сферу.
методическая разработка (старшая группа) на тему

 В условиях детского сада игра – одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, т.к. в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую,  - игра и труд, игра и занятие.  Сюжетно – ролевая творческая игра  - первая проба социальных сил и первое их испытание. Педагогическая ценность игры состоит  и в том, что в процессе игры, помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения  - уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми.                                                                                                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_vzaimootnosheniy.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование взаимоотношений у старших дошкольников, их влияние на повседневную  сферу.                                                                                                                      

 В условиях детского сада игра – одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, т.к. в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую,  - игра и труд, игра и занятие.  Сюжетно – ролевая творческая игра  - первая проба социальных сил и первое их испытание. Педагогическая ценность игры состоит  и в том, что в процессе игры, помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения  - уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми.                                                                                                                                      Мы – воспитатели в игре выясняем: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступают ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли и т.д. Многократные наблюдения нам показали, что ребенок в процессе игры самостоятельно налаживает взаимоотношения  с коллективом, у него формируется коллективистские черты характера.  Тем самым игра сближается с задачами самовоспитания  и помогает ребенку в овладении своим поведением. Детская игра отражает тот уровень взаимоотношений детей, который сложится в данном коллективе: это обмен игрушками, радость и сопереживание одного ребенка или группы детей, за успехи  других, готовность подчиняться товарищу. Игры в коллективе вырабатывают организационные навыки. Дети в группе уже группируются самостоятельно, они свободно выбирают себе партнеров. Большей частью эти  группировки удачны – объединяются дети, которые  дружат между собой, имеют общие интересы, примерно одинаковы по умениям. Хотя бывают  и не удачные объединения.Совместно играющие дети часто оказывают  друг другу помощь, дают советы, контролируют действия. Мы постоянно следим, чтобы эти советы, помощь, взаимоконтроль активизировали детей, а не мешали инициативе. Например, дети играют в «Домино», Алена плохо знает ходы и правила игры, их ей постоянно напоминают товарищи. Алина медленно соображает, рассеянна. Не успеет взять карточку лото, как дети ей говорят: «Алина, у тебя…». Тем самым советы товарищей лишают этих детей самоконтроля. Мы установили, что при  такой  организации коллектива отдельные дети развиваются медленно, привыкают действовать по подсказке, надеются на других , у них не вырабатывается личная ответственность.

Между детьми могут возникать разногласия из-за распределения игровых принадлежностей. Чтобы игра сразу протекала спокойно, важно дать детям правила распределения между собой игрушек. Первый способ распределения игрушек или ролей по жребию. Дети не глядя, вытягивают карты лото, кому какая достанется, но мы надеемся, что позже станет возможной простая договоренность. Еще, например, в хороводных и подвижных играх возникает конфликт между детьми – кто начнет играть. Во многих играх начинающих первым имеет ряд преимуществ, держит инициативу игры в своих руках. Дети 5 лет уже понимают это, и им не безразлично кто начнет игру. В таких случаях мы широко применяем считалки. Когда в игре занято несколько детей, считалки полнее пригодны. Во многих дидактических играх для детей, как и в подвижных играх, имеются элементы соревнования. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Иногда это вызывает излишнее возбуждение, азарт. Мы таких случаев стараемся не допускать. Воспитываем у детей доброжелательные отношения друг к другу во время игры, вызываем желание хорошо выполнить задание и ни в коем случае не допускаем насмешек над проигравшими, бахвальства выигравших. Проигравшему ребенку внушаем веру в свои силы, даем ему возможность исправить ошибку. Мы учим детей радоваться успехам товарища, приучаем их справедливо решать споры, которые нередко возникают в игре.                             Наш опыт показал, что в игре складываются интересы и взаимоотношения детей, формируются первые навыки общественной жизни, только нужно умело руководить ими и вовремя направить в нужное русло.                          Способность общаться со сверстниками и взрослыми – это проявление коммуникативных особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми. Взаимоотношения с людьми играют огромную роль, и их ненормальность – это зачастую показатель каких-либо отклонений психического развития.      Ребенок, который мало общается со сверстниками – не принимается ими в свои игры или сам не желает играть из-за организовать общение, чувствует себя неуверенным, уязвленным, отвергнутым. Это может привести к формированию низкой самооценки, возрастанию робости, замкнутости, агрессивности. Поэтому моя задача, как воспитателя, заключается в том, чтобы помочь ребенку наладить взаимоотношения со сверстниками и этот фактор не тормозил развитию личности. В этом мне помогает театральная деятельность, т.к. именно она таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.                                                                                                   В этом году у нас старшая группа. Некоторые дети пришли уже со сложившимися дружескими взаимоотношениями и легко вступали в контакт. Кто-то был застенчив и постоянно отмалчивался, а у нескольких детей наблюдалась заниженная самооценка и они предпочитали играть в одиночестве.                                                                                                                              Свою работу я начала с театрально- психологических упражнений, которые помогают ребенку лучше понять себя и сформировать положительные отношения к самому себе. Это такие игры как: «Скучно, скучно так сидеть», «Ежики смеются», «Иголка и нитка», «Тропинка», «Имя», например, с помощью игры «Молчок» происходит коррекция поведения. Детям читается стихотворение А.Бродцкого «Новичок».                                                                         В детский сад пришел Молчок

Очень робкий новичок.

Он сначала был, не смел,

С нами песенок не пел.

А потом, глядим, привык.

Словно зайка - скок да прыг.

До чего же осмелел

Даже песенку запел.                                                                                                                 Это стихотворение обсуждалось с детьми. Мы все вместе выбирали «Молчка», который робко сидит на стуле. Затем согласно тексту, он преображается в смелого. Ребенок прыгал со стула и пел какую-нибудь знакомую песенку, а вся группа помогала и подпевала ему.                                                                            Очень мне и детям нравится одна игра-обсуждение «Взаимоотношения». Эта игра строится на обсуждении стихотворения Л.Кузминой «Дом с колокольчиком». В этом стихотворении рассказывается о том, что если ты в дом постучишься ласково и тихо, то есть с добрыми намерениями, то к тебе выйдет добрая старушка, которая приветливо встречает, угощает, старые и добрые сказки рассказывает. А если «ты в дом будешь стучать кулаком, поднимешь трезвон и гром, то выйдет Баба Яга, не слыхать тебе сказки и не видать пирога». После прочтения мы с детьми обсуждали стихотворение и делали вывод: от того как ты относишься к другим зависит то, как будут относиться к тебе. Я просила детей привести примеры данной ситуации из личного опыта или случайно увиденных ими сцен из жизни нашей группы. Также предлагала инсценировать данное стихотворение. Эта игра помогает развивать социальные эмоции, снять состояние эмоционального дискомфорта, а также некоторые сценические действия, ведь примеры из личного опыта гораздо легче разыграть, чем любое литературное произведение. После проведения таких театрально-психологических игр я стала замечать, что в группе стал создаваться благоприятный климат для непринужденного и свободного общения. Тогда я стала переходить к работе над театрально- хороводными играми, где участвуют дети всей группы, не зависимо от того какой ребенок: активный или робкий. Очень любима детьми хороводная игра «Живот-животок», по мотивам русской сказки «Теремок». Эта игра с юмором, от которой не отказываются даже самые молчаливые дети и проявляют желание побывать в главных ролях.                                                             Следующим этапом формирования дружеских взаимоотношений стала работа с пальчиковыми, кулачковыми и перчаточными куклами. Такие куклы сразу привлекли к себе внимание детей, но оказалось, что в силу слабого развития мелкой моторики рук многим детям было очень тяжело владеть некоторыми куклами, особенно перчаточными. Дети сразу стали спрашивать: «А как одеть перчатку?», «А как поставить пальчики, чтобы ушки у зайчика стояли?», «А как сделать, чтобы у волка пасть открывалась?». Пришлось, конечно же много тренироваться, чтобы дети владели перчаточными куклами. В первую очередь это получалось у более активных детей, а малоактивные снова стали тушеваться. Тогда я решила построить обучение вождение куклами на основе взаимопомощи и взаимовыручки. Это очень помогло: сильные дети с удовольствием помогали свою помощь, а неуверенные в себе дети с радостью ее принимали, и даже все оборачивали в шутку, припоминая смешные истории или сюжеты из мультфильма. В такие моменты хорошо наблюдались добрые отношения между сверстниками, отзывчивость, сплоченность, а некоторые дети забывали о своей агрессии. Именно такие отношения стали базисом для постановки спектакля «Русачок», который дети нашей группы показали для детей детского сада. В постановке спектакля мы всегда стараемся задействовать детей всей группы: и лидеров, и малоактивных, для того, чтобы застенчивые дети чувствовали свою значимость и необходимость. Поэтому в постановки спектаклей добавляем танцы, общие танцы, сольные песни, песни для исполнения всей группы.  И по сравнению с началом учебного года стало заметно наблюдаться то, что те дети, которые категорически отказывались участвовать в инсценировке коротких миниатюр, стали проявлять большой интерес и незаурядную активность во время предложения ими выбрать роль по своему вкусу.  Таким образом, именно через театральную деятельность у детей появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что позволяет образовать психологическую готовность к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ СФЕРУ» (ИЗ ОПЫТА)

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕТЕМА:«ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ СФЕРУ» (ИЗ ОПЫТА) 2009 год...

Формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников

Формирование доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям, в том числе и к сверстникам, можно считать, государственным заказом....

Статья: «Традиционные и современные подходы к формированию взаимоотношений у старших дошкольников, как средство реализации целевых ориентиров ФГОС ДО»

В статье размещён авторский опыт работы по формированию взаимоотношений  у старших дошкольников. Раскрыты методы, используемые педагогом для внедрения современных образовательных технологий в обр...

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ СФЕРУ»

Консультация по формированию взаимоотношений у старших дошкольников,их влияние на поведенческую сферу...

Доклад к семинару "Формирование коммуникативных умений старших дошкольников под влиянием занятий физической культурой"

В двигательной деятельности детей складываются определенные формы общения с другими детьми и взрослыми....

«Формирование взаимоотношений у старших дошкольников, их влияние на поведенческую сферу»

В старшем возрасте дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры.В этих играх складываются благоприятные условия для формированиявзаимоотношений между детьми, как партнёров, товарищей, выпо...